Мотивационно-ориентировочный этап.
- Этап актуализации.
Цель данного
этапа: формирование эмоциональной удовлетворённости учащихся своими знаниями
и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание для
учащихся «ситуации успеха». Дети должны продемонстрировать то, что они уже
умеют и знают. Это помогает создать положительный эмоциональный фон урока. На
данном этапе не рекомендуется проведение групповой работы. Наилучшим
сочетанием здесь является сочетание фронтальной и самостоятельной работы
учащихся. Обратная связь с детьми в этой части урока и других осуществляется
с помощью сигнальных карточек: «зелёная», «красная».
«зелёная» - согласен
«красная» - не согласен.
- Этап мотивации.
Цель данного
этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности.
Закрепление «ситуации успеха».
- Этап постановки УЗ.
Основное звено мотивационно-ориентировочной
части учебного занятия.
Цель данного
этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования,
преобразование конкретной практической задачи в УЗ, к открытию нового способа
деятельности. На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы
должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?» Здесь на фоне
«ситуации успеха» создаётся аналогичная по внешним признакам, но более
сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит
собственных знаний и несовершенство ранее открытого способа решения новой
учебной задачи.
|
На доске записан текст:
Кого только не увидишь в Московском
зоопарке! Есть там и [кракад’илы], и [сланы], и [м’идв’эд’и].
- Прочитайте текст.
- Запишите, каких животных можно встретить в
Московском зоопарке, только так, чтобы не сделать ни одной ошибки. Что для
этого нужно сделать?
- И выделите в этих словах основу и
окончание.
- Давайте первое слово запишем вместе.
Назовите слабую позицию в слове [кракад’илы].
- Запишем слово с пропуском: кр_к_дилы.
- Выделим основу и окончание. Что для этого
нужно сделать?
- Молодцы!
- Хорошо работать вместе! Хотите каждый
проверить свои силы?
- Тогда два других слова запишите
самостоятельно.
Самопроверка (на доске записан
правильный вариант):
сл_ны м_дведи
- Проверьте, все ли выполнили задание
правильно?
- Поднимите руки, кто сделал всё без ошибок.
- Вы большие молодцы!
- А ещё в Московском зоопарке можно
встретить таких животных.
На доске появляется слово:
к_ты
- Кого же ещё можно встретить в зоопарке?
На доске:
к_ты
[а]
[и]
- Ребята, почему же так получилось: слово
записано одно, а вариантов прочтения слова два?
- Удобна такая запись?
- А не пора ли нам с вами писать без пропусков?
- Тогда запишите у себя в тетрадях слово [каты]
без пропусков ОСП. Только сделайте это тихо.
Все варианты написания учитель выносит
на доску для обсуждения.
(если такая ситуация не возникает, вводится специальный
приём РО - ребята в другом классе написали …)
- В ваших тетрадях я увидела, что слово написано по-разному.
Варианты написания – на доске:
коты, каты, к_ты
- Кто написал так же, как в 1 случае?
так же, как во 2 случае?
так же, как в 3 случае?
- Странно, слово одно, а мнения о написании разные.
Написание любого слова едино. У нас не получилось единого написания.
Почему?
- Либо мы что-то делаем не так, либо чего – то не знаем. Что
мы не знаем?
- Совершенно верно, мы не знаем, как правильно записать это
слово. Но ведь у нас же есть словарь. Давайте проверим по словарю, как
пишется это слово.
- А ваши родители проверяют написание каждого слова по
словарю?
- Удобный способ?
- Может быть, наши гости знают, как пишется это слово?
Давайте спросим у них. Только ведь этот способ тоже не очень удобный. Ведь
взрослый не всегда может быть рядом.
- Как же быть? Может быть, взрослым известен какой-то важный
секрет написания русских слов, а мы о нем пока не знаем?
- Кто хотел бы открыть сегодня этот секрет?
На доске появляется
модель:
- Значит, какая задача стоит перед нами на уроке?
|
Дети читают текст.
- Записать слова с пропуском
ОСП.
- Звуки [а], [ы].
- Слово нужно изменить по числу: крокодил.
Та часть, которая изменилась, будет окончание, а всё остальное - основа.
- Да.
Дети записывают слова с пропуском ОСП и
выделяют в основу и окончание.
Дети сравнивают свою работу с образцом на
доске.
Предполагается, что все дети справятся с
заданием.
Дети высказывают разные варианты: КИТЫ и
КОТЫ.
- Мы не знаем, какой звук выбрать. Они оба
подходят.
-Нет. Слова можно читать по-разному.
Дети соглашаются.
Дети записывают слово [каты] без пропусков
ОСП.
Предполагается, что варианты записи слова
будут разными: коты, каты, к_ты.
Дети поднимают руки.
- Какой буквой обозначить звук в слабой
позиции.
После поиска дети делают вывод – такого
слова в словаре нет.
- Нет.
- Нет.
- Открыть новый способ проверки орфограмм
слабых позиций гласных звуков.
|
|
Операционно-исполнительный
этап.
1. Этап
планирования.
Цель этого
этапа: поиск нового способа деятельности, решение поставленной УЗ.
|
- Итак, нам нужно обозначить звук [а] в
слове [к а т ы] буквой. Какие буквы спорят за это место в слове?
- Можем ли мы принять на работу и ту и
другую?
- Как же нам выбрать букву? Может быть,
нужно поработать со словом?
- Сколько предметов называет слово [к а т
ы]?
- Измените слово так, чтобы оно
называло один предмет.
- Запишем это изменение звуками.
На доске появляется запись:
[к а т ы]
[к о т]
- Выделим основу и окончание.
На доске появляется запись:
- В каких позициях находятся звуки [а] и
[о]?
- Какой буквой обозначим звук [о]?
- А слова эти разные или одинаковые? Давайте
сравним.
На доске появляется запись:
- А раз слова одинаковые, то и писаться они
должны одинаково. Теперь вы можете обозначить гласный звук в слабой позиции?
Можете записать слово [к а т ы] без пропуска?
- Как?
- Какое событие сейчас произошло?
- Какой?
- Ребята, такой способ в русском языке
называют законом русского письма.
- Мы с вами так долго и много говорили. А
нельзя ли всё это записать покороче, в виде модели?
- Я предлагаю вам поработать в группах и
изобрести модель этого способа, краткую запись.
Все работы вывешиваются на доску для
обсуждения, выбирается наиболее удачная модель, если требуется, то вносятся
дополнения.
В итоге получается модель:
- Как вы думаете, а открытый нами способ
подходит для всех слов? Или, может быть, это какое-то исключение, и такой
замечательный способ проверки справедлив только для слова [к а т ы]? Как нам
это узнать?
- В самом начале у нас с вами ещё было слово
[к и т ы]. Давайте проверим.
- Запишем слово [к и т ы] с пропуском ОСП.
- Выделим основу и окончание.
- Изменим слово и найдём сильную позицию
звука в той же основе.
- Обозначим звук буквой по его сильной
позиции.
- Молодцы!
|
- Буквы А и О.
- Нет.
- Слово нужно изменить.
- Несколько.
- Кот.
- Звук [а] – в слабой позиции, а звук [о] –
в сильной позиции.
- Буквой О.
Дети приходят к выводу, что слова эти
одинаковые, только изменённые. И звуки, интересующие нас, находятся в одной
и той же основе слова.
- Да.
- Звук в слабой позиции обозначим той же
буквой, что и звук в сильной позиции – буквой О.
Дети записывают слово - коты.
- Открыли новый способ проверки орфограмм
слабых позиций.
- Слабую позицию гласного проверяй по
сильной позиции в той же основе слова.
- Нужно проверить этот способ на других
словах.
к_ты
к_ты
к_ты – ки_
киты – ки_
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.