Главная / Русский язык и литература / конспект урока по русскому языку Обращение. Знаки препинания при обращении

конспект урока по русскому языку Обращение. Знаки препинания при обращении

Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении.

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»,  элементов метода проектов

Тип урока: комбинированный (

Вид урока: урок-исследование (работа с информационным текстом)

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»;

- Составление кластера ;

- метод инсерта - маркировки текста:

- объединение информации в блоки через сопоставление;

- синквейн;

- перекрёстная дискуссия;

Оборудование:

- раздаточный материал;

- презентация урока

Цель урока: углубить знания об обращении, о распространении и способах морфологического выражения обращений, о пунктуации при обращении; расширить представление о принятых формах обращении

Задачи урока:

Образовательная:

-обобщить и расширить знания студентов по теме «Обращение»;

- находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

Развивающая:

- продолжить работу по развитию навыков связной речи и грамотного письма;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Воспитательная

- воспитывать стремление к культурному речевому общению;

- используя примеры из художественной литературы, воспитывать любовь к языку, к его красоте и выразительности.

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

-  овладение проектным методом мышления


Ход урока

1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.

 Блиц-опрос:

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)

  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

- Да, тема сегодняшнего урока: «Обращение и знаки препинания при нём» Нам необходимо будет научиться находить обращение в тексте, выделять его на письме, читать с нужной интонацией предложения с обращением.

Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни. Но так ли уж просто обращение? Для начала вспомним, что такое обращение, как отличить его от похожих конструкций, как выделить его на письме.

Совместное определение темы и цели урока.

Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть. (Учащиеся определяют основные вопросы).
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Стадия вызова. Прием «мозговой штурм».

На доске проецируется отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

- Гей, добрый человек!- закричал я старику.- Скажи, не знаешь ли где дорога?

- Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку?

- Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега?

Беседа с классом:

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?

- Назовите слова, с которыми обращаются ямщик и рассказчик к незнакомцу.

- Как называются эти слова?

- Что такое обращение?

4. Составление кластера

Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении. Обсудите в группе.

- Структурируйте свои сведения, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). Проиллюстрируйте примерами все теоретические положения.

5. Отчёт групп о результатах работы.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному студенту от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

- Какие трудности встретились вам при его составлении?

Стадия осмысления

1. Работа с информационным текстом

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст используя метод инсерта - маркировки текста:

Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;

- “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения; “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

- После прочтения текста заполните (кратко) таблицу (у каждого студента) с соответствующими маркировке графами:

Знаю ( Y )

Новое ( + )

Вызывает сомнение ( - )

Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения ( ? )

О – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Может быть распространённым и нераспространённым. Имеет форму именительного падежа. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выделяется запятыми или восклицательным знаком.

Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О.

Почему обращение не является членом предложения?

Только ли звательная интонация используется при обращении? А побудительная?

Тонкие вопросы: что такое обращение? Какие бывают обращения? Чем могут быть выражены обращения? Являются ли обращения членами предложения? Как они выделяются на письме?

Толстые вопросы: Какие смысловые оттенки могут выражать обращения? Какие функции выполняют обращения?


Стадия рефлексии

1. Беседа с классом по вопросам

- Что из того, что вы прочитали в тексте об обращении, вам уже было знакомо? Перечислите эту информацию.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав правило ? Перечислите её, подтвердив примерами.

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

- Какие тонкие вопросы вы приготовили? Задайте их другой группе. Ответим на них.

- Какие толстые вопросы вы приготовили? Задайте их. Ответим на них.

2. Возвращение к кластеру

- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

- Какие вопросы у вас возникли во время работы с текстом и обсуждения?

- Кто может дать ответ на этот вопрос?

- Дайте полный устный ответ об обращении с примерами по кластеру.

- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.


5.Выполнение практических заданий

Групповая работа. Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные предложения. Объедините предложения в блоки по признакам, запишите примеры для каждого блока.

1 блок «Предложения с распространенными и нераспространенными обращениями»( устно)

1.С тобой, с тобой я, Русь! (М.Керченко)

2.Идите, люди, на мои поляны… (А.Баева)

3. Старый клен, ты ж из летней династии! (А.Виноградов)

4. Где же ты, тихая гавань моя? (А.Сурин)

5.Процветай же, родная земля! (В.Ступина)


Предложения с распространенными обращениями (3,4,5)

Старый клен, ты ж из летней династии! (А.Виноградов)

Где же ты, тихая гавань моя? (А.Сурин)

Процветай же, родная земля! (В.Ступина)

Предложения с нераспространенными обращениями(1,2)

С тобой, с тобой я, Русь! (М.Керченко)

Идите, люди, на мои поляны… (А.Баева)


2 блок «Способы выражения обращений» (имя существительное, имя прилагательное) (цифровой диктант)

имя существительное (2), имя прилагательное(1,3,4), причастие(5)

1.Прощайте, милые, мне вслед цветите рано! (А.Баева)

2.Эй, дождик, не ленись! (А.Баева)

3. Лес мой, милый, я по праву говорю, любя… (А.Виноградов)

4. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.)

5.Обучающиеся! Настойчиво добивайтесь успехов в учёбе.

3 блок «Сфера употребления»:

Маш, дай ручку.

Петь, а Петь, приходи пораньше

Синяя тучка! Скорей! Скорей! Слезы восторга над степью пролей! (М.Керченко)

Мама! Папа! Идите скорее сюда.

За что, о небо, к нам сурово… (Л.Туманова)

в разговорной речи:

Маш, дай ручку.

Петь, а Петь, приходи пораньше.

Мама! Папа! Идите скорее сюда

в поэтической речи:

Синяя тучка! Скорей! Скорей! Слезы восторга над степью пролей! (М.Керченко)

За что, о небо, к нам сурово… (Л.Туманова)

-Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I группа

  1. Не трещите морозы в заповедном бору. (Не трещите , морозы, в заповедном бору.)

  2. К утру мороз крепчал.

  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. (Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!)

  4. Муравьи санитары леса.

  5. Догорай костёр дотла. (Догорай, костёр, дотла.) I - 1, 3, 5


II группа

  1. Что ты рано осень в гости к нам пришла. Что ты рано в гости,осень, к нам пришла?

  2. Подкралась осень незаметно.

  3. Песню эту пронесём друзья по свету. Песню эту пронесём, друзья, по свету.

  4. Друзья познаются в беде.

  5. Прощай любимый город. Прощай, любимый город! II - 1, 3, 5

-Задание В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:

Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

1

4

3

5

2

Предложения:

  1. Сергей Сергеевич, это вы ли?

  2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.

  3. Пошёл, кучер!

  4. Я и не отговариваюсь, тётушка.

  5. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

-Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова . Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Отрывок 1: окаянная, ребята; 2: Порфирий, голубчик мой, Миша, друг детства.)

Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии

Задание. Прослушайте сообщение студента о традиционных обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране.(студент рассказывает о том, что в большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции – мадам, месье и т.п.)
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:
доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине
.
Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (
каждая группа приводит свои аргументы для доказательства отстаиваемой точки зрения.)
Учитель на этом этапе должен регулировать процесс обсуждения проблемы, при необходимости «подливать масло в огонь», используя следующие материалы.

В 80-е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска В.Резниченко «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка», «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец», «мамочка», «мамаша», но она так и не откликнулась.
* * *
«Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!»
(В.Я. Канторович)
* * *
«Даже назвав себя господами, мы остаемся товарищами по несчастью».
(Е.Тарасов)
* * *
«...при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника...»
(Н.И. Формановская)
Итак, подводя итоги нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской, которая в книге «Вы сказали: “Здравствуйте!”» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имен, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!».

Групповая работа.

Словарная работа: (от греч. epistole  письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемыйадресату для сообщения определенных сведений.

1.Задание : «Исследование обращений в художественных текстах и эпистолярных жанрах »:

Объект исследования: художественные тексты, эпистолярные жанры

Цель исследования: найти в художественных текстах и эпистолярных жанрах обращения и определить их значения .

Обращения, в исследуемых художественных текстах и эпистолярных жанрах можем рассматривать по следующим признакам:
- обращения, выражающие предмет (лицо)
-обращения, выражающие характеристику, эмоциональную оценку

по лицу, которое использует их в своей речи:
- по адресату:
- по строению:
-по способу выражения:
- по типу предложений, в которые они включены:


1. Использование обращений в художественных текстах

Группа 1.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу. (С. Орлов.)
Проверка выполнения задания.
- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.
- Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.
- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

(обращения “колокольчики мои”, “цветики степные”, “тёмно-голубые”, “родная” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения)
- Охарактеризуйте стилевые черты отрывков.
- Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств).
- Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Группа 2.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.ливая мать! Я пойду за д.рожным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.)
Проверка выполнения задания.
- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.
- Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.
- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

(Обращения “метель”, “мороз”, “ветер” только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения “о моя терпеливая мать” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.)
- Охарактеризуйте стилевые черты отрывков.
- Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств).
- Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

2. Использование обращений в ЭПИМТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ

Группа 1.
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?
Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок!
Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…
Я крепко целую тебя, моя родная…

(Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)
(Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.)
Проверка выполнения задания.
- Прочитайте выразительно отрывки из писем.
- Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери.
- Какое отношение к адресату передают данные обращения?
(Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.)
- Чему учат нас эти письма?

Группа 2.
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?

Дорогая мамочка!
…Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…
Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…

(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)
(Дорогая мамочка, моя ненаглядная – распространённые обращения, суффикс – ОЧК- .)
Проверка выполнения задания.
- Прочитайте выразительно отрывки из писем.
- Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери.
- Какое отношение к адресату передают данные обращения?
(Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.)
- Чему учат нас эти письма?


-Составьте текст короткой рекламы нашего колледжа. В нем должно быть обращение.

Принцип рекламы:

К кому обращаетесь?

Чье внимание хотите привлечь?

Преимущество именно нашего колледжа ( преподавателя, директор, здание, студентов)

6. Заключительный этап

1. Беседа

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

Составление синквейна

- Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обращение”.

Схема

1. Существительное (тема).

2. Прилагательное - прилагательное.

3. Глагол - глагол - глагол.

4. Фраза из четырёх слов.

5. Существительное (синоним темы, эмоциональная точка).

Обращение

вежливое убедительное

привлекло подготовило побудило

Оживило наше приятное общение!(Вежливое обращение привлекло внимание. Он подготовил убедительное обращение.)

Слово(речь,призыв)

Домашнее задание 

Напишите начало письма маме, бабушке. Используйте разнообразные обращения как средства выражения своего отношения к самому близкому или любимому человеку. (Это письмо может быть поздравление с днем рождения или другим праздником).





конспект урока по русскому языку Обращение. Знаки препинания при обращении
  • Русский язык и литература
Описание:

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо», элементов метода проектов

Тип урока:  комбинированный (

Вид урока: урок-исследование (работа с информационным текстом)

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»;

-Составление кластера ;

- метод инсерта - маркировки текста:

- объединение информации в блоки через сопоставление;

- синквейн;

-перекрёстная дискуссия;

Оборудование:

- раздаточный материал;

- презентация урока 

Цель урока: углубить знания  об обращении, о распространении  и способах  морфологического  выражения  обращений, о пунктуации при обращении; расширить  представление  о принятых формах  обращении

Задачи урока:

Образовательная:

-обобщить и расширить знания  студентов по теме «Обращение»;

   - находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

Развивающая:

  - продолжить работу  по развитию навыков  связной речи и грамотного письма;

  - развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Воспитательная

- воспитывать  стремление  к культурному  речевому общению;

- используя примеры из художественной литературы, воспитывать любовь к языку, к его красоте и  выразительности.

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

- овладение проектным методом мышления

 

                                             Ход урока

1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.

 Блиц-опрос:

1.     Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

2.     Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

3.     Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

4.     Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

5.     Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

6.     Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)

7.     Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

8.     Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

9.     Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

- Да, тема сегодняшнего урока: «Обращение и знаки препинания при нём» Нам необходимо будет научиться находить обращение в тексте, выделять его на письме, читать с нужной интонацией предложения с обращением.

Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни. Но так ли уж просто  обращение? Для начала вспомним, что такое обращение, как отличить его от похожих конструкций, как выделить его на письме.

Совместное определение темы и цели урока.

Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть. (Учащиеся определяют основные вопросы).
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Стадия вызова.
Прием «мозговой штурм».

На доске проецируется отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

- Гей, добрый человек!- закричал я старику.- Скажи, не знаешь ли где дорога?

- Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку?

- Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега?

Беседа с классом:

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?

- Назовите слова, с которыми обращаются ямщик и рассказчик к незнакомцу.

- Как называются эти слова?

- Что такое обращение?

4. Составление кластера

Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении. Обсудите в группе.

- Структурируйте свои сведения, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). Проиллюстрируйте примерами все теоретические положения.

5. Отчёт групп о результатах работы.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному  студенту от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

- Какие трудности встретились вам при его составлении?

Стадия осмысления

1. Работа с информационным текстом

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст используя метод инсерта - маркировки текста:

“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;

“ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения; “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

- После прочтения текста заполните (кратко) таблицу (у каждого  студента) с соответствующими маркировке графами:

Знаю ( Y )

Новое ( + )

Вызывает сомнение ( - )

Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения ( ? )

О – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Может быть распространённым и нераспространённым. Имеет форму именительного падежа. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выделяется запятыми или восклицательным знаком.

Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О.

Почему обращение не является членом предложения?

Только ли звательная интонация используется при обращении? А побудительная?

Тонкие вопросы: что такое обращение? Какие бывают обращения? Чем могут быть выражены обращения? Являются ли обращения членами предложения? Как они выделяются на письме?

Толстые вопросы: Какие смысловые оттенки могут выражать обращения? Какие  функции выполняют обращения?

Стадия рефлексии

1. Беседа с классом по вопросам

- Что из того, что вы прочитали в тексте об обращении, вам уже было знакомо? Перечислите эту информацию.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав правило ? Перечислите её, подтвердив примерами.

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

- Какие тонкие вопросы вы приготовили? Задайте их другой группе. Ответим на них.

- Какие толстые вопросы вы приготовили? Задайте их. Ответим на них.

2. Возвращение к кластеру

- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

- Какие вопросы у вас возникли во время работы с текстом и обсуждения?

- Кто может дать ответ на этот вопрос?

- Дайте полный устный ответ об обращении с примерами по кластеру.

- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.

 

5.Выполнение практических заданий

Групповая работа. Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные предложения. Объедините  предложения   в блоки  по признакам, запишите примеры для каждого блока.

1 блок «Предложения с распространенными и нераспространенными обращениями»( устно)

1.С тобой, с тобой я, Русь! (М.Керченко)

2.Идите, люди, на мои поляны… (А.Баева)

3. Старый клен, ты ж из летней династии! (А.Виноградов)

4. Где же ты, тихая гавань моя? (А.Сурин)

5.Процветай же, родная земля! (В.Ступина)

 

Предложения с распространенными обращениями  (3,4,5)

Старый клен, ты ж из летней династии! (А.Виноградов)

Где же ты, тихая гавань моя? (А.Сурин)

Процветай же, родная земля! (В.Ступина)

Предложения с нераспространенными обращениями(1,2)

С тобой, с тобой я, Русь! (М.Керченко)

Идите, люди, на мои поляны… (А.Баева)

 

2 блок «Способы выражения обращений» (имя существительное, имя  прилагательное) (цифровой диктант)

имя существительное (2), имя  прилагательное(1,3,4), причастие(5)

1.Прощайте, милые, мне вслед цветите рано! (А.Баева)

2.Эй, дождик, не ленись! (А.Баева)

3. Лес мой, милый, я по праву говорю, любя… (А.Виноградов)

4. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.)

5.Обучающиеся! Настойчиво  добивайтесь успехов в учёбе.

3 блок  «Сфера употребления»:

 Маш, дай ручку.

Петь, а Петь, приходи пораньше

Синяя тучка! Скорей! Скорей! Слезы восторга над степью пролей! (М.Керченко)

 Мама! Папа! Идите скорее сюда.

За что, о небо, к нам сурово… (Л.Туманова)

в разговорной речи:

Маш, дай ручку.

Петь, а Петь, приходи пораньше.

Мама! Папа! Идите скорее сюда

в поэтической речи:

Синяя тучка! Скорей! Скорей! Слезы восторга над степью пролей! (М.Керченко)

 За что, о небо, к нам сурово… (Л.Туманова)

-Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I группа

1.     Не трещите морозы в заповедном бору. (Не трещите , морозы, в заповедном бору.)

2.     К утру мороз крепчал.

3.     Вылезайте муравьи после зимней стужи. (Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!)

4.     Муравьи санитары леса.

5.     Догорай костёр дотла.(Догорай, костёр, дотла.)I - 1, 3, 5

 

II группа

1.     Что ты рано осень в гости к нам пришла. Что ты рано в гости,осень, к нам пришла?

2.     Подкралась осень незаметно.

3.     Песню эту пронесём друзья по свету. Песню эту пронесём, друзья, по свету.

4.     Друзья познаются в беде.

5.     Прощай любимый город.Прощай, любимый город!II  - 1, 3, 5

-Задание  В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:

Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

1

4

3

5

2

Предложения:

1.     Сергей Сергеевич, это вы ли?

2.     Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.

3.     Пошёл, кучер!

4.     Я и не отговариваюсь, тётушка.

5.     Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

-Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова . Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Отрывок 1: окаянная, ребята; 2: Порфирий, голубчик мой, Миша, друг детства.)

Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии

Задание. Прослушайте сообщение студента о традиционных обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране.(студент рассказывает о том, что в большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции – мадам, месье и т.п.)
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.
        Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (
каждая группа приводит свои аргументы для доказательства отстаиваемой точки зрения.)
Учитель на этом этапе должен регулировать процесс обсуждения проблемы, при необходимости «подливать масло в огонь», используя следующие материалы.

В 80-е годы в «Литературной газете» была напечатана юмореска В.Резниченко «Несуществующее существительное», в которой автор рассказывал о том, какие мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл ее «девушка», «женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец», «мамочка», «мамаша», но она так и не откликнулась.
* * *
«Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!»
(В.Я. Канторович)
* * *
«Даже назвав себя господами, мы остаемся товарищами по несчастью».
(Е.Тарасов)
* * *
«...при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника...»
(Н.И. Формановская)
Итак, подводя итоги нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской, которая в книге «Вы сказали: “Здравствуйте!”» пишет: «Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имен, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!».

Групповая работа.  

Словарная работа: (от греч. epistole  письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемыйадресату для сообщения определенных сведений.

1.Задание :«Исследование обращений в художественных текстах и эпистолярных жанрах »:

Объект исследования: художественные тексты, эпистолярные жанры

Цель исследования: найти в художественных текстах и эпистолярных жанрах обращения  и определить их значения .

Обращения, в исследуемых художественных текстах и эпистолярных жанрах можем рассматривать  по следующим признакам:
- обращения,  выражающие предмет (лицо)
-обращения,  выражающие характеристику, эмоциональную  оценку
по лицу, которое  использует их в своей речи:
- по адресату:
- по строению:
-по способу выражения:
- по типу предложений, в которые они включены:

 

1. Использование обращений в художественных текстах

Группа 1.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

    К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу. (С. Орлов.)
 Проверка выполнения задания.
- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.
- Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.
- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
(обращения “колокольчики мои”, “цветики степные”, “тёмно-голубые”, “родная” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения)
- Охарактеризуйте стилевые черты отрывков.
- Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств).
- Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Группа 2.
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.ливая мать! Я пойду за д.рожным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.)
Проверка выполнения задания.
- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.
- Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.
- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
(Обращения “метель”, “мороз”, “ветер” только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения “о моя терпеливая мать” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.)
- Охарактеризуйте стилевые черты отрывков.
- Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств).
- Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

2. Использование обращений в ЭПИМТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ

Группа 1.
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?

Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок!
Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…
Я крепко целую тебя, моя родная…
(Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)
(Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.)
 Проверка выполнения задания.
- Прочитайте выразительно отрывки из писем.
- Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери.
- Какое отношение к адресату передают данные обращения?
(Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.)
- Чему учат нас эти письма?

Группа 2.
Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?
Дорогая мамочка!
…Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…
Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…
(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)
(Дорогая мамочка, моя ненаглядная – распространённые обращения, суффикс – ОЧК- .)
 Проверка выполнения задания.
- Прочитайте выразительно отрывки из писем.
- Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери.
- Какое отношение к адресату передают данные обращения?
(Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.)
- Чему учат нас эти письма?

 

-Составьте  текст  короткой рекламы  нашего колледжа. В нем должно быть обращение.

Принцип рекламы:

К кому обращаетесь?

Чье внимание хотите  привлечь?

Преимущество  именно нашего  колледжа ( преподавателя, директор, здание, студентов)

6. Заключительный этап

1. Беседа

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

Составление синквейна

- Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обращение”.

Схема

1. Существительное (тема).

2. Прилагательное - прилагательное.

3. Глагол - глагол - глагол.

4. Фраза из четырёх слов.

5. Существительное (синоним темы, эмоциональная точка).

Обращение

вежливое убедительное

привлекло подготовило  побудило

Оживило наше приятное общение!(Вежливое обращение привлекло внимание.  Он подготовил убедительное обращение.)

Слово(речь,призыв)

Домашнее задание 

 

Напишите начало письма маме, бабушке. Используйте разнообразные обращения как средства выражения своего отношения к самому близкому или любимому человеку. (Это письмо может быть поздравление с днем рождения или другим праздником).

Автор Еркебаева Гулнар Тулеуовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1849
Номер материала 51767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓