Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему:"Прямая и косвенная речь" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Прямая и косвенная речь" (8 класс)



Конспект урока по русскому языку в 8классе:

«Прямая и косвенная речь»


Автор: Плотникова Любовь Петровна
Место работы: МОУ «ООШ №78» город Саратов
Должность: учитель русского языка и литературы

Контакты: l.p.plotnikova@yandex.ru

Аннотация.
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Прямая и косвенная речь». Проводится   с использованием средств ИКТ, нацелен на развитие  коммуникативной компетенции обучающихся. Проходит обобщение знаний, умений и навыков по теме: «Прямая и косвенная речь». Урок состоит из следующих этапов:
-    Презентация домашнего задания.
-    Орфографическая разминка.
-    Синтаксическая разминка.
-    Выводы.
Требуемое оборудование к уроку: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Тема:  Обобщающий урок по теме: «Прямая и косвенная речь».
Класс: 8
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Цель:  
1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме  «Прямая и косвенная речь».
2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.
Форма урока: традиционный
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Ход урока.

I.    Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке вы попробуете себя в роли редакторов и журналистов. Журнал наш называется «Школьная жизнь». Работа журнала будет проходить в рамках темы «Прямая и косвенная речь». Мы обобщим знания по этой теме и создадим собственный видео-журнал или презентацию.
         Как и в любом деле, в любой отрасли все организации разрабатывают план работы. Вот и у нас в редакции существует план работы, план урока. Давайте посмотрим, что мы будем делать на уроке.

- Блиц-опрос.
-    Презентация домашнего задания.
-    Орфографическая разминка.
-    Синтаксическая разминка.
-    Работа над разделами журнала «Школьная жизнь».
-    Выводы.

Ход урока.

Урок начинается с блиц - опроса "Что такое прямая речь?".

Прямая речь-это:

1)точная передача чужой речи (да);

2) прямая речь передает высказывание любого лица (да);

3)прямая речь передает слова автора, произнесенные им ранее (да);

4)прямая речь выделяется голосом, интонацией; на письме заключается в кавычки (да);

5)прямая речь бывает только повествовательным (нет);

6)косвенная речь связывается словами автора при помощи союзов, а прямая речь - без союза (да);

7)в предложениях с прямой речью употребляются частицы и междометия, а в предложениях с косвенной речью они опускаются (да);


II.    Опрос домашнего задания.
Итак, начнем? Вашим домашним заданием было найти высказывания о чужой речи. Эти высказывания станут первой страницей журнала. Что вы приготовили? (ответы учащихся).
III.    Орфографическая разминка.
Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать журналист и редактор? (грамотностью). Да, и именно поэтому первое, что мы сделаем – проведем орфографическую разминку.
Предпол..гает..ся взять  инт…рв…ю; хочет..ся  пр..влеч..  вн..мание;  выл..ется  (на)ружу;  выл…жим  информацию; пр..одолева..м  пр..грады;  (не)прерывно  работать; стро..ш..  предл…жжение; провер..те  оши…ки; интерес…ная стат…я.
IV.    Синтаксический разбор.
Еще одним важным качеством является умение правильно строить предложения и хорошо разбираться в синтаксической конструкции предложений. Чтобы отработать эти навыки, сделаем синтаксический разбор.
Использование элементов чужого текста, которые при этом могут принадлежать различным лицам, представляет основной способ выражения различных точек зрения.
Предложение повеств., невоскл., эмоц.- неокр., состоит из двух предикативных единиц, 1-  использование элементов чужого текста представляет основной способ выражения различных точек зрения. 2 - которые при этом могут принадлежать различным лицам. 1-ое главное предложение, 2-ое придаточное, придаточное – определительное, связано с главным союзным словом  «который».
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
V.    Работа по теме урока.
Слово учителя. Прежде, чем мы приступим, определимся с основными понятиями, которые пригодятся нам в работе и повторим тему «Понятие о чужой речи».
Фронтальный опрос.
- Что такое «Чужая речь»?
- На какие аспекты делится чужая речь?
- Какие способы используются для передачи чужой речи?
     Способы передачи чужой речи
1.    Прямая речь со словами автора. Пр.: «Смотри, смотри, что такое!» – первым крикнул мальчик.
2.    Прямая речь без слов автора. Пр.: «Да, подземные воды ушли вглубь».
3.    Предложения с косвенной речью. Пр.: Я сказал мальчишкам, что заблудился, и подсел к ним.
4.    Предложения с косвенной речью, вводными словами, которые указывают на источник сообщения. Пр.: Как сказал мой друг, мы должны назначить встречу сегодня.
5.    Предложения с дополнением в форме косвенного падежа, с указанием на содержание чужой речи. Пр.: Соседи говорили о свадьбе, как о деле уже конченном.
6. Обобщение. Слово учителя. Молодцы! И мы открываем вторую страницу журнала, где корреспонденты класса осветили события, происходившие на школьной научной конференции. И посмотрим, как мы умеем определять способы передачи чужой речи.
    1. «Смотри, смотри, что здесь происходит?» - спросила Катя, заходя в актовый зал. (прямая речь.)
     2. «Да, сколько светлых умов! Сколько ясных мыслей! Такого слета гениев давно не было…». (цитата)
    3. Девятиклассники рассказывали о том, что знание – сила. (косвенная речь)
    4. Я сказал ребятам, что совершенно не волнуюсь, но доклад в моих руках дрожал, как осенний лист на ветру. (косвенная речь)

5. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (Чехов А.П.) –цитата.
Задание: определить способ передачи чужой речи. Соединить в один связный текст.

- Вспомним знаки препинания при прямой речи, и заодно вы расскажите о жизни класса. Задание: составить заметки в журнал, используя схемы.
  
1)    А : « П. »                               4) « П », - а
     2) А : « П! »                             5) « П !» - а
3)    А : « П? »                               6) « П ?» - а

            7)   « П, - а, - п.»
            8)   « П, - а. - П.»
            9)   « П ? – а. – П.»
            10) « П ! – а. – П.»

- Теперь поработаем над темой «Замена прямой речи косвенной».

Задание: преобразовать прямую речь в косвенную. А что такое косвенная речь?


- Приступают обучающиеся к тестированию по теме урока.
VI.    Тест. Класс тестируется на знание темы. Главные редакторы работают над созданием журнала на ноутбуке в программе Power Point.
VII
.   Подведение итогов урока.
VIII.  Д.з. Напишите заметки по темам: «Интересные уроки», «Наш класс».

Объявление оценок.
IX.    Рефлексия.

Конспект урока по русскому языку на тему:"Прямая и косвенная речь" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Аннотация.
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Прямая и косвенная речь». Проводится   с использованием средств ИКТ, нацелен на развитие  коммуникативной компетенции обучающихся. Проходит обобщение знаний, умений и навыков по теме: «Прямая и косвенная речь». Урок состоит из следующих этапов:
-    Презентация домашнего задания.
-    Орфографическая разминка.
-    Синтаксическая разминка.
-    Выводы.
Требуемое оборудование к уроку: интерактивная доска, компьютер, презентация.

Автор Плотникова Любовь Петровна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4267
Номер материала 56212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓