Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока по русскому языку на тему"Имя существительное" 5 класс

Конспект урока по русскому языку на тему"Имя существительное" 5 класс

Скачать материал

Класс:

Дата:

 

Тема : Имя существительное.  

Цели:  Систематизация знаний учащихся об имени существительном; развивать         

             познавательный интерес к языкам, творческие способности, речь;

            воспитывать чувство ответственности, вежливость.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично – поисковый, прблемный.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, схемы,высказывание И. Алтынсарина, разноуровневые задания.

                                                         Ход урока:

l.Организационный момент.  Психологический настрой на урок.

Эпиграф : Давайте  же,  дети,  учиться  начнем

И  знания  светлые  нити  навек 

В  свою  благодарную    память  вплетем !                                              И. Алтынсарин

ll .Стадия вызова. Актуализация знаний.

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания учащихся по данной теме.

Слово учителя.  Ребята! Посмотрите вокруг себя , вглядитесь в оуружающий вас мир. Назовите, что вы видите ?  Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше?

                                                                                              (Имен   существительных)

Отгадайте  загадку.

Давно  живу  я  в   мире  этом,

Даю  названия  предметам.

                                                                                           (Имя   существительное.)                  Может  вы догадались какова тема нашего урока? По каким признакам вы определили?

ll Формирование новых знаний. 

Тема: Имя   существительное.Надпись: Обозначает  предметНадпись: Самостоятельная  часть  речи Расскажите , что вы знаете  по новой теме.

Надпись: Кто? Что?
Надпись: Одушевленное, неодушевленное
 

 

 

 

 

 

 


Правильно , ребята, имя существительное – самостоятельная , очень важная часть речи. Прочитайте стихотвореие А.А.Фета  о весне  и убедитесь сами.

Шепот,  робкое  дыханье,

Трели  соловья.

Серебро  и  колыханье

Сонного  ручья.

Свет  ночной

Ночные  тени

Ряд  волшебных  изменений.

Милого  лица.

 

Проблемный вопрос.  Чем оно интересно?

-         В нем много имен существительных  и нет ни одного глагола. Все слова называют предмет.

Молодцы , ребята, вы правильно опредилили. Послушайте высказывание .К.Паустовского  ." Нет  ничего  такого  в  жизни  и  в  нашем  сознании,  что  нельзя  было  бы  передать  русским  словом:  звучание  музыки,  блеск  красок, 

игру  света,  шум  садов,  неясность  сна,  тяжкое  громыхание  грозы,  детский  шепот  и  шорох  морского  гравия".

                                                                                   

lll . Посмотрите на схему и объясните ее. Ознакомтесь с правилами  с учебника.

                                                         Имя   существительное

 

 

 

 

 

 


                 

 

 

 

 

       lV.  Применение, формирование умеий и навыков.

Выполнение разноуровневых заданий.

             1 – уровень. Игра:"Найди  лишнее".

Задание. Какое  слово  не  является  именем  существительным ?

           Дождь,  снег,  град,  снежная, стол,  идти,  тетрадь,  скамейка,

красивая, красота,  мяч,  ночь,  самолет,  книга,  дневник,  хорошо.

             Игра  «Волшебник»

Задание. Сделайте  неодушевленные  предметы  одушевленными.

 

                      2 – уровень.УПРАЖНЕНИЕ 4

Выпишите сначала  существительные,  которые  относятся  к  теме  "Спорт", а  затем  - к  теме  "Цирк".  Поставьте  вопросы  к  ним.

Спорт :                                                        Цирк :

           Игра "Найди  слово".  Задание. Найдите  спрятанное  слово.                                 

Уточка – точка                                          Укол- кол                                     Зубр- зуб

Щель-ель                                                   Стол- стол                                    Поле- пол

Шарф- шар                                                Удочка – дочка                            Коса - оса

Спорт - спор

 

        3 – уровень. Упражнение 5.

Назовите  и запишите  существительные,  которые  обозначают:

а) явления природы  в  зимнее  время  года;

б) деревья;                     в) цветы;                      г) диких  животных;

Укажите  одушевленные  имена  существительные .  Составьте  с  ними  предложения.

       Игра  "Кто  быстрее ?".

Задание. Кто  быстрее  выпишет  одушевленные  и 

неодушевленные  предметы  из  стихотворения  "Простите !"

         V.  Физкультминутка

Мы  сейчас  все  встанем  дружно,

Отдохнуть  немножко  нужно.

Чтобы  отдых  пальцам  дать,

Надо  ими  помахать.

Чтобы  не  устали  ноги,

Мы  попрыгаем  немного.

           Vl Выполнение задании к тексту.

Упражнение 1.

Прочитайте, озаглавьте, выделите основную тему текста.

 

Словарная  работа.

Манеры  поведения - правила  поведения. 

черпают -  находят.

 

              Азбука вежливости

  1. Чаще  употребляйте  вежливые  слова:

извините,  пожалуйста,  спасибо.

 2. Говорите  негромко,  спокойно.

 3. Старайтесь  не перебивать  собеседника, умейте  слушать.

 4. Уважайте   старших, помогайте  младшим.

          Творческое  задание.

 Выпишите  из  словаря  учебника  по  три  одушевленных  и  неодушевленных  существительных.   Придумайте  с  ними  предложения  и  запишите.

    VllРефлексия. Устный  терминологический  диктант.

(Закончите  определения,  записанные  на  доске)

    Имя  существительное  - это ... , обозначает...

Отвечает  на  вопросы ...

Имена  существительные  делятся  на ...

Начальная  форма  имени  существительного - это...

К  одушевленным  существительным  относятся...

К  неодушевленным  существительным  относятся...

       Игра «Турнир ораторов». Учащиеся делают сообщение : «Можно ли  обойтись  без  имен  существительных ? Для чего в речи нужны имена существительные?»

        Вывод: Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы в широком смысле слова, оно может быть любым членом предложения. Без них невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.

Vlll . Обобщение  урока,  комментироание оценок.

Ребята!

Надо  дружить  с  грамматикой,  учить  правила,

и  если  не  лениться, можно  всему, всему  научиться.

lХ. Домашнее задание.    Упражнение   7.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему"Имя существительное" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс:

Дата:

 

Тема : Имя существительное.  

Цели:  Систематизация знаний учащихся об имени существительном; развивать         

             познавательный интерес к языкам, творческие способности, речь;

            воспитывать чувство ответственности, вежливость.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично – поисковый, прблемный.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: интерактивная доска, схемы,высказывание И. Алтынсарина, разноуровневые задания.

                                                         Ход урока:

l.Организационный момент.  Психологический настрой на урок.

Эпиграф : Давайте  же,  дети,  учиться  начнем

И  знания  светлые  нити  навек 

В  свою  благодарную    память  вплетем !                                              И. Алтынсарин

ll .Стадия вызова. Актуализация знаний.

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания учащихся по данной теме.

Слово учителя.  Ребята! Посмотрите вокруг себя , вглядитесь в оуружающий вас мир. Назовите, что вы видите ?  Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше?

                                                                                              (Имен   существительных)

Отгадайте  загадку.

Давно  живу  я  в   мире  этом,

Даю  названия  предметам.

                                                                                           (Имя   существительное.)                  Может  вы догадались какова тема нашего урока? По каким признакам вы определили?

ll Формирование новых знаний. 

Тема: Имя   существительное.

Обозначает  предмет

Самостоятельная  часть  речи

 Расскажите , что вы знаете  по новой теме.

 

Имя существительное

Одушевленное, неодушевленное

Кто? Что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильно , ребята, имя существительное – самостоятельная , очень важная часть речи. Прочитайте стихотвореие А.А.Фета  о весне  и убедитесь сами.

Шепот,  робкое  дыханье,

Трели  соловья.

Серебро  и  колыханье

Сонного  ручья.

Свет  ночной

Ночные  тени

Ряд  волшебных  изменений.

Милого  лица.

 

Проблемный вопрос.  Чем оно интересно?

-          В нем много имен существительных  и нет ни одного глагола. Все слова называют предмет.

Молодцы , ребята, вы правильно опредилили. Послушайте высказывание .К.Паустовского  ." Нет  ничего  такого  в  жизни  и  в  нашем  сознании,  что  нельзя  было  бы  передать  русским  словом:  звучание  музыки,  блеск  красок, 

игру  света,  шум  садов,  неясность  сна,  тяжкое  громыхание  грозы,  детский  шепот  и  шорох  морского  гравия".

                                                                                   

lll . Посмотрите на схему и объясните ее. Ознакомтесь с правилами  с учебника.

                                                         Имя   существительное

Одушевленное

Кто ?

Люди,

животные,

звери,

насекомые,

птицы,

рыбы.

Неодушевленное

Что ?

Предметы,

 явления природы,

растения,

события  жизни,

учебные

принадлежности,

транспорт,

инструменты,

вещи, мебель.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

       lV.  Применение, формирование умеий и навыков.

Выполнение разноуровневых заданий.

             1 – уровень. Игра:"Найди  лишнее".

Задание. Какое  слово  не  является  именем  существительным ?

           Дождь,  снег,  град,  снежная, стол,  идти,  тетрадь,  скамейка,

красивая, красота,  мяч,  ночь,  самолет,  книга,  дневник,  хорошо.

             Игра  «Волшебник»

Задание. Сделайте  неодушевленные  предметы  одушевленными.

 

                      2 – уровень.УПРАЖНЕНИЕ 4

Выпишите сначала  существительные,  которые  относятся  к  теме  "Спорт", а  затем  - к  теме  "Цирк".  Поставьте  вопросы  к  ним.

Спорт :                                                        Цирк :

           Игра "Найди  слово".  Задание. Найдите  спрятанное  слово.                                 

Уточка – точка                                          Укол- кол                                     Зубр- зуб

Щель-ель                                                   Стол- стол                                    Поле- пол

Шарф- шар                                                Удочка – дочка                            Коса - оса

Спорт - спор

 

        3 – уровень. Упражнение 5.

Назовите  и запишите  существительные,  которые  обозначают:

а) явления природы  в  зимнее  время  года;

б) деревья;                     в) цветы;                      г) диких  животных;

Укажите  одушевленные  имена  существительные .  Составьте  с  ними  предложения.

       Игра  "Кто  быстрее ?".

Задание. Кто  быстрее  выпишет  одушевленные  и 

неодушевленные  предметы  из  стихотворения  "Простите !"

         V.  Физкультминутка

Мы  сейчас  все  встанем  дружно,

Отдохнуть  немножко  нужно.

Чтобы  отдых  пальцам  дать,

Надо  ими  помахать.

Чтобы  не  устали  ноги,

Мы  попрыгаем  немного.

           Vl Выполнение задании к тексту.

Упражнение 1.

Прочитайте, озаглавьте, выделите основную тему текста.

 

Словарная  работа.

Манеры  поведения - правила  поведения. 

черпают -  находят.

 

              Азбука вежливости

  1. Чаще  употребляйте  вежливые  слова:

извините,  пожалуйста,  спасибо.

 2. Говорите  негромко,  спокойно.

 3. Старайтесь  не перебивать  собеседника, умейте  слушать.

 4. Уважайте   старших, помогайте  младшим.

          Творческое  задание.

 Выпишите  из  словаря  учебника  по  три  одушевленных  и  неодушевленных  существительных.   Придумайте  с  ними  предложения  и  запишите.

    VllРефлексия. Устный  терминологический  диктант.

(Закончите  определения,  записанные  на  доске)

    Имя  существительное  - это ... , обозначает...

Отвечает  на  вопросы ...

Имена  существительные  делятся  на ...

Начальная  форма  имени  существительного - это...

К  одушевленным  существительным  относятся...

К  неодушевленным  существительным  относятся...

       Игра «Турнир ораторов». Учащиеся делают сообщение : «Можно ли  обойтись  без  имен  существительных ? Для чего в речи нужны имена существительные?»

        Вывод: Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы в широком смысле слова, оно может быть любым членом предложения. Без них невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.

Vlll . Обобщение  урока,  комментироание оценок.

Ребята!

Надо  дружить  с  грамматикой,  учить  правила,

и  если  не  лениться, можно  всему, всему  научиться.

 

lХ. Домашнее задание.    Упражнение   7.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 603
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.02.2015 647
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ұлағатты Ұстаздар Ұстаздарға арналған сайт. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 44271
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек