Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Вводные слова и предложения"

Конспект урока по русскому языку на тему "Вводные слова и предложения"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Вводные слова и предложения", 8-й класс

Цели урока:

  • Образовательные:

  1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме” Вводные слова и предложения”.

  2. Проверить знания , умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

  • Развивающие:

    1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

    2. Развивать умение грамотно пользоваться вводными конструкциями в своей устной и письменной речи

  • Воспитывающие.

  1. Воспитывать любовь к родному русскому языку.

  2. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Ход урока

1. Организация начала урока.

Учитель:Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”. Н.В.Гоголь .

- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах и предложениях.

Мы должны проверить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные конструкции в устной и письменной речи.

- В начале урока, как обычно, синтаксическая разминка.

Учитель. А теперь, вспомним, какие другие значения вводных слов вы знаете?

(Дети называют значения вводных слов без примеров.)

(Как уже говорили, значение различной степени уверенности: большей и меньшей;

2) различные чувства( грусть, тоску, печаль, радость, удивление, восхищение);

3) порядок мыслей и их связь;

4)источник сообщения (т.е.кому принадлежит сообщение);

5) замечание о способах оформления мыслей.

Учитель. –Правильно. А вводные слова являются членами предложения?

( Нет, не являются членами предложения.)

- А как правильно выделять вводные слова и предложения в устной и письменной речи?

( Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией, т.е.паузами и сравнительно быстрым произнесением, а на письме выделяются запятыми. Иногда вводные предложения выделяются скобками или тире).

Учитель. –А какие слова никогда не являются вводными?

Учитель.- А чем еще могут выражены эти значения?

Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: 1). Метель, безусловно, скоро кончится ( вводное слово) и Метель, я уверен, скоро кончится (вводное предложение) ; 2). Теперь, по-моему; медлить нельзя (вводное слово) и Теперь, я думаю, медлить нельзя (вводное предложение).

Учитель. - Правильно. А кто дополнит ответ?

Вводные слова могут стоять только в определенном месте в предложении?

( - Вводные слова могут стоять в начале, в середине или конце предложения. На письме они выделяются запятыми).

Учитель.- Ребята! А как вы отличите вводные слова и предложения от других конструкций?

( - Вводные слова можно “изъять“ из предложения, и смысл высказывания от этого почти не изменится).

Учитель. - А о чем еще следует помнить?

( - Одни и те же слова могут употребляться и как вводные слова, и как члены предложения).

Учитель. – Правильно. Давайте понаблюдаем.

Понятие о вводных словах.

В в о д н ы е с л о в а вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являются; в произношении они выделяются паузами и особой интонацией.

П р и м е р ы. Кажется, ваша история там наделала много шуму (Л.) - вводное слово кажется говорит о том, что мысль высказана предположительно, неуверенно. Водились за ним, правда, некоторые слабости (Г.) - вводное слово правда указывает на то, что автор сообщает сведения, которые частично противоречат его общему положительному отзыву о человеке. Ловкость - достоинство, но сомнительное, оно часто превращается в недобросовестность, мягко говоря (М. Г.) - вводные слова мягко говоря показывают, что автор свою форму выражения (слово недобросовестность) находит "мягкой" для обозначения того, во что превращается ловкость.

Вводные слова могут указывать отношение говорящего как ко всему высказыванию, так и к какой-либо его части.

П р и м е р ы. К счастью, погода была тихая (Т.) - вводное слово к счастью относится ко всему высказыванию. Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.) - то же вводное слово относится к части высказывания - к тому, что выражено в последних словах предложения.

Группы вводных слов по значению.

По значению вводные слова можно разбить на следующие основные группы:

1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему: говорят, передают, как говорится, дескать, слышно, по преданию, по слухам, по мнению того-то, по сведению газет, по-твоему и т. п.

П р и м е р ы. Ты, сказывают, петь великий мастерище. (Кр.) Командиры, слышно, им довольны. (П.) Журавль, по словам охотников,- сильная птица. (А.)

2. Вводные слова, указывающие, считает ли говорящий то, о чём он сообщает, соответствующим действительности или только предполагаемым, возможным: а) разумеется, конечно, безусловно, несомненно, действительно, подлинно, понятно, в самом деле, без сомнения и т. д.; б) кажется, думается, может быть, вероятно, очевидно, наверно, видимо, по-видимому, по всей вероятности и т. д. Некоторые из вводных слов этой группы способны одновременно выражать и чувства: авось (надежду), чего доброго (опасение) и т. д.

П р и м е р ы. Разумеется, я обрадовался этому предложению. (А.) Больная, действительно, находилась в отчаянии (Т.) Здесь, в самом деле, чудесно. (Т.) Я ему, должно быть, чем-нибудь да полюбился. (Т.) Они, вероятно, не ждали такой развязки. (Л.) Авось, буран утихнет. (П.)

3. Вводные слова, обозначающие чувства, вызванные фактами, о которых сообщается: благо, к счастью, к несчастью, к удивлению, ко всеобщему восхищению и т. д.; например:

К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (Л.)

4. Вводные слова, выражающие оценку меры или степень качества, указанного в сообщении: самое большее, самое меньшее, не больше и т. д.: Я на три дня с тобой, не больше, разлучусь. (Кр.)

5. Вводные слова, подчёркивающие приёмы и способы выражения мыслей: так сказать, собственно говоря, вообще говоря, коротко говоря, иначе говоря и т. д.: Книг он, вообще сказать, не любил читать. (Г.)

6. Вводные слова, указывающие отношения между мыслями: а) отношение следования, порядка: во-первых, во-вторых, далее, наконец и под.; б) отношение противопоставления: наоборот, напротив, впрочем и под.; в) отношение вывода, следствия: значит, следовательно, стало быть, в общем и т. п.;

г) отношение выделения или уточнения: главное, между прочим, в частности, например и т. п.

П р и м е р ы: Я вам скажу, отчего вы меня не заметили:

во-первых, я беден, а во-вторых, смирился. (Т.) Пушкина я не отрицаю, напротив, советую читать его внимательно и чаще. (М. Г.) Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные: следовательно, не знал скуки. (П.) Плетнёв не внушал студентам никаких преувеличенных чувств, ничего подобного тому что возбуждал в них, например, Грановский. (Т.)

П р и м е ч а н и е. В диалогической речи существует особый разряд вводных слов: всякого рода призывы к собеседнику, вопросы, просьбы, имеющие целью привлечь его внимание или внушить ему определённое отношение к фактам: видишь, знаете, верите ли, извините и т. п.

П р и м е р ы. Не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. (Т.) Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею. (Ч.)

Вводные предложения.

Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:

1) Вы, я думаю, привыкли к этим картинам. (Л.) 2) Маленький Парфёнов стоял, вытянувшись, в воинственной позе, придерживая рукой кобуру нагана,- наверное, на этом настоял фотограф. (К. С.)

В произношении вводные предложения выделяются паузами и интонацией. На письме вводные предложения отделяются или з а п я т ы м и, или т и р е, или с к о б к а м и в зависимости от значения вводного предложения и степени его распространения, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. (П и с а р е в.) Тут - делать нечего - друзья поцеловались. (Кр.) Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке. (Т.)

6. Обобщение.

Учитель. - Что же мы выяснили на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы обобщили полученные знания о вводных словах и предложениях. Научились находить их в тексте, выделять их знаками препинания и использовать в своей речи.

Выяснили, что:

  • вводные слова выступают как средство субъективной оценки сообщения;

  • вводные слова служат средством связи предложений в тексте.

































Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико... лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного ; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико... лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного ; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико... лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного ; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико... лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного ; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико... лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного ; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)





Конспект урока по русскому языку на тему "Вводные слова и предложения"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Вводные слова и предложения", 8-й класс

 

Цели урока:

 

  • Образовательные:

 

1.      Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме” Вводные слова и предложения”.

 

2.      Проверить знания , умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

 

  • Развивающие:

 

1.      Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

 

2.      Развивать умение грамотно пользоваться вводными конструкциями в своей устной и письменной речи

 

  • Воспитывающие.

 

1.      Воспитывать любовь к родному русскому языку.

 

2.      Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

 

Ход урока

 

1. Организация начала урока.

 

Учитель:Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”. Н.В.Гоголь .

 

- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах и предложениях.

 

Мы должны проверить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные конструкции в устной и письменной речи.

 

- В начале урока, как обычно, синтаксическая разминка.

 

Учитель. А теперь, вспомним, какие другие значения вводных слов вы знаете?

 

(Дети называют значения вводных слов без примеров.)

 

(Как уже говорили, значение различной степени уверенности: большей и меньшей;

 

2) различные чувства( грусть, тоску, печаль, радость, удивление, восхищение);

 

3) порядок мыслей и их связь;

 

4)источник сообщения (т.е.кому принадлежит сообщение);

 

5) замечание о способах оформления мыслей.

 

Учитель. –Правильно. А вводные слова являются членами предложения?

 

( Нет, не являются членами предложения.)

 

- А как правильно выделять вводные слова и предложения в устной и письменной речи?

 

( Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией, т.е.паузами и сравнительно быстрым произнесением, а на письме выделяются запятыми. Иногда вводные предложения выделяются скобками или тире).

 

Учитель. –А какие слова никогда не являются вводными?

 

Учитель.- А чем еще могут выражены эти значения?

 

Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: 1). Метель, безусловно, скоро кончится ( вводное слово) и Метель, я уверен, скоро кончится (вводное предложение) ; 2). Теперь, по-моему; медлить нельзя (вводное слово) и Теперь, я думаю, медлить нельзя (вводное предложение).

 

Учитель. - Правильно. А кто дополнит ответ?

 

Вводные слова могут стоять только в определенном месте в предложении?

 

( - Вводные слова могут стоять в начале, в середине или конце предложения. На письме они выделяются запятыми).

 

Учитель.- Ребята! А как вы отличите вводные слова и предложения от других конструкций?

 

( - Вводные слова можно “изъять“ из предложения, и смысл высказывания от этого почти не изменится).

 

Учитель. - А о чем еще следует помнить?

 

( - Одни и те же слова могут употребляться и как вводные слова, и как члены предложения).

 

Учитель. – Правильно. Давайте понаблюдаем.

 

Понятие о вводных словах.

 

В в о д н ы е с л о в а встав­ляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являются; в произношении они выделяются паузами и особой интонацией.

 

П р и м е р ы. Кажется, ваша история там наделала много шуму (Л.) - вводное слово кажется говорит о том, что мысль высказана предположительно, неуверенно. Водились за ним, правда, некоторые слабости (Г.) - вводное слово правда ука­зывает на то, что автор сообщает сведения, которые частично противоречат его общему положительному отзыву о человеке. Ловкость - достоинство, но сомнительное, оно часто превра­щается в недобросовестность, мягко говоря (М. Г.) - вводные слова мягко говоря показывают, что автор свою форму выра­жения (слово недобросовестность) находит "мягкой" для обо­значения того, во что превращается ловкость.

 

Вводные слова могут указывать отношение говорящего как ко всему высказыванию, так и к какой-либо его части.

 

П р и м е р ы. К счастью, погода была тихая (Т.) - вводное слово к счастью относится ко всему высказыванию. Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.) - то же вводное слово от­носится к части высказывания - к тому, что выражено в по­следних словах предложения.

 

Группы вводных слов по значению.

 

По значению ввод­ные слова можно разбить на следующие основные группы:

 

1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему: говорят, пере­дают, как говорится, дескать, слышно, по преданию, по слухам, по мнению того-то, по сведению газет, по-твоему и т. п.

 

П р и м е р ы. Ты, сказывают, петь великий мастерище. (Кр.) Командиры, слышно, им довольны. (П.) Журавль, по словам охотников,- сильная птица. (А.)

 

2. Вводные слова, указывающие, считает ли говорящий то, о чём он сообщает, соответствующим действительности или только предполагаемым, возможным: а) разумеется, конечно, безусловно, несомненно, действительно, подлинно, понятно, в самом деле, без сомнения и т. д.; б) кажется, думается, может быть, вероятно, очевидно, наверно, видимо, по-видимому, по всей вероятности и т. д. Некоторые из вводных слов этой груп­пы способны одновременно выражать и чувства: авось (надеж­ду), чего доброго (опасение) и т. д.

 

П р и м е р ы. Разумеется, я обрадовался этому предложе­нию. (А.) Больная, действительно, находилась в отчаянии (Т.) Здесь, в самом деле, чудесно. (Т.) Я ему, должно быть, чем-нибудь да полюбился. (Т.) Они, вероятно, не ждали такой раз­вязки. (Л.) Авось, буран утихнет. (П.)

 

3. Вводные слова, обозначающие чувства, вызванные фак­тами, о которых сообщается: благо, к счастью, к несчастью, к удивлению, ко всеобщему восхищению и т. д.; например:

 

К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (Л.)

 

4. Вводные слова, выражающие оценку меры или степень качества, указанного в сообщении: самое большее, самое мень­шее, не больше и т. д.: Я на три дня с тобой, не больше, разлу­чусь. (Кр.)

 

5. Вводные слова, подчёркивающие приёмы и способы вы­ражения мыслей: так сказать, собственно говоря, вообще гово­ря, коротко говоря, иначе говоря и т. д.: Книг он, вообще сказать, не любил читать. (Г.)

 

6. Вводные слова, указывающие отношения между мысля­ми: а) отношение следования, порядка: во-первых, во-вторых, далее, наконец и под.; б) отношение противопоставления: на­оборот, напротив, впрочем и под.; в) отношение вывода, след­ствия: значит, следовательно, стало быть, в общем и т. п.;

 

г) отношение выделения или уточнения: главное, между про­чим, в частности, например и т. п.

 

П р и м е р ы: Я вам скажу, отчего вы меня не заметили:

 

во-первых, я беден, а во-вторых, смирился. (Т.) Пушкина я не отрицаю, напротив, советую читать его внимательно и чаще. (М. Г.) Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные: следовательно, не знал скуки. (П.) Плетнёв не внушал студентам никаких преувеличенных чувств, ничего подобного тому что возбуждал в них, например, Грановский. (Т.)

 

П р и м е ч а н и е. В диалогической речи существует особый разряд ввод­ных слов: всякого рода призывы к собеседнику, вопросы, просьбы, имеющие целью привлечь его внимание или внушить ему определённое отношение к фактам: видишь, знаете, верите ли, извините и т. п.

 

П р и м е р ы. Не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. (Т.) Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею. (Ч.)

 

Вводные предложения.

 

Отношение говорящего к вы­сказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходя­щих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:

 

1) Вы, я думаю, привыкли к этим картинам. (Л.) 2) Малень­кий Парфёнов стоял, вытянувшись, в воинственной позе, при­держивая рукой кобуру нагана,- наверное, на этом настоял фотограф. (К. С.)

 

В произношении вводные предложения выделяются паузами и интонацией. На письме вводные предложения отделяются или з а п я т ы м и, или т и р е, или с к о б к а м и в зависимости от значения вводного предложения и степени его распространения, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. (П и с а р е в.) Тут - делать нечего - друзья поцеловались. (Кр.) Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (ду­ша в нём была довольно свободная), а по привычке. (Т.)

 

6. Обобщение.

 

Учитель. - Что же мы выяснили на сегодняшнем уроке?

 

Сегодня на уроке мы обобщили полученные знания о вводных словах и предложениях. Научились находить их в тексте, выделять их знаками препинания и использовать в своей речи.

 

Выяснили, что:

 

  • вводные слова выступают как средство субъективной оценки сообщения;

  • вводные слова служат средством связи предложений в тексте.

     

     

     

     

     

 

Автор Николаева Полина Дмитриевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1467
Номер материала 4681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓