Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока по русскому языку на тему "Вводные слова" (8 класс казахской школы)

Конспект урока по русскому языку на тему "Вводные слова" (8 класс казахской школы)

Скачать материал

Класс 7 «Ә, Б»

Предмет: русский язык.

Дата: 12.05., 15.05 2014 г.

 

Тема: Предложения с вводными словами.

Цель: изучить новый материал “Вводные слова. Знаки препинания при них”

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новой темой.

Развивающие: развивать творческую самостоятельность учащихся; коммуникативные и исследовательские навыки.

Воспитательные: воспитать инициативно-активную коммуникативную личность,

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: урок – беседа.

Оборудование: структурные карты.

                                                                                      Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока.

II. Целеполагание.

- Хочется урок начать с китайской мудрости, которая гласит так:

Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
-
Как Вы понимаете эти слова?

- Зачем эти слова дала в начале урока?

- Конечно, в первую очередь необходимо самому освоить деятельность, тогда легко будет вам добывать знания, чем мы и займемся на уроке. Уберите учебники, они нам пригодятся в конце урока.

III. Погружение в тему урока.

 Работа над новым материалом.

1) Объяснение учителя

Сегодня мы познакомимся  с группой слов, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами  ни подчинительной, ни сочинительной связью. Это вводные слова. Тема для вас новая, хотя с вводными словами мы уже встречались.

- Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?

Слово вводный образовано от слова вводить, одним из значений которого является «включить во что-нибудь». Мы можем включить вводные слова в предложение.

- Запишем на доске и в тетрадях предложение: Каникулы быстро закончились.

- Охарактеризуйте его по цели высказывания (повествовательное),

по наличию грам. основы (простое, двусоставное),

по наличию второстеп. членов (распр., ничем не осложнено).

- Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое слово вы введёте? Я предлагаю следующие: к сожалению, к несчастью и др.

- А теперь представьте, что вы рады, что каникулы закончились. Какие слова используете? (к счастью, к общей радости, на моё счастье)

- Посмотрите на записанные предложения и скажите, в чём же разница?

(В 1 предложении точный смысл, а во 2 и 3, где использовались вводные слова, к высказыванию добавляется наше отношение.)

- Можете теперь дать определение вводным словам?

2) Чтение правила.

3) Работа с текстом стихотворения А. Кушнера (на каждой парте распечатка текста).

 

 

 

 

 

 

Структурная карта

 

Вводные слова.

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова.

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью…»

   И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа.

- Прочитайте стихотворение  и назовите вводные слова, которые звучат в тексте.

- Они «замедляют нашу речь», как говорит поэт. В этих строчках содержится правило произношения вводных слов в предложении. Вводные слова при произнесении выделяются интонацией: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов. А на письме? (Запятой.)

- Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.

Все они являются членами предложения?

Вывод: вводные слова не являются членами предложения.

 ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРАВИЛОМ.

1.Вводными называются слова, словосочетания и предложения, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Вводные слова могут иметь различные значения:

Значение

Вводные слова

Примеры

1.Различные чувства

К счастью, к радости, на нашу беду, к сожалению, к огорчению, к удивлению, …

К сожалению, делами львов нередко ведают ослы.

2.Уверенность

Конечно, безусловно, несомненно, действительно, разумеется, бесспорно

Папа был, безусловно, прав.

3.Неуверенность

Вероятно, кажется, казалось, возможно, по-видимому, очевидно, может быть, наверное, по всей вероятности

Может быть, мы больше не увидимся.

4.Источник высказывания

По мнению, по словам, по сообщению, по-моему, …

Лиза, на взгляд Анны, была гораздо привлекательнее.

5.Порядок мыслей, связь между ними

Во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, таким образом, например, значит, …

Итак, споры о дележе были отложены на неопределенное время.

6.Оценка способа выражения мысли

Иначе говоря, другими словами, мягко говоря, честно говоря, прямо сказать, как говорится, одним словом

По правде сказать, на дерево можно было и не лазить.

Место вводных слов – в начале, середине, конце предложения.

Вводные слова: 1)выражают отношение говорящего к тому, о чём он сообщает; 2)не являются членами предложения, поэтому могут перемещаться по предложению или даже быть изъятыми из него; 3)при произнесении выделяются интонацией.

На письме выделяются запятыми.

 

3) Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой:

1.Коллективный анализ предложений.

1)Наша команда победит. 2)Наша команда, безусловно, победит. 3)Возможно, наша команда победит. 4)К счастью, наша команда победит. 5)По мнению тренера, наша команда победит.

Вопросы для анализа:

1.Прочитайте предложения. О чём в них сообщается?

2.В этих предложениях сообщается о разном или об одном и том же?

3.Чем же отличаются эти предложения? Что выражает слово безусловно?

4.Можно ли изменить его место в предложении? Где оно может стоять в предложении?

5.Попробуйте заменить его другим словом, близким по смыслу. Прочитайте полученные предложения. Изменился ли смысл этого предложения?

6.Найдите в других предложениях слова, которые показывают различное отношение к тому, о чём сообщается. Какое отношение к сообщению они выражают?

7.Попробуйте изменить их место в предложении и заменить другими словами, близкими по смыслу. Изменился ли от этого смысл предложений.

8.Если эти слова исключить из предложения, что изменится в нём?

9.Если эти слова не влияют на содержание высказывания, являются ли они членами предложения? Разберите одно из предложений по членам.

10.Прочитайте предложения, проследите, выделяются ли эти слова при помощи интонации.

IV.Закрепление. - Запишите предложения, вставляя вместо точек (паузы) вводное слово из указанной группы:

Обращение … не является членом предложения, … указывает на того, к кому обращаются с речью, … произносится со звательной интонацией (порядок мыслей).

Во время каникул мы … хорошо отдохнём (неуверенность).

Болезнь … оказалась очень опасной (чувства).

Экспедиция … открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти (источник сообщения).

Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению грамотности (порядок мыслей).

 Слуховой диктант

Сегодня может быть гроза. – Может быть, мы не увидимся более.

Задача, верно, решена. – Задача верно решена.

- Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.

Все они являются членами предложения?

Вывод: вводные слова не являются членами предложения.

3) Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой

2.Задание: вставьте в предложение вводное слово с целью выразить различное отношение к тому сообщению, которое содержится в предложении.

1)Завтра будет хорошая погода. 2)Эта повесть нам понравилась. 3)Экскурсия будет интересной.

3.Найдите вводные слова, поставьте недостающие знаки препинания, определите группу вводных слов.
1. Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев начался неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно быстрее добраться до вокзала.
4. Вы одним словом легко согласились на его предложение.
5. Он  слава богу остался жив и невредим в такое сложное время.
6. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры и снег.
4.Цифровой диктант. В каких предложениях есть вводные слова?

1.К счастью, небо стало проясняться. 2.Он, говорят, большой оригинал. 3.Ваше утверждение бесспорно. 4.Из-за тумана не было видно ни одного дерева. 5.Сначала новое дело кажется интересным. 6.Ваши возражения, бесспорно, убедительны и интересны. 7.По-твоему, я ошибаюсь и мне не надо читать это письмо? 8.Кажется, мы мало-помалу приближаемся к самой интересной странице книги.
5.Расставить знаки препинания, определить значения вводных слов, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Одним словом было много разных мнений о поездке. (И)так он все (таки) переехал в П...тербург. А между прочим осень на дворе и (по) видимому разница в климате сразу бросилась в глаза. Я хотел сделать для него что (нибудь) приятное но он каже(т...)ся обиделся. Разумеется (ни)кто не заставит нас заниматься (не) интересной работой. Комиссия (в) общем закончила свою работу и завтра покинет этот городок.

Тест

1. Вводные слова - это:

А) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;

Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

2.Какое значение имеет вводное слово действительно:

А) порядок мыслей; Б) различные чувства; В) большая степень уверенности;

Г) меньшая степень уверенности; Д) источник сообщения.

3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:

А) к удивлению; Б) возможно; В) конечно; Г) по-моему; Д) итак.

4. Являются ли вводные слова членами предложения: А) да; Б) нет.

5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег. Б) Кажется, скоро пойдёт снег. В) Он не такой, каким кажется.

6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.

V.Рефлексия:

Что такое вводные слова?

Являются ли они членами предложения или не являются?

В какой части предложения они могут находиться?

Выделяются ли они знаками препинания?

Меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова?

В каких частях предложения могут находиться вводные слова?

Что они выражают?

Как выделяются на письме?

- Посмотрите на вопросы, на все ли получили ответ? Попрошу вас продолжить предложение:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был 

VI. ДОМА: записать предложения с вводными словами

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Вводные слова" (8 класс казахской школы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока изучить новый материал “Вводные слова. Знаки препинания при них”.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с новой темой.

Развивающие задачи: развивать творческую самостоятельность учащихся; умение работать в группе, коммуникативные и исследовательские навыки.

Воспитательные задачи: воспитать инициативно-активную коммуникативную личность, воспитывать уважительно относиться к мнению одноклассников, прививать интерес к изучению русского языка. 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

 

Оборудование: структурные карты. 

 

Вид урока: урок – беседа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 123 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 819
    • DOCX 23.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Таженова Мариана Жакпаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Таженова Мариана Жакпаровна
    Таженова Мариана Жакпаровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4451
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе