Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему Вводные слова" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему Вводные слова" (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе на тему «Вводные слова»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ЛР: опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.

ЛР: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах разных стилей.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Несомненно, безусловно,
Кажется, наверняка,
В самом деле, очевидно -
Это неизвестные нам пока слова.
Действительно, возможно,
Может, к ужасу и на беду,
К счастью, к радости, по-моему,
К сожаленью, к огорченью,
Нечего греха таить,

Я приехала сегодня новый урок

С вами сотворить!

Вас наверное, привели в недоумение мои слова? Но ничего такого я и не сказала..

Просто я использовала в своем вступлении всего лишь вводные слова..
Тема нашего урока: “Вводные слова”. И сегодня мы должны

- Ребята, а помогите мне с ответом на вопрос, а что же мы сегодня должны

Узнать о …, определить их … и роль в … (Слайд2)


Словом сегодня мы будем исследователями , что такое вводные слова, являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания, меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

Покажите на шкале самооценки изучения темы «Вводные слова», где сейчас вы находитесь.

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран.

- А. С. Пушкин сказал: «Язык неистощим в соединенье слов» (Слайд 3)

Перед нами отдельные слова. Попробуйте соединить и составить из них предложение.

счастью стремятся к все люди (Слайд 4 )

Все люди стремятся к счастью.

Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Докажите, что это действительно предложение. (Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.)

Ваше доказательство абсолютно верное.

Мне понадобится ваша помощь участников Это будет наше предложение.

Все люди стремятся к счастью.

(Слайд 5)

Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно.

Бесспорно, наверное, возможно, к счастью, к несчастью, к радости.

Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения?

Попробуем поставить его в середину.

Все люди, возможно, стремятся к счастью. (Слайд 5)

ИССЛЕДОВАНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? (отсоединяются запятой).

Как вы думаете, почему?

Спасибо участникам, садитесь на места.

Запишите в тетрадь число и классная работа.

Исследуем наше предложение.

Разберем его по членам предложения. (ученик идет к доске и записывает предложение, затем производит разбор).

Что мы выяснили? (к вводным словам нельзя задать вопрос, оно несет дополнительную информацию, но членом предложения не является).


1.Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения. В таком случае нужно определить роль вводного слова в предложении.

-Наше исследование продолжается.

Теперь попробуем определить, какими словами в предложении можно передать свои чувства?

Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем? (наверное, возможно). (Слайд 6)

На столах у вас есть таблички «значения вводных слов», впишите в них слова которые выражают отношение.

А если уверенность? (бесспорно) (Слайд 5)

А если сильные чувства? (к радости, к счастью).

Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (звучат выводы учащихся)


Мы выяснили еще одну особенность вводных слов.


У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка.

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Но, вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (Слайд 7) Впишите и эти слова в таблички

Как звучит в стихотворении

Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых»,

Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова: во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали!

Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих ….

(При наличии времени можно записать наиболее интересные предложения с данными вводными словами)

- Как вам кажется, что выражают данные вводные слова?

Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными.

Но в любом случае - люди стремятся к счастью.

Физминутка. А чтобы сделать первый шаг к здоровью, предлагаю провести физминутку.

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут: "К счастью..."
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
во-первых - подняться, подтянуться,
во-вторых - согнуться, разогнуться,
в-третьих - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
в-четвертых - ноги шире.
в-пятых - руками помахать,
и на шесть – на место сесть .


Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. (Слайд 8)

-Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения.

А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным?

-Спасибо за версии.

Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось.

К счастью, мы быстро решили трудную задачу. (Слайд 8)

Ведь мы - умелые конструкторы предложений!

Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам:

(Слайд 8)

Изменился ли при этом смысл предложения?

Итак, наше исследование подходит к концу.

Давайте сделаем вывод: (ребята могут высказать следующие предположения: вводные слова могут находиться в разных частях предложения, не меняя его смысл, но в любом случае выделяются запятой).

Пришло время обратиться к учебнику. Стр. 139.

Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказыванию: уверенность, неуверенность, радость”. (Слайд 9)

Вы сделали правильный вывод.

Отношение говорящего

Чувства говорящего

Логическая последовательность мысли





Взгляните на таблицы. Посмотрите, у нас получилась памятка по вводным словам.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

) Слайд 10 А у вас на столах лежат перфокарты. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите любой значок под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите под словом «НЕТ».

Да

Нет


Проверьте сделанное. (Слайд 12) У кого нет ошибок? Поставьте себе-5.

Кто допустил одну? Поставьте - 4.

Ну, а у кого больше ошибок – надо еще раз обратиться к памятке, §29 на стр139.

Молодцы!

РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 17)

Итак, сделаем вывод.

Покажите на шкале самооценки, где сейчас вы находитесь? Замечательно!

Я уверена, вы можете стать настоящими исследователями – лингвистами.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Составьте ответ, используя следующие слова:

«На уроке я, во-первых, познакомился…

Во-вторых, научился …В-третьих,…Наконец, сегодняшний урок для меня…»






Конспект урока по русскому языку на тему Вводные слова" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Урок русского языка в 5 классе на тему «Вводные слова»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ЛР: опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.

ЛР: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах разных стилей.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Автор Дашинамжилова Цыцык Викторовна
Дата добавления 05.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1992
Номер материала 59254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓