4 класс Русский язык
Урок № 43
Три склонения
имен существительных (общее представление).
1-е склонение
имен существительных
Цели:
1. Обучающие: дать общее представление о трёх типах
склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками
имён существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные 1 -го склонения.
2.
Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов,
орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.
3.
Воспитательные: воспитывать
культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание
благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала
каждого ученика
4.
Универсальные учебные действия:
развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат,
планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться словарями, развивать
умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового
характера, развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать объекты
по выделенным признакам.
Тип
урока: комбинированный
Оборудование: электронное приложение к учебнику, словарь.
Ход урока
I.
Организация начала урока
II.
Актуализация знаний
—
Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте
скобки. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
Где з..муют бабочки?
(На)ступили х..лодные ..сенние дни. Ноч..ю моро.. (по)крыл
лужи первым ле..ком. Куда пропали в..сёлые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай.
Там они (за)п..лзли в ст..нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучах сухих
лист..ев (на)лесных полянках.
III.
Самоопределение к деятельности
—
Прочитайте предложение.
Бабушка рассказала мне о сестр.. и дочер...
—
Найдите в предложении однородные члены. (О
сестре и дочери.)
—
Каким членом предложения они являются? (Второстепенным
членом предложения.)
—
Какой частью речи они выражены? (Это
имена существительные.)
—
Определите их род, падеж. (Женский
род, предложный падеж.)
—
Как вы думаете, какие окончания будут у этих
существительных? Они одинаковые или разные? (Ответы детей.) (Учитель дописывает
окончания.)
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.
—
Что вы заметили? (Окончания
разные.)
—
Почему у существительных одного рода в одном
падеже разные окончания? {Наверное, у имён
существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два
слова и от которого зависит окончание.)
—
Прочитайте название темы на с. 89 учебника.
—
Объясните значение слова склонение.
—
Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться,
поклонсклонённый.)
—
Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменяется
по падежам и числам.)
—
Почему же склонения три? (Ответы детей.)
—
Сформулируйте задачи урока. (Узнать,
что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их
отличить, научиться определять склонение имён существительных.)
IV.
Работа
по теме урока
Работа по учебнику Упр. 153 (с. 89).
—
Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд —
1, второй ряд — 2, третий ряд — 3.
(Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)
—
Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы
заметили? (Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех
падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других
групп.)
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Сколько
групп склонений в русском языке?
Что для них характерно? (Они
имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.)
Упр.
154 (с. 89). (Самостоятельная запись
слов.)
Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют
окончания, в каком числе употреблены? (Это существительные
мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в единственном числе.) Обратите внимание на то, что окончание -а пишется в словах после твёрдых согласных, а окончание -я — после мягких согласных.
Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена
существительные вы записали. (Это имена существительные
1-го склонения.)
Упр.
155 (с. 90). (Комментированное
письмо.)
Примерные
комментарии учащихся
Прочитайте ниже сведения о языке.
Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
11риведите свои примеры существительных 1-го склонения.
Выполните звуко-буквенный разбор слова Илья.
(Один ученик работает у доски.)
V.
Физкультминутка
VI.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.
156 (с. 90).
—
Как вы думаете, однокоренные имена
существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей.)
—
Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные
слова' (Да.)
—
Определите, относятся ли эти существительные к
1-м склонению. Докажите. (Существительное беседа женского
рода с окончанием -а в именительном падеже единственного числа, поэтому оно
относится к 1-му склонению, существительное собеседник мужского рода с нулевым
окончанием поэтому к 1-му склонению не относится.)
—
Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называю'
существительные 1-го склонения. Самооценка.)
—
Запишите в словарик слова беседа, беседовать, поставки ударение, подчеркните орфограммы.
—
Найдите значение слова беседа в толковом словаре.
—
Подберите однокоренные слова к слову беседа, запишите их.
(На данном этапе урока можно использовать школьный ор
фографический словарик.)
VII.
Рефлексия
Работа по карточкам
—
Прочитайте пары слов с противоположным
значением. Подчеркните существительные 1-го склонения.
Быль - сказка, вред — польза, война — мир, грязь — чистота,
работа - отдых, родина - чужбина, тишина — шум, тоска - веселье, нищета —
богатство, молодость — старость.
(Взаимопроверка.)
—
Оцените свою работу на уроке.
VIII.
Подведение итогов урока
—
Что такое склонение?
—
Назовите опорные слова для определения склонения
имён существительных. (Именительный падеж, единственное число, род,
окончание.)
—
Сколько групп склонений в русском языке?
Домашнее задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.