Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении". (7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении". (7 класс)















Конспект урока

по русскому языку в 7 классе.

Тема: «Сочинительные и подчинительные союзы.

Запятая в сложном предложении».









Составитель: Степанова Наталия Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы.













г. Новоуральск, 2014 г.





Пояснительная записка.



Нами была выбрана тема «Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в союзном сложном предложении», так как изучение данной темы необходимо для успешного освоения языкового раздела «Синтаксические нормы». Проанализировав содержание демонстрационного варианта ЕГЭ по русскому языку 2015 года, мы сделали следующие выводы: многие задания части В включают в себя материал, касающийся пунктуации в сложных предложениях. Это задания №15, №16, №17, №18, № 19.

Работа над текстом «Море Айвазовского» на этапе подготовки к восприятию новой темы позволяет подготовить учащихся к выполнению заданий, связанных с поиском языковых явлений. (Нахождение примеров предложений, демонстрирующих различные функции союзов).

Работа с тестом на этапе закрепления нового материала позволяет подготовить учащихся к выполнению заданий, проверяющих умение правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях, выделять грамматические основы предложений, определять границы простых предложений в составе сложных.

На этапе закрепления изученного материала учащиеся получают задания, подобные тем, которые содержатся в демоверсии ЕГЭ – 2015 г. Это выделение грамматических основ в предложениях, упражнения, направленные на умение различать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых и от простых предложений с однородными членами.

Надеяться на успешное выполнение этих заданий позволяет алгоритм, который учитель вырабатывает вместе с учащимися на уроке, и впоследствии использует в дальнейшей работе.













Визитная карточка урока русского языка в 7 классе.

  1. Учитель: Степанова Наталия Аркадьевна, 1 квалификационная категория.

  2. Программа по русскому языку 5-9 классы под редакцией Т. А. Ладыженской, Москва, «Просвещение»

  3. Учебник. Русский язык. 7 класс под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 20

  4. Тема урока: «Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая в союзном сложном предложении».

  5. Оборудование урока: а) стенд «Сегодня на уроке»; б) распечатки заданий, тест; в) записи на доске ( текст, тренировочные упражнения).

  6. Тип урока: изучение нового материала.

  7. Цель урока: создание условий для формирования умений отличать функции сочинительных и подчинительных союзов через практическую деятельность.

  8. Формы работы на уроке: аналитическая беседа, коллективная работа, самостоятельная работа.

  9. Методические приёмы: диалог, работа с текстом, выполнение упражнений, творческих заданий, выработка алгоритма, тестовые задания, поиск предложений по указанной характеристике.

  10. Планируемый результат деятельности учащихся на уроке.

а) Сформировать у обучающихся умение различать функции сочинительных и подчинительных союзов.

б) Совершенствовать умение работать с тестом.

в) Развивать умение применять алгоритм в работе над сложными предложениями.

г) Через изучение данной темы способствовать осознанию учащимися богатств синтаксических конструкций в русском языке.











Ход урока.

  1. Организационный этап.

  1. Организация внимания учащихся к уроку.

  2. Запись в тетрадях даты.

  1. Этап актуализации знаний учащихся.

Слово учителя.

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем.

Д. – Это синтаксис.

У. – Что изучает синтаксис?

Д. – Строение словосочетаний и предложений.

У. –Назовите сочинительные и подчинительные союзы.

Ребята отвечают.

У. – Поскольку мы начали изучать служебную часть речи «Союз», вам предлагается выполнить синтаксический разбор предложения, где встретится союз.

На доске записано предложение.

Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне и дожидались первых лучей солнца.

Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения в тетрадях, один ученик записывает характеристику предложения на доске. В результате получается следующая запись: (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено деепричастным оборотом и однородными членами предложения).

У. – Какую роль выполняет союз И в этом предложении?

Д. – Союз И связывает однородные сказуемые «сидели» и !дожидались».







  1. Этап подготовки к восприятию новой темы.

У. – Ребята, вспомните, какие функции выполняет союз в русском языке?

Учащиеся отвечают, опираясь на определение союза, предлагаемое учебником.

Учитель предлагает поработать с текстом Д. С. Лихачёва «Море Айвазовского». (Приложение №1)

Задания, предложенные учащимся:

  1. Найдите в тексте примеры предложений, в которых союзы связывают однородные члены предложения.

  2. Найдите в тексте примеры сложных предложений, в которых простые предложения связаны с помощью союзов.

  3. Найдите в тексте примеры предложений, где союзы связывают предложения в тексте.

Учащиеся находят и зачитывают вслух примеры указанных предложений, называя соответствующие синтаксические конструкции.

IV.Этап объяснения нового материала.

У. - Сегодня мы подробнее рассмотрим ту функцию союзов, которая отвечает за связь простых предложений в составе сложного. Найдите в тексте предложение с союзом что и выпишите его.

Учащиеся находят такое предложение. Учитель записывает его на доске, а учащиеся – в тетради. Вот это предложение.

И я убедился, что свои «красивости» Айвазовский не придумывал.

Данное предложение может быть использовано для создания алгоритма работы над сложным предложением. (Приложение №2).

Эвристическая беседа.

У. – Что нужно сделать для того, чтобы выяснить, простое предложение или сложное?





Д. – Выделить грамматическую (ие) основу (ы).

Учитель вывешивает на доску первый пункт алгоритма на отдельном листе.

Учащиеся находят грамматические основы предложения.

У. – Найдите границы простых предложений в составе сложного.

Учащиеся называют границы простых предложений и обозначают их цифрами.

Учитель вывешивает на доску второй пункт алгоритма на отдельном листе.

У. – Найдите в предложении союз и выделите его.

Учащиеся выполняют задание, и на доску вывешивается третий пункт алгоритма.

У. – Давайте выясним, какая связь существует между двумя простыми предложениями. Для этого попробуем задать вопрос от одного предложения к другому. Если можно задать вопрос от одного предложения к другому, это сложноподчинённое предложение.

Учитель вывешивает на доску четвёртый пункт алгоритма на отдельном листе.

У. – Поставьте запятую перед союзом.

Учащиеся выполняют задание, и на доску вывешивается пятый пункт алгоритма.

Далее учащимся предложено познакомиться с определением сложноподчинённого предложения по учебнику.

Учитель предлагает учащимся найти в тексте сложное предложение с союзом И.

Ребята выполняют задание. На доске записывается следующее предложение.

Солнце вставало, и большие валы катились к берегу.



Учитель предлагает учащимся проделать аналогичную работу над предложением, воспользовавшись алгоритмом.

Учащиеся выполняют задание, но, дойдя до 4-го пункта, убеждаются, что невозможно задать вопрос от одного простого предложения ко второму.

У.- Очевидно, что мы столкнулись с другим типом сложных предложений. Сложное предложение, в котором нельзя задать вопрос от одного простого предложения ко второму, называется сложносочинённым.

Учащимся предложено познакомиться с определением сложносочинённого предложения по учебнику.

Учитель предлагает сравнить два типа сложных предложений и выяснить, что между ними общего и что их различает.

Учащиеся отвечают, что и в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложении перед союзом ставится запятая. Это общее. Различие же заключается в том, что в сложносочинённом предложении нельзя поставить вопрос от одной части предложения к другой.

  1. Этап закрепления изученного материала.

Учащиеся получают распечатки с подборкой сложных предложений. Им предложено выполнить задания самостоятельно.

  1. Найдите сначала сложные предложения с подчинительными союзами, выделите в них грамматические основы, расставьте знаки препинания, укажите подчинительные союзы. Затем выполните подобную работу с предложениями, в которых есть сочинительные союзы.

Предложения.

  1. Ветер стихал и свежая прохлада распространилась в виноградниках.

  2. Я не верю что писатель равнодушно относится к своим героям.

  3. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания сторожей.





  1. Свежесть горных вод повеяла навстречу мне и жадно я припал к волне.

  2. В саду горит костёр рябины красной но никого не может он согреть.

  3. Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Творческий диктант.

Используя подчинительные союзы что, чтобы, как, закончите предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными.

  1. Автор считает, что…

  2. Я предлагаю,…

  3. Мы с интересом слушали,…

Используя сочинительные союзы и, а, но, закончите предложения так, чтобы они стали сложносочинёнными.

  1. Концерт окончился,…

  2. Мы с классом собрались на экскурсию,…

  3. В прошлом году мы ездили в Москву,…

  1. Этап проверки степени усвоения полученных знаний.

Учащимся предложено выполнить небольшой тест, затем осуществить взаимопроверку. Далее учитель вывешивает на доску ключ к тесту. (Приложение №3).

Учащиеся получают возможность оценить, на каком уровне ими усвоена новая тема урока.















Приложение №1.

Море Айвазовского.

  1. Я всегда считал, что Айвазовский придумывал в море «красивости» или писал море таким, каким оно попросту не могло быть. 2) Но вот в Варне я пошёл посмотреть бурю на море рано утром. 3) Солнце вставало, и большие валы катились к берегу. 4) Потом разбивались о скалы. 5) И вот, когда волна развивала гребень, она истончалась и сквозь неёбыло видно, как через зелёное стекло.6) Вода походила на уральский камень оникс. 7) В гребешке сияли бриллианты, которые разносил ветер. 8) И я убедился, что свои «красивости» Айвазовский не придумывал. 9) Единственная фальшь заключалась в том, что эти эффекты могли быть только рано утром или при закате. 10) Он идеализировал море, совмещая несовместимое. 11) И в этом уже была большая его фальшь. 12) Но ранние романтические картины Айвазовского хороши, полны настроения.

(По Д. С. Лихачёву.)

Приложение № 2.

Алгоритм.

  1. Выделите грамматические основы простых предложений в составе сложного.

  2. Найдите границы простых предложений.

  3. Найдите союз и выделите его.

  4. Проверьте, можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой.

Если можно – это сложноподчинённое предложение.

Если нельзя – это сложносочинённое предложение.

  1. Поставьте запятую перед союзом.



Приложение № 3.





Тест.

  1. Укажите верную характеристику предложения.

Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

а) сложносочинённое;

б) простое с однородными членами;

в) сложноподчинённое.



  1. В каком предложении неверно расставлены запятые?

а) По ночам земля быстро остывала, и к рассвету степь покрывалась налётом инея.

б) Молодость хороша тем, что она имеет будущее.

в) Солнце докатилось до края земли, и растеклось по небу вишнёвым заревом.

Ключ к тесту.

  1. а

  2. - в



Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в сложном предложении". (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Нами была выбрана тема «Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в союзном сложном предложении», так как изучение данной темы необходимо для успешного освоения языкового раздела «Синтаксические нормы».Проанализировав содержание демонстрационного варианта ЕГЭ по русскому языку 2015 года, мы сделали следующие выводы: многие задания части В включают в себя материал, касающийся пунктуации в сложных предложениях. Это задания №15, №16, №17, №18, № 19.

Работа над текстом «Море Айвазовского» на этапе подготовки к восприятию новой темы позволяет подготовить учащихся к выполнению заданий, связанных с поиском языковых явлений. (Нахождение примеров предложений, демонстрирующих различные функции союзов).

Работа с тестом на этапе закрепления нового материала позволяет подготовить учащихся к выполнению заданий, проверяющих умение правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях, выделять грамматические основы предложений, определять границы простых предложений в составе сложных.

На этапе закрепления изученного материала учащиеся получают задания, подобные тем, которые содержатся в демоверсии ЕГЭ – 2015 г. Это выделение грамматических основ в предложениях, упражнения, направленные на умение различать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых и от простых предложений с однородными членами.

 

Надеяться на успешное выполнение этих заданий позволяет алгоритм, который учитель вырабатывает вместе с учащимися на уроке, и впоследствии использует в дальнейшей работе. 

Автор Трифонова Наталия Викторовна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3411
Номер материала 6126
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓