Конспект
урока
по
русскому языку в 7 классе.
Тема:
«Сочинительные и подчинительные союзы.
Запятая
в сложном предложении».
Составитель:
Степанова Наталия Аркадьевна,
учитель
русского языка и литературы.
г.
Новоуральск, 2014 г.
Пояснительная
записка.
Нами
была выбрана тема «Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая в союзном
сложном предложении», так как изучение данной темы необходимо для успешного
освоения языкового раздела «Синтаксические нормы». Проанализировав содержание
демонстрационного варианта ЕГЭ по русскому языку 2015 года, мы сделали
следующие выводы: многие задания части В включают в себя материал, касающийся
пунктуации в сложных предложениях. Это задания №15, №16, №17, №18, № 19.
Работа
над текстом «Море Айвазовского» на этапе подготовки к восприятию новой темы
позволяет подготовить учащихся к выполнению заданий, связанных с поиском
языковых явлений. (Нахождение примеров предложений, демонстрирующих различные
функции союзов).
Работа
с тестом на этапе закрепления нового материала позволяет подготовить учащихся к
выполнению заданий, проверяющих умение правильно расставлять знаки препинания в
сложных предложениях, выделять грамматические основы предложений, определять
границы простых предложений в составе сложных.
На
этапе закрепления изученного материала учащиеся получают задания, подобные тем,
которые содержатся в демоверсии ЕГЭ – 2015 г. Это выделение грамматических
основ в предложениях, упражнения, направленные на умение различать сложносочинённые
предложения от сложноподчинённых и от простых предложений с однородными
членами.
Надеяться
на успешное выполнение этих заданий позволяет алгоритм, который учитель
вырабатывает вместе с учащимися на уроке, и впоследствии использует в
дальнейшей работе.
Визитная
карточка урока русского языка в 7 классе.
1.
Учитель: Степанова Наталия Аркадьевна, 1
квалификационная категория.
2.
Программа по русскому языку 5-9 классы под
редакцией Т. А. Ладыженской, Москва, «Просвещение»
3.
Учебник. Русский язык. 7 класс под
редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 20
4.
Тема урока: «Союзы сочинительные и
подчинительные. Запятая в союзном сложном предложении».
5.
Оборудование урока: а) стенд «Сегодня на
уроке»; б) распечатки заданий, тест; в) записи на доске ( текст, тренировочные
упражнения).
6.
Тип урока: изучение нового материала.
7.
Цель урока: создание условий для формирования
умений отличать функции сочинительных и подчинительных союзов через
практическую деятельность.
8.
Формы работы на уроке: аналитическая
беседа, коллективная работа, самостоятельная работа.
9.
Методические приёмы: диалог, работа с
текстом, выполнение упражнений, творческих заданий, выработка алгоритма,
тестовые задания, поиск предложений по указанной характеристике.
10.
Планируемый результат деятельности
учащихся на уроке.
а)
Сформировать у обучающихся умение различать функции сочинительных и
подчинительных союзов.
б)
Совершенствовать умение работать с тестом.
в)
Развивать умение применять алгоритм в работе над сложными предложениями.
г)
Через изучение данной темы способствовать осознанию учащимися богатств
синтаксических конструкций в русском языке.
Ход
урока.
I.
Организационный этап.
1.
Организация внимания учащихся к уроку.
2.
Запись в тетрадях даты.
II.
Этап актуализации знаний учащихся.
Слово
учителя.
-
Ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем.
Д.
– Это синтаксис.
У.
– Что изучает синтаксис?
Д.
– Строение словосочетаний и предложений.
У.
–Назовите сочинительные и подчинительные союзы.
Ребята
отвечают.
У.
– Поскольку мы начали изучать служебную часть речи «Союз», вам предлагается
выполнить синтаксический разбор предложения, где встретится союз.
На
доске записано предложение.
Затаив
дыхание, дети сидели на холодном камне и дожидались первых лучей солнца.
Учащиеся
выполняют синтаксический разбор предложения в тетрадях, один ученик записывает
характеристику предложения на доске. В результате получается следующая запись:
(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено
деепричастным оборотом и однородными членами предложения).
У.
– Какую роль выполняет союз И в этом предложении?
Д.
– Союз И связывает однородные сказуемые «сидели» и !дожидались».
III.
Этап подготовки к восприятию новой темы.
У.
– Ребята, вспомните, какие функции выполняет союз в русском языке?
Учащиеся
отвечают, опираясь на определение союза, предлагаемое учебником.
Учитель
предлагает поработать с текстом Д. С. Лихачёва «Море Айвазовского». (Приложение
№1)
Задания,
предложенные учащимся:
1.
Найдите в тексте примеры предложений, в
которых союзы связывают однородные члены предложения.
2.
Найдите в тексте примеры сложных
предложений, в которых простые предложения связаны с помощью союзов.
3.
Найдите в тексте примеры предложений, где
союзы связывают предложения в тексте.
Учащиеся
находят и зачитывают вслух примеры указанных предложений, называя
соответствующие синтаксические конструкции.
IV.Этап
объяснения нового материала.
У.
- Сегодня мы подробнее рассмотрим ту функцию союзов, которая отвечает за связь
простых предложений в составе сложного. Найдите в тексте предложение с союзом что
и выпишите его.
Учащиеся
находят такое предложение. Учитель записывает его на доске, а учащиеся – в
тетради. Вот это предложение.
И
я убедился, что свои «красивости» Айвазовский не придумывал.
Данное
предложение может быть использовано для создания алгоритма работы над сложным
предложением. (Приложение №2).
Эвристическая
беседа.
У.
– Что нужно сделать для того, чтобы выяснить, простое предложение или сложное?
Д.
– Выделить грамматическую (ие) основу (ы).
Учитель
вывешивает на доску первый пункт алгоритма на отдельном листе.
Учащиеся
находят грамматические основы предложения.
У.
– Найдите границы простых предложений в составе сложного.
Учащиеся
называют границы простых предложений и обозначают их цифрами.
Учитель
вывешивает на доску второй пункт алгоритма на отдельном листе.
У.
– Найдите в предложении союз и выделите его.
Учащиеся
выполняют задание, и на доску вывешивается третий пункт алгоритма.
У.
– Давайте выясним, какая связь существует между двумя простыми предложениями.
Для этого попробуем задать вопрос от одного предложения к другому. Если можно
задать вопрос от одного предложения к другому, это сложноподчинённое
предложение.
Учитель
вывешивает на доску четвёртый пункт алгоритма на отдельном листе.
У.
– Поставьте запятую перед союзом.
Учащиеся
выполняют задание, и на доску вывешивается пятый пункт алгоритма.
Далее
учащимся предложено познакомиться с определением сложноподчинённого предложения
по учебнику.
Учитель
предлагает учащимся найти в тексте сложное предложение с союзом И.
Ребята
выполняют задание. На доске записывается следующее предложение.
Солнце
вставало, и большие валы катились к берегу.
Учитель
предлагает учащимся проделать аналогичную работу над предложением,
воспользовавшись алгоритмом.
Учащиеся
выполняют задание, но, дойдя до 4-го пункта, убеждаются, что невозможно задать
вопрос от одного простого предложения ко второму.
У.-
Очевидно, что мы столкнулись с другим типом сложных предложений. Сложное
предложение, в котором нельзя задать вопрос от одного простого предложения ко
второму, называется сложносочинённым.
Учащимся
предложено познакомиться с определением сложносочинённого предложения по
учебнику.
Учитель
предлагает сравнить два типа сложных предложений и выяснить, что между ними
общего и что их различает.
Учащиеся
отвечают, что и в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложении перед
союзом ставится запятая. Это общее. Различие же заключается в том, что в
сложносочинённом предложении нельзя поставить вопрос от одной части предложения
к другой.
V.
Этап закрепления изученного материала.
Учащиеся
получают распечатки с подборкой сложных предложений. Им предложено выполнить задания
самостоятельно.
1.
Найдите сначала сложные предложения с
подчинительными союзами, выделите в них грамматические основы, расставьте знаки
препинания, укажите подчинительные союзы. Затем выполните подобную работу с
предложениями, в которых есть сочинительные союзы.
Предложения.
1)
Ветер стихал и свежая прохлада
распространилась в виноградниках.
2)
Я не верю что писатель равнодушно
относится к своим героям.
3)
Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон
не привлёк внимания сторожей.
4)
Свежесть горных вод повеяла навстречу мне
и жадно я припал к волне.
5)
В саду горит костёр рябины красной но
никого не может он согреть.
6)
Я вернусь когда раскинет ветви
по-весеннему наш белый сад.
Творческий
диктант.
Используя
подчинительные союзы что, чтобы, как, закончите предложения так, чтобы
они стали сложноподчинёнными.
1. Автор
считает, что…
2.
Я предлагаю,…
3. Мы
с интересом слушали,…
Используя
сочинительные союзы и, а, но, закончите предложения так, чтобы они стали
сложносочинёнными.
1. Концерт
окончился,…
2.
Мы с классом собрались на экскурсию,…
3.
В прошлом году мы ездили в Москву,…
VI.
Этап проверки степени усвоения полученных
знаний.
Учащимся
предложено выполнить небольшой тест, затем осуществить взаимопроверку. Далее
учитель вывешивает на доску ключ к тесту. (Приложение №3).
Учащиеся получают
возможность оценить, на каком уровне ими усвоена новая тема урока.
Приложение
№1.
Море
Айвазовского.
1)
Я всегда считал, что Айвазовский
придумывал в море «красивости» или писал море таким, каким оно попросту не
могло быть. 2) Но вот в Варне я пошёл посмотреть бурю на море рано утром. 3)
Солнце вставало, и большие валы катились к берегу. 4) Потом разбивались о
скалы. 5) И вот, когда волна развивала гребень, она истончалась и сквозь
неёбыло видно, как через зелёное стекло.6) Вода походила на уральский камень
оникс. 7) В гребешке сияли бриллианты, которые разносил ветер. 8) И я убедился,
что свои «красивости» Айвазовский не придумывал. 9) Единственная фальшь
заключалась в том, что эти эффекты могли быть только рано утром или при закате.
10) Он идеализировал море, совмещая несовместимое. 11) И в этом уже была
большая его фальшь. 12) Но ранние романтические картины Айвазовского хороши,
полны настроения.
(По
Д. С. Лихачёву.)
Приложение
№ 2.
Алгоритм.
1. Выделите
грамматические основы простых предложений в составе сложного.
2.
Найдите границы простых предложений.
3.
Найдите союз и выделите его.
4. Проверьте,
можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой.
Если можно – это
сложноподчинённое предложение.
Если нельзя – это
сложносочинённое предложение.
5. Поставьте
запятую перед союзом.
Приложение
№ 3.
Тест.
1.
Укажите верную характеристику предложения.
Гроза
прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
а)
сложносочинённое;
б)
простое с однородными членами;
в)
сложноподчинённое.
2.
В каком предложении неверно расставлены
запятые?
а)
По ночам земля быстро остывала, и к рассвету степь покрывалась налётом инея.
б)
Молодость хороша тем, что она имеет будущее.
в)
Солнце докатилось до края земли, и растеклось по небу вишнёвым заревом.
Ключ
к тесту.
1.
– а
2.
- в
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.