Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Звук И краткое, буква Й" (2 класс) по программе Школа Россия

Конспект урока по русскому языку на тему "Звук И краткое, буква Й" (2 класс) по программе Школа Россия

Буква И краткое и звук Й


Автор: Малинова Анна Владимировна


Место работы: ГБОУ школа №336 Невского района Санкт-Петербурга


Класс: 2 класс


УМК/система: УМК «Школа России»


Цель урока:

Расширить у обучающихся знания о букве и звуке Й как базового элемента функциональной грамотности и важного условия формирования практических навыков грамотного письма.

Задачи:

  • предметные: закрепить знания о букве И краткое, сформировать умение слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й, Я, Е, Ё, Ю.

  • развития универсальных учебных действий:

  • регулятивные умения ребят развивались при определении ими последовательности действий, в ходе самоконтроля результата и его оценки; преодолевая трудности, ребята проявляли и волевые умения;

  • развитие познавательных умений осуществлялось через самостоятельное формулирование темы и определение задач, ребята осуществляли самостоятельный поиск информации (когда надо было привести собственные примеры), развивалось умение структурировать информацию при обозначении звука буквами, развивалось умение строить самостоятельное речевое высказывание;

  • развитие коммуникативных умений осуществлялось через работу в парах, когда дети учились договариваться, согласовывать свои мнения, помогать друг другу;

    • личностностные умения развивались через всю деятельность на уроке: ребята установили связь между деятельностью и результатом при самооценке, они осознали необходимость помощи другим как важный для себя выбор (надо помогать даже Змей Горынычу), оказывали поддержку другим.


Тип урока: урок изучения нового материала


Вид урока: урок игра-путешествие


Оборудование:

  • для учителя: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Notebook, смарт-страницы для демонстрации, демонстрационные карточки со словами, музыкальный фрагмент «Веселый гном» для физкультминутки;

  • для ученика: раздаточные материалы для работы в парах и индивидуально (конверт с картой города «Буквик», карточка со стихотворением, индивидуальный рабочий лист).


Литература, ссылки на используемые изображения и ресурсы:

  1. Картинки по запросу: Дюймовочка, Змей Горыныч, Веселый Гном и др.

http://cs10607.userapi.com/u49849217/-5/x_1feb9237.jpg – Дюймовочка

http://digart.ru/wp-content/uploads/moidodyr.jpg – Мойдодыр

http://www.veneportaal.ee/mg/11/23111001.jpg – Незнайка

http://img-fotki.yandex.ru/get/4708/113882196.d6/0_63d38_72379e5_XL – Веселый Гном

http://www.portamur.ru/upload/resize_cache/blog/8ef/600_600_1/wclm.jpg – Змей Горыныч

  1. Ю Мориц «Сказка по лесу идет».

Ход урока


Этапы урока

Цель этапа, УУД

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность ученика

I.Организационный момент.

Цель: оценка готовности учащихся к уроку, психологический настрой.

УУД: организационные, самоконтроля.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку, для чего проходя по классу, ненавязчиво и тихо подсказывает ребятам, как привести рабочее место в порядок, хвалит тех, у кого все в надлежащем виде, говорит спасибо.


Учитель приветствует учеников:

- Здравствуйте ребята. Садитесь.

Ученики самостоятельно приводят рабочее место в порядок, выполняя просьбу учителя или ориентируясь на пример своих одноклассников.


Ученики приветствуют учителя установленным знаком (кивок головы). Тихо садятся.

II. Актуализация знаний

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.

УУД: самоопределение, саморегуляция.


Оборудование: на столах у учеников лежат конверты, в которых раздаточные материалы: карта города «Буквик», карточка со стихотворением, индивидуальный рабочий лист.

Учитель обращается к ученикам (тон встревожено удивленный):

- Ребята, сегодня со мной случилось нечто странное. Перед уроком я вспоминала стихотворение Ю. Морица «Сказка по лесу идёт». Рассказывала

Чтобы, чтобы, чтобы снова

Добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого

Стать хорошим

Убелил!...

И вдруг, забыла! Решила посмотреть в учебник, чтобы вспомнить, а там…, по какой-то причине, в тексте исчезла одна буква.


- Достаньте из конверта карточку голубого цвета, прочтите то, что на ней написано.

Ух, за мно… и за тобо…

Сказки бегали гурьбо…!

Обожаемые сказки –

Слаще ягоды любо…!


- Давайте, исправим это недоразумение. Какая буква была потеряна? Какой звук она обозначает?



- Вы догадались, как будет называться тема нашего урока?




- Отложите карточку на край стола. Откройте тетради, пропустите 2 строчки вниз и запишите число, классная работа.

Ученики эмоционально настраиваются на общение с учителем и воспринимают информацию.



Читают вслух вместе с учителем.





Эмоционально воспринимают информацию.

Удивляются, эмоционально «отражают» информацию.



Работа в парах с раздаточным материалом.

Читают текст четверостишия.



Устанавливают, какая буква пропущена. Сообщают учителю, что «пропала» буква И краткое.


Ученики формулируют тему урока самостоятельно «Буква И краткое и звук Й»


Делают необходимые записи в тетради, самостоятельно контролируют качество оформления.

III. Основной этап урока.

Цель: Восприятие нового материала и алгоритма деятельности при определении буквы и звука Й.

УУД: когнитивные – анализ и синтез информации, управленческие – самоорганизация на деятельность.


Использование интерактивной доски.


Смарт - страница 1.

hello_html_m2bd6d6fd.png

Смарт – страница 2.


hello_html_m30dfcd65.png

























Смарт – страница 3.



hello_html_67c9b080.png

Смарт – страница 4.

hello_html_m2e774fc8.gif

Смарт – страница 5.

hello_html_23f4c528.gif


Смарт – страница 6.

hello_html_m6047f45f.gif





Смарт – страничка 7.

hello_html_50150df0.gif










IV. Закрепление изученного.

Цель: проверить свое умение применять новое знание в измененных условиях с опорой на собственный выбор.

УУД: познавательные: умение предъявлять свои знания, осознанно и произвольно планировать выполнение поставленной задачи; анализировать условия задачи и отбирать информацию, необходимую для ее выполнения.


Сhello_html_m1aff982f.gif
март – страничка 8.




- К нам из сказки в гости пришёл Зме.. Горыныч (при произношении намеренно пропускается буква И краткое).

Он к нам обращается. Давайте прочитаем.









- Он попросит у нас помощи. Оказывается, когда он был в гостях у своих друзей в городе Буквик, там потерял одну букву своего имени. Вы уже догадались, какую букву он потерял?

- Давайте поможем Зме.. Горынычу отыскать букву. Для этого отправимся в город Буквик и зайдём в гости к его друзьям.



- На карте города Буквик изображены домики друзей Зме.. Горыныча, в гостях у которых он побывал. Знакомы ли они вам? Из каких они произведений? Кто автор?








- О, как интересно! Что общего вы, ребята, заметили в именах друзей Горыныча?


- В какой части слова мы встречаем эту букву?




- Давайте напишем соединения гласной буквы с буквой Й, которые встречается в именах наших героев.

Все эти соединения учитель записывает под диктовку детей на доске.


Зрительная гимнастика.

- Что ж, мы готовы к нашему путешествию. Постарайтесь запомнить путь Горыныча, внимательно проследите его глазами.



- В конверте на вашем столе есть карта города Буквик. Достаньте ее. Проследите наш путь.






- Итак, вспомните, какой домик мы посетим первый.


Учитель открывает следующую смарт-страничку с домиком Мойдодыра.

- Но, что это? Замок. Для того чтобы его открыть, надо выполнить правильно задание.



- Выполняем задание № 184 на странице 115 учебника.







- Проверяем.

К доске вызываются желающие ученики.






Организация самооценки.

- Оцените себя методом светофор на полях.




После того, как все оценили свою работу, учитель нажимает на доску и появляется ключ к замку на домике Мойдодыра.


- Замечательно! Теперь у нас есть ключ, давайте посмотрим, там ли потерянная буква.


- Нужной нам буквы нет, но мы не будем отчаиваться. Идем к следующему домику. Кто назовёт, к кому сейчас мы отправимся в гости?


Динамическая пауза.

- Здесь нас поджидает новое задание. Нам надо выполнить зарядку.




Когда зарядка выполнена, учитель нажимает на экран, появляется ключ, замок открывается.




- Нет и в этом домике тоже нет нужной буквы. Идем дальше. К какому домику мы отправимся?




Задание. Работа в печатной тетради страница 52 № 111.

На классной доске размещаются таблички со словами, к которым надо сделать записи.


[край’]______________[край’а]______________

[л’эй’ка]____________ [й’эл’и]______________

[трой’ка]____________[й’олка]______________

[играй’ут]___________[й’ужный’]______________




- Задание выполнено. Давайте, посмотрим, появился ли ключик.

Ключик появляется, замок исчезает.






- Что ж, отправимся к домику Незнайки. И тут замок! Нам нужно выполнить задание.


Учитель предлагает ученикам достать из конверта белые карточки, на которых и выполнить задание.


Ученикам необходимо написать пять слов, в которых встречается буква Й.

Учитель просит учеников вспомнить такие слова, которые на уроке еще не звучали.



- Давайте посмотрим, кто, написал самое длинное слово? А кто написал самое короткое слово?

- Назовите слово, где буква Й в начале слова? в середине? в конце слова?


Ученики радостно «приветствуют» героя.

Ученик читает слова, с которыми к нам обращается Змей Горыныч.








Ответ: Букву Й


Ученики соглашаются помочь.







Звучат ответы учеников, которые называют героев и произведения:

Корней Чуковский «Мойдодыр», Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка», Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».




Ученики отвечают, что в именах всех друзей Горыныча есть буква Й.


Ученики отвечают, что буква встречается в середине или в конце имени.


Чистописание.

Дети записывают соединения у себя в тетради. (ой, ый, ай, юй)



На смарт–страничке Змей Горыныч двигается от домика к домику (анимация). Ученики следят глазами, запоминают.



Ученики работают с картой, называют в правильной последовательности путь, который им предстоит пройти.




Ученики называют домик Мойдодыра.




Ученики читают задание, которое им предлагается выполнить.




Ученики выполняют задание индивидуально.






Проверка осуществляется путем перемещения букв к словам для чего используются инструменты интерактивной доски.

Один ученик перемещает букву к одному слову. остальные ученики проверяют свою работу.


Ученики на полях отмечают кружок определенного цвета, в зависимости от успешности в выполнении упражнения.



После исчезновения замка с домика становятся видны буквы. Ученики называют все буквы, но Й среди них нет.


Ученики возвращаются к карте и называют следующего друга Горыныча – Веселый ном.



Ученики выполняют зарядку под песню «Веселый гном». Один ученик показывает, остальные повторяют за ним основные действия.


После исчезновения замка с домика становятся видны буквы. Ученики называют все буквы, но Й среди них нет.


Ученики, сверившись с картой, сообщают, что направляются к домику Дюймовочки.



Ученики выполняют задание в тетради, и по одному выходят к доске, пишут слова. При написании проговаривают, что пишут, объясняют значение слова, указывают, где в жизни они с ним встречались.


Ученики выполняют задание самостоятельно, могут сверяться с ответами на доске.




Ученики читают буквы у домика Дюймовочки, устанавливают, что буквы Й нет.




Ученики читают задание на доске, которое необходимо выполнить.


Ученики достают из конверта карточки для индивидуальной работы.


Ученики выполняют задание, записывают слова.





Ученики проводят самоанализ выполненной работой, находя в ней слова, соответствующие тому или иному условию.


V. Рефлексия

Цель:

УУД: регулятивные: умения объективной самооценки.






-hello_html_6f7a1d53.png
Если тебе удалось написать пять слов, то закрась Горыныча в зеленый цвет, если придумал только 3 или 4 слова - то в жёлтый.


Учитель просматривает, как ученики оценили результаты своей работы.


После того, как 2/3 учеников справились с работой, учитель нажимает на доску, появляется ключ, замок исчезает.



Ученики самостоятельно оценивают результаты своей работы, и отмечают результаты оценки, окрашивая указанные части фигурки.








Ученики называют буквы, которые есть у домика Незнайки. Указывают, что они нашли букву Й.

VI. Итог урока

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность.

УУД: познавательные: умение структурировать знания;

коммуникативные: умение выражать свои мысли;

регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Смарт – страничка 9.


hello_html_m3369de62.png

- Ура мы нашли нужную нам букву! Держи Змей Горыныч и не теряй больше.

Буква Й встает на место (анимация объекта)


- Куда встала буковка Й: в начале слова, в середине или в конце?



Беседа, ориентированная на воспитание отзывчивости, понимания и доброты в общении со сверстниками и взрослыми.

- Правильно ли мы поступили, помогая, Змею Горынычу, ведь в сказках он не всегда добрый?

- Да действительно, добро всегда побеждает зло.


- Запишите домашнее задание.


Учитель комментирует вариативное домашнее задание, подготовленное для учеников с различным уровнем базовых знаний и мотивации учения.


Учитель благодарит учеников за работу, приглашает с дневником для выставления отметок.







Ученики отвечают на вопрос учителя.







Ученики принимают участие в беседе. Рассуждают о добре и зле.



Ученики записывают домашнее задание.


Выполнить упражнение № 185 с.115 или записать 10 слов с буквой Й. Нарисовать одного героя нашего урока и подписать его имя. Рисунки будут оформлены на классной выставке.




Конспект урока по русскому языку на тему "Звук И краткое, буква Й" (2 класс) по программе Школа Россия
  • Начальные классы
Описание:

Цель: Расширить у обучающихся знания о букве и звуке Й как базового элемента функциональной грамотности и важного условия формирования практических навыков грамотного письма.

Задачи:

-        предметные: закрепить знания о букве И краткое, сформировать умение слышать звук [Й] в словах и обозначать его буквами Й, Я, Е, Ё, Ю.

-        развития универсальных учебных действий:

-        регулятивные умения ребят развивались при определении ими последовательности действий, в ходе самоконтроля результата и его оценки; преодолевая трудности, ребята проявляли и волевые умения;

-        развитие познавательных умений осуществлялось через самостоятельное формулирование темы и определение задач, ребята осуществляли самостоятельный поиск информации (когда надо было привести собственные примеры), развивалось умение структурировать информацию при обозначении звука буквами, развивалось умение строить самостоятельное речевое высказывание;

-        развитие коммуникативных умений осуществлялось через работу в парах, когда дети учились договариваться, согласовывать свои мнения, помогать друг другу;

-        личностностные умения развивались через всю деятельность на уроке: ребята установили связь между деятельностью и результатом при самооценке, они осознали необходимость помощи другим как важный для себя выбор (надо помогать даже Змей Горынычу), оказывали поддержку другим.

Тип урока:                                        урок изучения нового материала

Вид урока:                                        урок игра-путешествие

Автор Малинова Анна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1108
Номер материала 44267
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓