Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" пограмма: "Начальная школа XXI века 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" пограмма: "Начальная школа XXI века 2 класс

Конспект урока по теме:

«Значение фразеологизмов 2 класс».

  1. Самоопределение деятельности.

Прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!

Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!».

  1. Чистописание.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Ребята, какое время года сейчас идёт?

Назовите весенние месяцы.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Как вы понимаете эту пословицу?

Запишите пословицу в тетрадь. Найдите слово в котором все согласные звуки твёрдые и подчеркните его.

В каком слове звуков меньше чем букв? (апрель).

III. Работа по теме урока. Проблемная ситуация.

Прочитайте стихотворение Орловой «Ни пуха, ни пера»:

Ни пуха, ни пера.


Рано утром

Мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: не дерись

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час

Едва живой

Петушок идёт домой,

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.


Почему автор выбрал именно такой заголовок? (мама квочка провожая сына в школу пожелала ему удачи – ни пуха, ни пера).

Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? (правильно, пожелание мамы, она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная – грустная история которую и описал поэт).

Запишите выражение и его значение.

Ни пуха, ни пера – пожелание успеха.

Это устойчивое выражение, в нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Кто из вас помнит, как по другому называются такие выражения? (фразеологизмы).

Правильно. Это и есть тема нашего урока.

Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.



  1. Словарная работа.

А сейчас вам самим нужно дополнить выражения словарными словами.

Труслив как … (заяц)

Трещит как … (сорока)

Ревёт как … (медведь)

Стреляный …(воробей) опытный человек которого трудно обмануть.

Как …(собака) на сене

(По мере отгадывания на слайде появляются картинки.)

Выпишите из этих выражений словарные слова расположив их в алфавитном порядке.

(воробей, заяц, медведь, собака, сорока)

Объясните, как вы понимаете эти выражения?

Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Давайте попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

Представьте себе Россию, какой она была 300 лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

Эти крылатые выражения появились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин – 135 см. Попробуйте поработать с такими рукавами – будет неудобно. Чтобы работа спорилась рукава надо было засучить. Кто работал лениво, нехотя, про тех говорили, что они работают спустя рукава.

Мы часто говорим: «Остаться с носом» (потерпеть неудачу), «Оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.

Объяснение фразеологических оборотов: бить баклуши…

Наш язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом «рука» есть более 50 фразеологических оборотов:

Дать по рукам – наказать

Как без рук – беспомощный

Валится из рук – не работается

Мастер на все руки – умелец

Дать руку на отсечение – поручиться и т.д.

А теперь разомнём наши руки, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

  1. А сейчас проведём игру «Раз хлопок, два хлопок».

Если услышите фразеологический оборот, то хлопаете два раза, если не фразеологический оборот – один раз.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

  1. Работа по учебнику.

В русском языке часто встречаются фразеологизмы близкие по смыслу. Давайте вспомним как называются слова близкие по значению? (синонимы). Сейчас вы будете подбирать фразеологизмы близкие по значению.

Откройте учебник стр.110 урок 133 упр.№1. Прочитайте задания к упражнению. Это упражнение вы будете выполнять по рядам.

Первый ряд – выписывает фразеологизмы со значением «усердно, прилежно трудиться» - не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

Второй ряд – выписывает фразеологизмы со значением «бездельничать» - сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Третий ряд – выписывает фразеологизмы со значением «мало» - с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

Давайте проверим как вы справились с заданием. Ребята первого ряда прочитайте какие фразеологические обороты вы выписали. Теперь проверим какие обороты выписали ребята второго ряда, и третьего.

Фразеологизмы бывают и противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).

Сейчас выполним упражнение №3 на стр.112 учебника.

Прочитайте задание к упражнению.

Это упражнение вы можете выполнять в парах используя подсказку к упражнению.

Проверка выполнения задания.

  1. Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять упр.2 стр.111,112. Там есть рисунки, которые придут вам на помощь.

  1. А сейчас подведём итог нашего урока.

Что такое фразеологизм?

Где можно посмотреть значение фразеологического оборота?

Для чего в речи используются фразеологические обороты и фразеологизмы?

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов.)

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде.

  1. Я переливал из пустого в порожнее.

  2. Я устал и вышел из себя.

  3. Я работал, не покладая рук.

  4. Я устал, но взял себя в руки.

  5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

(Объяснить значение каждого фразеологизма)

Запишите в свою тетрадь подходящее для вас утверждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы на каждом уроке работали «засучив рукава», тогда бы все говорили про вас «светлая голова».

  1. Игра «Загадки – складки».

Попробуйте по рисункам отгадать фразеологизмы.

  1. Карточка – тест.






Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" пограмма: "Начальная школа XXI века 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по теме:

 «Значение фразеологизмов 2 класс».

I.                   Самоопределение деятельности.

Прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!

Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!».

II.                Чистописание.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Ребята, какое время года сейчас идёт?

Назовите весенние месяцы.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

 Как вы понимаете эту пословицу?

Запишите пословицу в тетрадь. Найдите слово в котором все согласные звуки твёрдые и подчеркните его.

 В каком слове звуков меньше чем букв? (апрель).

III.    Работа по теме урока. Проблемная ситуация.

Прочитайте стихотворение Орловой «Ни пуха, ни пера»:

Ни пуха, ни пера.


Рано утром

Мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: не дерись

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час

Едва живой

Петушок идёт домой,

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.


    Почему автор выбрал именно такой заголовок? (мама квочка провожая сына в школу пожелала ему удачи – ни пуха, ни пера).

    Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

    В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? (правильно, пожелание мамы, она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная – грустная история которую и описал поэт).

Запишите выражение и его значение.

Ни пуха, ни пера – пожелание успеха.

Это устойчивое выражение, в нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Кто из вас помнит, как по другому называются такие выражения? (фразеологизмы).

Правильно. Это и есть тема нашего урока.

Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

 

 

  1. Словарная работа.

А сейчас вам самим нужно дополнить выражения словарными словами.

Труслив как … (заяц)

Трещит как … (сорока)

Ревёт как … (медведь)

Стреляный …(воробей) опытный человек которого трудно обмануть.

Как …(собака) на сене

(По мере отгадывания на слайде появляются картинки.)

Выпишите из этих выражений словарные слова расположив их в алфавитном порядке.

 (воробей, заяц, медведь, собака, сорока)

Объясните, как вы понимаете эти выражения?

Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Давайте попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

Представьте себе Россию, какой она была 300 лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

Эти крылатые выражения появились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин – 135 см. Попробуйте поработать с такими рукавами – будет неудобно. Чтобы работа спорилась рукава надо было засучить. Кто работал лениво, нехотя, про тех говорили, что они работают спустя рукава.

Мы часто говорим: «Остаться с носом» (потерпеть неудачу), «Оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.

Объяснение фразеологических оборотов: бить баклуши…

Наш язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом «рука» есть более 50 фразеологических оборотов:

Дать по рукам – наказать

Как без рук – беспомощный

Валится из рук – не работается

Мастер на все руки – умелец

 Дать руку на отсечение – поручиться и т.д.

 А теперь разомнём наши руки, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

  1. А сейчас проведём игру «Раз хлопок, два хлопок».

Если услышите фразеологический оборот, то хлопаете два раза, если не фразеологический оборот – один раз.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

  1. Работа по учебнику.

В русском языке часто встречаются фразеологизмы близкие по смыслу. Давайте вспомним как называются слова близкие по значению? (синонимы). Сейчас вы будете подбирать фразеологизмы близкие по значению.

Откройте учебник стр.110 урок 133 упр.№1.  Прочитайте задания к упражнению. Это упражнение вы будете выполнять по рядам.

Первый ряд – выписывает фразеологизмы со значением «усердно, прилежно трудиться» - не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

Второй ряд – выписывает фразеологизмы со значением «бездельничать» - сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Третий ряд – выписывает фразеологизмы со значением «мало» - с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

Давайте проверим как вы справились с заданием. Ребята первого ряда прочитайте какие фразеологические обороты вы выписали. Теперь проверим какие обороты выписали ребята второго ряда, и третьего.

Фразеологизмы бывают и противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).

 Сейчас выполним упражнение №3 на стр.112 учебника.

Прочитайте задание к упражнению.

Это упражнение вы можете выполнять в парах используя подсказку к упражнению.

Проверка выполнения задания.

  1. Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять упр.2 стр.111,112. Там есть рисунки, которые придут вам на помощь.

  1. А сейчас подведём итог нашего урока.

Что такое фразеологизм?

Где можно посмотреть значение фразеологического оборота?

Для чего в речи используются фразеологические обороты и фразеологизмы?

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов.)

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде.

  1. Я переливал из пустого в порожнее.

  2. Я устал и вышел из себя.

  3. Я работал, не покладая рук.

  4. Я устал, но взял себя в руки.

  5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

(Объяснить значение каждого фразеологизма)

Запишите в свою тетрадь подходящее для вас утверждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы на каждом уроке работали «засучив рукава», тогда бы все говорили про вас «светлая голова».

  1. Игра «Загадки – складки».

Попробуйте по рисункам отгадать фразеологизмы.

  1. Карточка – тест.

Автор Серова Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1526
Номер материала 17318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓