Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Весна в поэзии, музыке, живописи" (5-6 классы)

Конспект урока по русскому языку на тему "Весна в поэзии, музыке, живописи" (5-6 классы)

МОУ Ломовская СОШ








Открытый урок по русскому языку

«Весна в поэзии, музыке, живописи»


Класс-6











Выполнила Герасимова Т.Я.

учитель 2 кв. категории

русского языка и

литературы








п.Ломовка

2009 год



Цели урока:


  • Формирование умений и навыков связанного изложения мыслей в устной и письменной форме на примере поэтических произведений русских поэтов о родной природе



  • Обогащение словарного запаса учащихся

  • Овладение нормами русского литературного языка (произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций).

  • Учить понимать, чувствовать прекрасное в музыке.

  • Учить видеть художественное достоинство картины, переводить виденное на язык слова.

  • Учить видеть красоту родной природы, воспитывать чувство любви к своей малой родине.



Оборудование:


1) музыка: П.И.Чайковский «Времена года. Март. Апрель. Май»;

2) картины: И.И.Левитан «Большая вода», Юон «Март»;

3) презентация урока.














Памятка. Работа над сочинением.


hello_html_415d0a41.gif















Ход урока:


Вид деятельности

Учитель

Ученики

1









2
















3












Орг. Момент.

1 часть.

Весна в поэзии. (Учитель литературы)



Слово учителя
















Чтение стихов о весне.


- А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие». (Кокурина Галя)


-А.Н. Плещеев «Весна».(Молодцова Наташа)

- Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист! (Божик Алена)

_Здравствуйте, ребята, садитесь. У вас на партах листочки со стихами, с планом. Все это нам нужно будет в работе на уроке и дома. Итак, мы начинаем.



Сегодня чудесная погода, не правда ли, ребята? Да и как же может быть иначе, ведь пришла весна. Этому чудесному времени года поэты посвящали стихи, художники – картины, а композиторы писали музыку. Сегодня наша с вами задача - учиться красивому правильному языку у мастеров художественного слова, обогащать свою речь. Послушаем стихи о весне.










4

Беседа с учащимися.

- А чем вам нравится весна?

-Какие у весны запахи?

Тепло. Птицы прилетают….

Талым снегом, первоцветом…

5

Работа с этимологическим словарем

Что же обозначает это слово? Заглянем в этимологический словарь.

Весна - от веселый

6

Лексическая работа

Подберем однокоренные слова к слову весна

Веснушки (на лице), веснянка, весенний, предвесенний,

по- весеннему

7

Работа в тетрадях

Запишем эти слова в тетрадях.


8

Пословицы

Вспомним пословицы о весне

Много снега - много хлеба, много воды - много травы. Кто весной трудиться рад - будет осенью богат.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Увидел грача - весну встречай.

Птица рада весне, а младенец - матери.

10

Загадки о весне.


Тает снежок - ожил лужок; день прибывает. Когда это бывает?

Только снег в лесу сошел - я голубеньким расцвел.

11

Анализ текста «Веснянка»

(текст на экране)

«Кто весной трудиться рад, будет осенью богат», - так говорится в пословице. И действительно, наши прадеды кормились от земли. А чтобы весна была ранняя, и урожай был богатым, они проводили обряд закликания весны, пекли жаворонков, угощали ими домочадцев и соседей.


У вас на партах текст «Веснянки»


Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с великой милостью:

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!


-Что представляет собой первая строчка песни?

-Почему автор называет весну красной?

-Почему в предложении стоит двоеточие?


























-Обращение


-Красная - значит красивая.

Милость - это обобщающее слово при однородных членах: с льном, с корнем, с хлебом.


Чтение и анализ стихотворения «Весенние воды»


Лексическая работа

-Каким настроением проникнуто стихотворение?


-Назовите признаки весны


Найдите в тексте непривычные, устаревшие слова



-Кто такие гонцы?





-Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?




Как называется этот худ. прием?


-Найдите прилагательные в стихотворении


Бодрое, Радостное.





Брег - берег; гласят - голосят - поют, кричат (в этих словах есть беглые гласные)


Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. (Они предвещают наступление весны).


Глаголов, потому что весна - это жизнь, движение, действие.

Выслала, бегут, гласят, будят


Олицетворение



Берег сонный,

молодая весна, тихие, теплые майские дни; румяный светлый хоровод




















-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Назовите признаки весны.

-Как удалось автору показать победное шествие весны?

(слайд)

Вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение.(слайд)

-Найдите их в тексте, запишите в тетрадях.

(Слайд)

-С какой целью использует их автор?




















2 часть.


Весна в музыке.

(Учитель пения).

На тему весны у композитора П.И.Чайковского есть замечательная музыка, называется она «Времена года» Весна. Март. Апрель. Май.





























3 часть.


Весна в живописи. (Учитель рисования).


Беседа с уч-ся.










Вывод.








Перед нами, ребята, картина И.И. Левитана «Большая вода».


-Нравится ли вам этот пейзаж?



-Попробуем описать эту картину.


-Что мы видим на ней?


Определим колорит картины.


-Ощущение чистоты и свежести, обновления в природе – основной мотив этой картины.
















Учитель литературы

Ну что ж, вы прочитали о весне замечательные стихи, послушали чудесную музыку и красивые картины посмотрели. Ваши предшественники оставили нам на память тоже хорошие работы о весне. Вот послушайте. (Читаю стихи Батраковой Саши и Марзаевой Кати).

(на слайде). Может быть, вам тоже захочется стать поэтами и художниками и вы тоже нас порадуете стихами. Ну а те, кого не посетит Муза вдохновения, напишут сочинение по картине Левитана. Итак, вам предлагаются 3 темы сочинений на выбор

(Слайд)

1. Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода»


2.Весна идет. (По личным наблюдениям)


3.Музыка весны. (По личным впечатлениям).




Конспект урока по русскому языку на тему "Весна в поэзии, музыке, живописи" (5-6 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Целью урока ставила формирование связного изложения мыслей в устной и письменной форме на примере поэтических произведений русских поэтов, художников,музыкантов.

    Тип урока- интегрированный. На уроке были задействованы учителя музыки и изобразительного искусства.Презентация к уроку (помещена на моей страничке сайта), помогла создать положительный эмоциональный настрой  учащихся в работе.

Основные задачи урока: воспитывать чувство любви к своей малой родине, понимать , чувствовать прекрасное в музыке, видеть художественное достоинство картины, и, главное, переводить виденное  на язык слова.

 

Автор Герасимова Татьяна Яковлевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 777
Номер материала 21342
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓