№
|
Вид деятельности
|
Учитель
|
Ученики
|
1
2
3
|
Орг. Момент.
1 часть.
Весна в поэзии.
(Учитель литературы)
Слово учителя
Чтение стихов о
весне.
- А.Т. Твардовский.
«Снега потемнеют синие». (Кокурина Галя)
-А.Н. Плещеев «Весна».(Молодцова
Наташа)
- Баратынский. «Весна,
весна! Как воздух чист! (Божик Алена)
|
_Здравствуйте,
ребята, садитесь. У вас на партах листочки со стихами, с планом. Все это нам
нужно будет в работе на уроке и дома. Итак, мы начинаем.
Сегодня чудесная
погода, не правда ли, ребята? Да и как же может быть иначе, ведь пришла
весна. Этому чудесному времени года поэты посвящали стихи, художники –
картины, а композиторы писали музыку. Сегодня наша с вами задача - учиться
красивому правильному языку у мастеров художественного слова, обогащать свою
речь. Послушаем стихи о весне.
|
|
4
|
Беседа с учащимися.
|
- А чем вам
нравится весна?
-Какие у весны
запахи?
|
Тепло. Птицы
прилетают….
Талым снегом,
первоцветом…
|
5
|
Работа с
этимологическим словарем
|
Что же обозначает
это слово? Заглянем в этимологический словарь.
|
Весна - от веселый
|
6
|
Лексическая работа
|
Подберем
однокоренные слова к слову весна
|
Веснушки (на лице),
веснянка, весенний, предвесенний,
по- весеннему
|
7
|
Работа в тетрадях
|
Запишем эти слова в
тетрадях.
|
|
8
|
Пословицы
|
Вспомним пословицы
о весне
|
Много снега - много
хлеба, много воды - много травы. Кто весной трудиться рад - будет осенью
богат.
Весна красна
цветами, а осень - пирогами.
Увидел грача -
весну встречай.
Птица рада весне, а
младенец - матери.
|
10
|
Загадки о весне.
|
|
Тает снежок - ожил
лужок; день прибывает. Когда это бывает?
Только снег в
лесу сошел - я голубеньким расцвел.
|
11
|
Анализ текста
«Веснянка»
(текст на экране)
|
«Кто весной
трудиться рад, будет осенью богат», - так говорится в пословице. И
действительно, наши прадеды кормились от земли. А чтобы весна была ранняя, и
урожай был богатым, они проводили обряд закликания весны, пекли жаворонков,
угощали ими домочадцев и соседей.
У вас на партах текст
«Веснянки»
Весна, весна
красная!
Приди, весна с
радостью,
С радостью, с
великой милостью:
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
-Что представляет
собой первая строчка песни?
-Почему автор
называет весну красной?
-Почему в
предложении стоит двоеточие?
|
-Обращение
-Красная - значит
красивая.
Милость - это
обобщающее слово при однородных членах: с льном, с корнем, с хлебом.
|
|
Чтение и анализ
стихотворения «Весенние воды»
Лексическая работа
|
-Каким настроением проникнуто
стихотворение?
-Назовите признаки весны
Найдите в тексте непривычные, устаревшие
слова
-Кто такие гонцы?
-Слов какой части речи в стихотворении
больше всего? Почему?
Как называется этот худ. прием?
-Найдите прилагательные в стихотворении
|
Бодрое, Радостное.
Брег - берег; гласят - голосят - поют,
кричат (в этих словах есть беглые гласные)
Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи.
(Они предвещают наступление весны).
Глаголов, потому что весна - это жизнь,
движение, действие.
Выслала, бегут, гласят, будят
Олицетворение
Берег сонный,
молодая весна,
тихие, теплые майские дни; румяный светлый хоровод
|
|
|
-Каким настроением
проникнуто стихотворение?
-Назовите признаки
весны.
-Как удалось автору
показать победное шествие весны?
(слайд)
Вспомним, что
такое эпитет, сравнение, олицетворение.(слайд)
-Найдите их в
тексте, запишите в тетрадях.
(Слайд)
-С какой целью
использует их автор?
|
|
|
2 часть.
Весна в музыке.
(Учитель пения).
|
На тему весны у
композитора П.И.Чайковского есть замечательная музыка, называется она
«Времена года» Весна. Март. Апрель. Май.
|
|
|
3 часть.
Весна в живописи. (Учитель рисования).
Беседа с уч-ся.
Вывод.
|
Перед нами, ребята,
картина И.И. Левитана «Большая вода».
-Нравится ли вам
этот пейзаж?
-Попробуем описать
эту картину.
-Что мы видим на
ней?
Определим колорит
картины.
-Ощущение чистоты и
свежести, обновления в природе – основной мотив этой картины.
|
|
|
Учитель
литературы
|
Ну что ж, вы
прочитали о весне замечательные стихи, послушали чудесную музыку и красивые
картины посмотрели. Ваши предшественники оставили нам на память тоже хорошие
работы о весне. Вот послушайте. (Читаю стихи Батраковой Саши и Марзаевой Кати).
(на слайде). Может
быть, вам тоже захочется стать поэтами и художниками и вы тоже нас порадуете
стихами. Ну а те, кого не посетит Муза вдохновения, напишут сочинение по
картине Левитана. Итак, вам предлагаются 3 темы сочинений на выбор
(Слайд)
1. Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая
вода»
2.Весна идет. (По личным наблюдениям)
3.Музыка весны. (По личным впечатлениям).
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.