Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Три типа склонений имён существительных" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Три типа склонений имён существительных" (4 класс)

«Утверждаю»

директор КГУ «СОШ №63 »

г. Караганда

___________Альжанова К.С.

«____» _____2014 г.







Краткосрочный план №2 Четверть 1 Время 08.50

Предмет: русский язык Класс 4 Аудитория 109

Учитель Иванчук Т.П.


















Тема урока: Три типа склонений имён существительных


Цель обучения: повторение и обобщение знаний о склонении имен существительных, совершенствование умения учащихся определять тип склонения через групповую и индивидуальную работу в процессе активного взаимодействия учащихся друг с другом




Результаты обучения: умеют определять тип склонения имён существительных, склонять существительные и выделять падежные окончания, рассуждают по теме урока





















План урока

Этапы урока/ время

Действия

Оценивание

Ресурсы

Учитель

Ученик

  1. Организационный момент

3 минуты

Просмотр видеоролика «Дорогою добра»

Психологический настрой.

Доброе утро, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: 
Прикоснись ко мне добротой, 
И болезни смоет волной, 
И печаль обойдёт стороной, 
Озарится душа красотой… 
Я предлагаю вам посмотреть один видеоролик. (просмотр видеоролика «Дорогою добра»)

Удачи всем! Мы начинаем урок!

Слушают приветствие учителя, приветствуют друг друга улыбкой;

Просматривают видеоролик « Дорогою добра »



ИД

Слайд №1

  1. Постановка проблемы

15 минут

Подготовка к обучению





























Каллиграфическая минутка































































Словарная работа




















- А скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «ДОБРО»?

Называйте свои ассоциации по очереди, берите по одной понравившейся вам конфетке и садитесь на свои места.

А теперь разделитесь на группы по видам конфет.

Вот теперь я вижу, что вы готовы к уроку, можем начинать.

Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение заглавной и строчной буквы д с буквой о. Задание 1: пропишите в своих тетрадях следующие буквосочетания: Дд До дд

Какое это соединение?

- Посмотрите в тетради друг друга и определите, у кого из вашей группы соединения получились более ровные и каллиграфически верные?

Я предлагаю вам подарить этому участнику вашей группы две звезды за самую лучшую каллиграфическую минутку.

Задание 2: перед вами на доске много разных слов, подберите однокоренные слова к слову «добро»:
- Какие слова называются однокоренными?







- А скажите, являются ли данные слова, словами одной и той же части речи?

- А какие слова здесь лишние?









- Верно, все остальные слова – это существительные.

Задание 3:

Запишите существительные к себе в тетрадь и выделите все орфограммы.

- Проверьте друг у друга, все ли верно записали, сравнивая с образцом на доске



- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Я с вами согласна, но чтобы более точно сформулировать тему нашего урока, давайте вновь обратимся к однокоренным словам.

- По какому признаку их можно объединить?



- А какая у них отличительная черта?

- Определите род этих существительных.

- Скажите, а что можно определить, зная род существительного?

- Давайте вспомним правила определения склонения имён существительных.

Обсудите в группе.

- По моему хлопку один представитель из группы по часовой стрелке переходит в следующую группу и рассказывает правило, которое они сформулировали в группе

- А теперь давайте заслушаем мнения групп.

- Правила какой группы вам показалось наиболее точным?

Подарите этой группе аплодисменты

- Итак, сколько существует склонений?

- Молодцы! Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- А кто может сформулировать цель нашего урока?

Дети называют свои ассоциации, берут по одной конфетке и садятся на свои места.





Делятся на группы по видам конфет, рассаживаются, повторяют правила работы в группе.





Дети записывают в тетрадях число, классная работа с комментированием.





Дети прописывают в тетрадях буквосочетания

Отвечают: нижнее

Дети выбирают по одному участнику из группы, которому дарят две звезды и пожелание.





1 ученик подбирает однокоренные слова: добро- доброта, задобрить, добряк. 

Отвечают: слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными. 
Отвечают: нет, не являются



Добрый-прилагательное, задобрить – глагол, а все остальные слова – существительные. 






Записывают существительные, ставят знак ударения, выделяют орфограммы







Отвечают: о существительных













Отвечают: слова одной части речи - существительные

Отвечают: у всех трёх слов разный род

Дети определяют род, 1 ученик у доски

Отвечают: склонение







Дети обсуждают, один участник из группы презентует













Высказывают мнения у какой группы были ошибки, а чьё правило оказалось наиболее точным, дарят аплодисменты



Отвечают: три



Формулируют тему и цель урока













































Взаимопроверка

«Две звезды и пожелание»









































































Взаимопроверка







































Самопроверка по образцу





















Взаимопроверка

«Делегат»
















Конфеты четырёх видов,

тетрадь, ручка, простой карандаш,



















Слайд №2

тетрадь, ручка, простой карандаш,













Слайд №3

тетрадь, ручка

























Слайд №4











































Слайд №5

тетрадь, ручка













































Слайд №5























































Слайд №6

«Тема и цель урока»

  1. Работа по теме урока

13 минут

Проверка домашнего задания































































Физ.минутка




















-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома? 
- Молодцы, с заданием справились.

- А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»?

Задание 4:

Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу. Найдите имена существительные определите их число, падеж и склонение!

- Для того, чтобы работать дальше, я хочу предложить вам заполнить следующую таблицу, она находится у каждой группы на столе

ГР Задание 5: определите, верное или неверное данное утверждение, тем самым повторите все признаки существительных, которые вы знаете

- А теперь давайте проверим. Вы проговариваете верное или неверное данное утверждение, я вслед за вами отмечаю правильный ответ на доске и затем вы подсчитываете количество заработанных вами баллов.

- Молодцы! Хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнём.

- Мы повторили признаки имен существительных, а теперь давайте закрепим умение определять падежи. 
ИР Задание 6: запишите предложения в тетрадь, выделите окончания существительных и определите падеж.

Школьники сделали кормушку для пернатых друзей.

Лужи ночью всё чаще покрываются тонким льдом.

Перелётные птицы готовятся к отлёту.

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах: обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга по образцу на экране и отметьте ошибки соседа красной точкой на полях

Читают выборочно пословицы





Высказывают свои мнения





Записывают в тетради, определяют число, падеж, склонение с комментированием















Обсуждают в группе и определяют верное или ложное утверждение.

Проверяют коллективно, зачитывая по одному утверждению





























Записывают предложения в тетрадь, выделяют окончания, определяют падеж.















Обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга по эталону на слайде, отмечают ошибки соседа красной точкой на полях.

Оценивают работы





















Самопроверка на слух























Взаимопроверка

«Обсуждение»











































































Взаимопроверка

«Красная точка»





















Тетрадь, ручка, простой карандаш























Слайд №7

Таблица «Верные и неверные утверждения» у каждой группы

























Слайд №8

















Слайд №9

Тетрадь, ручка, простой карандаш























Слайд №10


  1. Проверка усвоения знаний

7 минут








- А теперь я хочу предложить вам следующее задание.

Вспомните о волшебном «Цветике-семицветике» из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

На доске – три серединки ромашек и лепестки со словами, обозначающими добрые качества человека.

ГР Задание 8: соберите цветок доброты, распределив эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го. 

1 группа отвечает за цветок 1 склонения

2 группа отвечает за цветок 2 склонения
3 группа отвечает за цветок 3 склонения
4 группа – эксперты и будет оценивать цветок доброты каждой группы при помощи большого пальца
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота 
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество 
3.скромность, честность, щедрость, чуткость, любовь 
- Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты!













Дети высказывают свои предположения

























Выходят к доске, передвигают лепестки к серединкам по типу склонения.

4 группа оценивает каждый ответ.
























































Взаимопроверка

«Большой палец»
























































Слайд №11




























4. Рефлексия

2 минуты








- А сейчас мне бы очень хотелось узнать, как вы сегодня чувствовали себя на уроке, и кто из вас каких достиг результатов. На ваших столах лежат мишени, каждый из вас сейчас должен проанализировать своё состояние и проголосовать за него с помощью точек, которые вы будете ставить цветным маркером.

ИР Задание 9: В каждую часть круга …

1.активно участвовал,

2.было интересно,

3.было понятно

4.узнал новое,

вы должны поставить точку, чем ближе высказывание к правде, тем ближе точка к центру круга.



































Заполняют мишени цветными маркерами, отдают учителю






































Слайд №12,

Разделённые на 4 части мишени с критериями состояния у каждого ученика

5.Итог урока

3 минуты


Быть добрым - значит быть внимательным и чутким.

И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь! 
Будьте вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, к природе. Спешите делать добро!

И мне очень хочется в благодарность за вашу работу на уроке угостить вас вот этим вкуснейшим соком «Добрый» 































пачки с соком

6. Домашнее задание

2 минуты

Написать эссе на тему:

«Для чего на свете доброта?» 

Записывают задание в дневники


Слайд №13





Конспект урока по русскому языку на тему "Три типа склонений имён существительных" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка урока соответствует разработке урока новой формации по всем стандартам. Имеется чёткое описание действий как учителя, так и учеников. Прописаны все активные формы и методы работы, отражена структура урока с определением времени на каждый этап. Чётко отражены и описаны все используемые на уроке стратегии. Отслеживается взаимооценивание,  самооценивание учащимися самих себя, а также оценивание учителем при необходимости. Прописаны все ресурсы, используемые как учителем так и учащимися на уроке и при подготовке к нему. Урок сопровождается презентацией. 

Автор Иванчук Татьяна Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1091
Номер материала 31409
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓