Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Существительное"

Конспект урока по русскому языку на тему "Существительное"

Тверская область, город Торжок, МБОУ СОШ № 6.

Коррекционная школа VIII вида, 5 класс

Учитель: Владимирова Елена Валерьевна

Урок русского языка по теме « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа.

1. Загадка

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Учитель: отгадав эту загадку, узнаете тему нашего урока.

( имя существительное).

2.Работа над стихотворением

Шепот, робкое дыханье, Свет ночной, ночные тени,

Трели соловья, Тени без конца.

Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений

Сонного ручья. Милого лица…

- О чем это стихотворение?

-Какие слова непонятны? (словарная работа)

-Найдите и подчеркните имена существительные.

( Дети выходят по очереди к доске: I вар. – 1столбик, II вар – 2 столбик)

- Что вы заметили?

( стихотворение состоит почти из одних существительных)

3.Рассказ учителя.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых существительное появилось в речи в числе первых слов. Это и понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать то, что его окружает.

Давайте и мы с вами понаблюдаем, какую роль играют существительные в нашей речи.

II. Работа по теме урока

1. Исключение «лишнего». ( запись под диктовку с комментированием)

- тетрадь, журнал, блокнот, ручка

-лето, зима, вечер, осень

- радость, огорчение, восторг, человек

- праздник, телеграмма, свадьба, юбилей

- халат, художник, врач, инженер

- тигр, олень, месяц, медведь

( По ходу комментирования дети объясняют, что обозначают существительные каждой строки)

- Учитель: сделайте вывод, что же может обозначать имя существительное.

( названия предметов, времена года, состояние человека, события, людей и их профессии, животных и т. д. )

ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Игра « Фантазеры».

- Из данной тройки слов составьте предложения.

ПРИМЕР: ( коллективно) - чай, очки, газета.

Самостоятельно:

- обед, трамвай, библиотека

- друг, кино, мороженое

- теплоход, север, школьники

( дети зачитывают свои предложения и выбирают более удачные)

Учитель: какое из данных в задании существительных « лишнее»?

( школьники – мн. ч.)

- На какие еще группы их можно разделить?

( одуш. и неодуш. ; мужского, женского и среднего рода)

3. Работа с учебником. Упр. 200 , стр.148

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа в группах

( Каждой группе на карточке дано по 3 слова. Обсудить и доказать, что второе слово является лишним)

1гр. мяч очки машина

2гр. стол уши книги

3гр. буква глаза волосы

4гр. комната руки реки

5гр. день коньки пчелы

( дети обсуждают и приходят к выводу, что второе слово обозначает пару предметов. Если затрудняются, учитель подводит к выводу наводящими вопросами)

- Добавьте к этой группе другие слова

( ноги, губы, ноздри, веки, берега, рога, бока и т. д. )

IV. Итог урока.

- Что на уроке вы вспомнили о существительном?

- А что узнали нового?

- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?

- Оцените свое настроение после урока , выбрав соответствующее существительное на картинке.

( на доске предметные картинки: солнце, цветок, лимон, конфета, улыбка, слезы, дождь и т. д. . Картинки на магнитах у учителя на столе, дети их выбирают и прикрепляют на доску ).

V. Домашнее задание: упр. № 204 , стр.149

- Во время выполнения упражнения попробуйте еще понаблюдать за именем существительным и поделиться на следующем уроке.





Конспект урока по русскому языку на тему "Существительное"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок направлен на закрепление понятия « имя существительное», обогащение словарного запаса детей и коррекции их речи. Имя существительное – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это существительное. Во время урока учитель учит детей анализировать слово с разных сторон и самостоятельно делать выводы; наблюдать за важной ролью имени существительного в русском языке и умению употреблять его в своей речи.

В связи с особенностями развития детей пятого коррекционногго  класса восьмого вида на уроке не повторяются все темы, относящиеся к имени существительному, а лишь некоторые из них. Тема будет иметь продолжение на последующих уроках.

Автор Владимирова Елена Валерьевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 10421
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓