Тема
урока. Склонение имён
прилагательных во множественном
числе.
Цель
урока:
1. Ознакомить с
особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
2. Формировать умение
склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
3. Развивать речь
учащихся.
4. Воспитывать любовь
к русскому языку.
Ход урока.
1.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня
наш урок будет необычный. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы
способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.
- Тема нашего урока:
(2 слайд, 1щ.)
«Склонение имён прилагательных во множественном числе».
- Как вы думаете,
чему должны сегодня учиться на уроке?
- Верно.
Цели урока:
(2слайд, 2щ.)
2.
Чистописание.
Но перед тем, как
перейти к новой теме: сели ровно, открыли тетради,
записали число,
классная работа и внимательно посмотрели на доску.
- Дайте
характеристику звуку, который обозначен буквой Н.
Ннн нн Ннн нн
- Запишите, продолжая
закономерность.
Николай Николаевич Носов
(3слайд, 1щ.)
- Прочитайте и запишите
имя автора. Назовите его произведения.
(3 слайд, 2щ.)
3.
Повторение знаний об имени прилагательном.
а) -
Послушайте отрывок из повести Фонвизина «Недоросль».
Госпожа
Простакова хочет показать, как умён её сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что
он выучен грамматике.
(Инсценировка
отрывка)
-
Что ты знаешь из грамматики?
-
Много. Существительна да прилагательна.
-
Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
-
Дверь? Котора дверь?
-
Вот эта.
-
Эта? Прилагательна.
-
Почему же?
-
Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит,
не повешена, так та покамест существительна.
б).
Беседа.
- Ребята, а как вы
ответите на вопрос, что такое прилагательное?
- Какую роль играет
прилагательное в нашей речи?
- Как узнать род,
число и падеж имени прилагательного?
- Как следует
проверять безударные окончания имён прилагательных?
- В каком числе
прилагательные не изменяются по родам? (во мн. ч.)
4.
Новый материал.
Сегодня на уроке мы
познакомимся со склонением прилагательных во множественном числе. К концу урока
вы должны знать падежные окончания прилагательных во множественном числе и
уметь склонять.
(4 слайд)
а). Перед
вами слова из словаря. Поставьте
данные существительные в множественное число. Подберите к ним прилагательные,
подходящие по смыслу. Запишите полученные словосочетания.
- Проверим.
- Прочитайте словосочетания.
-Что их объединяет?
- На какой вопрос
отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
- Посмотрите ещё раз
на существительные.
- Найдите лишнее
слово. Почему?
б). -
Просклоняем словосочетание:
ровные дороги (ученик
у доски)
И. п. (какие?) ровные дороги
Р. п. (каких?) ровных дорог
Д. п. (каким?) ровным дорогам
В. п. (какие?) ровные дороги
Т. п. (какими?) ровными дорогами
П. п. (о каких) о ровных дорогах
- Что вы заметили?
- В каких падежах
окончания сходны?
- Как проверить
написание безударных окончаний?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(5 слайд)
(6
слайд)
в). Перед
вами текст. Прочитайте его. Найдите имена прилагательные.
На пригорке стоят большие стройные рябины. Ветви их к земле пригнулись под
тяжёлыми гроздьями ягод. На тонких ветвях сидят хохлатые птицы.
Это
свиристели.
(показать рисунок)
- Назовите
прилагательные.
- Что общего у
прилагательных в тексте? ( Они употреблены во
множественном числе.)
- Что можно сказать о
роде имён прилагательных во множественном числе?
(По родам
они не изменяются.)
- Как узнать падеж
имён прилагательных? (По падежу имён существительных.)
- Определите падеж
прилагательных в данном тексте.
- Просклоняйте:
большие
стройные рябины.
И. п. (какие?) большие
стройные рябины
Р. п. (каких?) больших
стройных рябин
Д. п. (каким?) большим
стройным рябинам
В. п. (какие?) большие
стройные рябины
Т. п. (какими?) большими
стройными рябинами
П. п. (о каких?) о больших
стройных рябинах
- Что вы заметили? ( У первого прилагательного ударные окончания, у второго –
безударные)
- В каких
падежах окончания сходны?
- Как проверить
написание безударных окончаний?
г).
Ознакомление с правилом по учебнику.
- Откройте учебники
на с. 150.
- Какой вопрос задаёт
Почемучка?
- Кто ответит на этот
вопрос? (Прилагательные во мн. ч. изменяются по
падежам,
по родам не изменяются).
- Как можно узнать
падеж прилагательных во множественном числе?
(Падеж
прил. во мн. ч. можно узнать по падежу сущ., к которому оно относится).
д).
Наблюдение над окончаниями во множественном числе.
- Сделаем
вывод . (7 слайд) Посмотрите на таблицу.
Им. п.
|
какие?
|
-ые,
-ие
|
Р. п.
|
каких?
|
-
ых, -их
|
Д. п.
|
каким?
|
-ым,
-им
|
В. п.
|
какие?
|
-
ые, -ие
|
Т. п.
|
какими?
|
-ыми,
-ими
|
П. п.
|
(о)
каких?
|
-ых,
-их
|
(Но
если существительное отвечает на вопрос кто?, то окончания сходны в Р. п. и В.
п.)
- В каких
падежах сходные окончания?
е). Упражнение
в определении падежей прилагательных во множественном числе.
- Для закрепления
изучаемого выполним
Упражнение
343, с. 151.
- Прочитайте
задание.
-
Выполним упр. сначала комментировано, а затем самостоятельно
-
Проверим.
5.
Итог урока.
-
Вернёмся к нашей таблице.
- Знаем
падежные окончания прилагательных во множественном числе?
- ………,
повтори. (8 слайд)
- Умеем
склонять прилагательные во множественном числе?
(9 слайд)
6.
Домашнее задание.
Упражнение
344, правило.
7.
Оценки.
- за
склонение словосочетания ровные дороги ------------
- за
склонение словосочетания большие стройные рябины ---------
- за
выполнение упражнения ----------
- за
работу на уроке ------------
(10 слайд)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.