3 класс
Урок 44 Русский
язык (Слайд 1)
тема
«ПРИСТАВКА»
Педагогические цели:
(Слайд 2)
способствовать формированию представления учащихся о приставке как
значимой
части слова, развитию умений находить в предложении слова с
приставками, образовывать слова с приставками; способствовать созданию благоприятного психологического климата,
атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Тип урока: деловая игра
«Детективное агентство»
Постановка и решение учебных задач
Планируемые результаты (предметные): (Слайд 3)
знают определение приставки, ее роль; умеют отличать приставку от
других частей слова, знают приставки с единообразным написанием, умеют
образовывать слова с заданными приставками,
знают порядок действий для нахождения приставки в слове
Личностные результаты:
Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой
деятельности, способность к самооценке
на основе успешности учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: понимают
информацию, представленную в изобразительной, графической форме,
переводят ее в словесную форму; осознают познавательную задачу,
решают ее;
строят несложные рассуждения, делают выводы.
Регулятивные: овладевают
способами решения учебной задачи, планируют свои действия
для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле
способа решения.
Коммуникативные: ориентируются
на позицию партнера в общении и взаимодействии;
участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности
Основное содержание темы, понятия и термины
Состав слова, разбор слова по составу, приставка как значимая
часть слова, алгоритм нахождения
приставки в слове; приставки с единообразным написанием
Образовательные ресурсы:
Учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска.
Форма проведения урока: деловая
игра «Детективное агентство»
План урока
I. Организационный момент.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте
своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет
будет называться так:
На карточке
- А кто такой детектив? (ответы детей)
- Хорошо. Давайте обратимся к нашему помощнику –словарю иностранных
слов и прочтем значение этого слова.
(ученик читает из словаря, а на экране проектора появляется
значение слова)
(Слайд 3)
1. Агент сыскной полиции, сыщик;
2. Литературное произведение или кинофильм, в котором
описывается деятельность
и приключения сыщиков.
|
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?
II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в
котором говорится,
что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти. (Слайд 5)
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы
помочь найти эту часть слова?
(постепенно появляется запись на доске):
Как называется эта часть слова?
Место расположения в слове?
Для чего она служит?
Как обозначается?
- Это и есть цель нашей поисковой деятельности
- Ребята, а кто скажет задачи нашего урока?
Мы:
1) познакомимся с новой частью слова;
2) узнаем, для чего служит и место положения в слове;
3) научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова
III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова.
(Работа
с сигнальными карточками)
На партах лежат карточки синего и красного цвета. На карточках
красного цвета
начало фразы, на карточках синего – конец фразы. Встает ученик с красной
карточкой,
читает, дети слушают. Затем встает тот, у кого на карточке
продолжение и заканчивает фразу.
Карточки красного цвета
|
Карточки синегого цвета
|
Корень – это…
|
…однокоренными или родственными.
|
В корне заключён…
|
…часть слова, которая остается если отделить окончание.
|
Чтобы правильно выделить корень…
|
…главная часть основы.
|
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются….
|
…для связи слов в предложении.
|
Окончание – это…
|
…общий смысл всех однокоренных слов.
|
Окончание служит…
|
…изменяемая часть слова.
|
Основа это…
|
…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.
|
Итак, мы знаем такие части слова, как корень, окончание и основа.
IV. Открытие нового знания
1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)
а) Создание проблемной ситуации
На доске слова:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)
Делают предположения, что это корень.
б) Поиск решения
Давайте вспомним два признака однокоренных слов.
1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
2 - общий смысл
Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова
не могут быть однокоренными,
т.к. разные по смыслу.
Давайте выделим корень в каждом слове.
Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова и записывают в
тетрадь:
Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)
Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)
Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)
Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)
- Что заметили?
(Перед корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть
сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)
- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части
слова по её фотороботу?
(вернуться к вопросам)
- Предположите, как ее можно назвать
V. Объявление темы урока
(Включить электронное приложение)
- Эта часть слова называется «приставка». Как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения (от слова «приставлять»)
(на доске «Приставка» и ее обозначение)
(Слайд 6)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова
|
Физкультминутка (Слайд 7)
Прежде чем выполнить физические упражнения нужно восстановить
текст, вставив
нужные приставки.
Милым детям нужно встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Так секунду постоять.
Руки плавно опустить.
Все еще раз повторить.
- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
- Как же проверить наши предположения?
- Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Откройте страницу 84,
прочитаем правило. (Включить электронное приложение)
- А сейчас очень важно заложить полученные знания в компьютерную
базу данных, то есть
запомнить их и уметь ими пользоваться.
Упражнение 155, стр. 85
VI. Закрепление
1. Составление алгоритма нахождения приставки
- Давайте подумаем и составим алгоритм (порядок) нахождения
приставки в слове
- Что мы будем делать сначала?
- Затем?
- А теперь?
(Слайд 8)
Как найти приставку:
1.
Подбери однокоренные слова
2.
Выдели корень
3.
Отметь ту часть слова перед
корнем, которой различаются слова.
4.
Назови приставку
|
(Слайд 9)
В наш компьютер попал опасный вирус, посмотрите, что он сделал.
- Давайте исправим ошибки, используя бюро находок
Вырывной календарь, нашейник, переменять, докоснулся
Бюро находок: от, о, по,
при
|
(Слайд 10)
Отрывной календарь, ошейник, поменять, прикоснулся
|
(Дети на полях в тетради оценивают свою работу соответствующим
знаком)
- Оцените свою работу:
(Слайд 11)
«+»- справился
«?»- сомневался
VII. Рефлексия
- Ребята, наш урок не был обычным. Скажите, кем вы сегодня были и
чему научились?
- Подведем итог работы нашего детективного агентства.
- Какой ответ на электронное письмо вы дадите?
- Что вы можете сказать о приставке? (вернуться к вопросам)
VIII. Итог урока. Самооценка
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Вы хорошо сегодня поработали. Вам было интересно?
- Благодарю всех детективов за работу!
IX. Домашнее задание: (Слайд 12)
1. Раб. тетрадь, упражнение 113.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.