Конспект
урока по русскому языку
Дата_____________
Класс_____________
Урок
№___________
Тема:
Предложения с обращением.
Цели урока:
Ø Обучающие – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно
употреблять обращения в речи, совершенствовать навыки постановки знаков
препинания при обращении, уметь использовать обращения как средство оценки
того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью;
Ø Развивающие – способствовать развитию таких видов речевой деятельности,
как говорение и слушание, способствовать развитию у учащихся творческого, критического
мышления, воображения, создавать и передавать сообщения.
Ø Воспитательные – прививать элементы культуры использования обращения в
речи, воспитывать ответственность за сказанное слово, воспитание культуры
общения, прививать любовь к русской литературе путём использования на уроке
фрагментов произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.
Методы: проблемно-поисковый, игровой, « коммуникативная атака».
Оборудование: компьютер, проектор, презентация аудиозапись, видеофрагмент,
ТПО, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие.
Оформление записи в тетради.
2. Целеполагание.
Просмотр
видеофрагмента «Котёнок по имени Гав».
Учитель:
Предположите цель урока. Затрудняетесь? Тогда следующее задание. Сравните
предложения в двух столбиках.
Люди Земли
борются за охрану окружающей среды.
Ребята
охраняют зеленые насаждения.
Люди
Земли, боритесь за охрану окружающей среды!
Ребята,
охраняйте зеленые насаждения.
Учитель: Какой
делаем вывод? (поговорим об имени, об обращениях)
Ребята, вы,
наверное, не раз слышали или употребляли слова в такой форме, когда обращались
к знакомым, друзьям, маме, папе и т.д. (выделенные слова в первом столбике).
Узнаем же сегодня, что значит обращение.
Запись темы.
Учитель Составим
план нашей работы на уроке: что мы изучаем, зачем и как. Готовы? Начинаем
активную работу.
3. Актуализация
опорных знаний и умений.
Учитель: Нам
предстоит сегодня сажать цветы. Новые знания, которые приобретете сегодня,
должны прорасти в вас и дать результаты. По такой схеме, заполняя цветок, будем
работать.
Объяснение работы по шаблонам.
4. Закрепление материала.
Учитель: Что
используем в качестве обращения? 1 лепесток
Обратите внимание
на отрывки из басен Крылова. Найдите обращения и посмотрите, как они выражены.
Инсценировка
«Стрекоза и Муравей»
Учитель: Какие
обращения прозвучали из уст героев?( кум, кумушка)
Учитель: Вывод - в
литературной речи обращения употребительны.
Учитель: Обратим
внимание на пунктуация. . Знаки препинания (схема в конспекты)
Учитель: Выясняем
место обращения (начало, середина, конец предложения) 2 лепесток
Учитель: Нам
предстоит узнать, на какие два типа делятся обращения. Предположите, по
аналогии с предложением. (Распространенные и нераспространенные обращения).
Приведите примеры.
Учитель: Вспомни
обращение из сказки. Перед вами возникает картинка. Вспомнили форму обращения-
записали. (Сказки А.С. Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?», «Смилуйся,
государыня рыбка», «Свет мой зеркальце, скажи…». «Ах ты, мерзкое стекло»,
народные сказки: «Алёнушка, сестрица моя…», «Колобок, я тебя съем».)
Учитель: При
помощи чего мы можем выделить обращение? (голос и знаками препинания) Обращение
выделяется… 3 лепесток
Учитель: Прочитать
предложения о России с верной интонацией. Работаем над дикцией.
Физкульминутка.
Учитель: Проверим,
видите ли вы обращения. Если называю обращение, вы встаёте, нет- молча
продолжаете сидеть.
•
Ветер,
Ветер, Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. +
•
Юля
выполнила работу отлично.
•
Ах,
ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне опять назло.+
•
Настя
очень хорошо танцует.
•
Ей
старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка». +
•
И
ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете?» +
•
Девочка
мне очень помогла.
•
Ребята,
давайте жить дружно!+
Учитель: Послушайте песн. Из м/ф «трям,
здраствуйте!»и запишите предложение с обращением. (Звучит песня «Облака» музыка
Шаинского):
Облака, белокрылые лошадки!
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по
небу прокатите нас, облака.
Закрепление
материала (продолжение).
Учитель:
Работаем дальше. Выясняем новый факт. Сравните два предложения. В чём разница?
Друзья посещают
детскую библиотеку.
Я вам, друзья,
открою сказочный мир.
Вывод: Обращение
не является членом предложения. 4лепесток
Учитель: Как мы
используем обращения в повседневной жизни? Составьте предложения так, чтобы в
одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг,
мамочка, Татьяна Ивановна.
Учитель: Составьте
предложения с предложенными обращениями
1. Папа,
папуленька, папаша
2. Серёжа, Серёга,
Сергей
3. Мужчина,
старичок, дедушка
+ индивидуальные
задания ( работа по карточкам)
Учитель: Что
важно при обращении? Понимать, где, как и с кем говоришь.
Образуйте
уменьшительно- ласкательную форму обращения.
•
Толя,
иди сюда.
•
Не
уходи, Оля, а помоги, пожалуйста, мне решить задачу.
•
Что
грустишь, сестра?
Учитель:
Заполняем 5 лепесток- обращение показывает отношение говорящего.
Учитель: Жизнь
обращений сегодня. Поразмышляем.
Учитель: Ребята!
Как
вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами, с просьбой указать
дорогу к библиотеке? (в зависимости от пола и возраста)
Подумайте! Отсутствие
стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его
достоинство?
5. Подведение
итогов урока
Цветок заполнен.
Дайте характеристику обращению.
Учитель: А вы,
ребята, как обращаетесь друг другу? Значит, ребята, когда мы употребляем слова,
когда мы обращаемся кому-то, мы должны быть очень осторожными, чтоб не поранить
человека словом)
Задание: Составьте
предложения с обращениями к учителю и одноклассникам, выразив своё отношение к
уроку и своё настроение.
Учитель: Делаем
вывод: Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного
достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо,
когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.
6. Домашнее
задание
1)
ТПО
№36
2)
Домашнее
задание: В преддверие дня Матери составьте текст поздравления для мамы,
используя обращения.
3)
Составьте
и запишите словарь имён ваших друзей, образуйте от их имён ласкательные формы. Образец:
Серёжа – Серёженька, Анна – Аннушка.
7. Выставление
оценок.
8. Рефлексия.
Учитель: Если вам
понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе весёлый цветок,
если не понравился – грустный.
Мы собрали букет
настроения, вы «посадили» в почву вашего ума новые знания. Пусть они крепко
прорастут и принесут свои полезные плоды.
Спасибо за
урок, ребята!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рефлексия
Шаблон
для заполнения
Русские стандарты
вежливого обращения сегодня.
Русская этикетная
система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени
разрушена, а новая еще не создана… В центре общественных споров оказались три
ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин
(гражданка, граждане).
Обращения «дама»,
«женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки
опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического
свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам
нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец»,
«старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.
Есть ли традиционные
обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система
обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд
обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень,
мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в
русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например:
«Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва
Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке
отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это
недостаток нашего языка или его достоинство?
Главное, чтобы в
обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к
тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно
для обеих сторон.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.