Главная / Русский язык и литература / конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращением"

конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращением"

Конспект урока по русскому языку

Дата_____________

Класс_____________

Урок №___________

Тема: Предложения с обращением.

Цели урока:

  • Обучающие – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять обращения в речи, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении, уметь использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью;

  • Развивающие – способствовать развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, способствовать развитию у учащихся творческого, критического мышления, воображения, создавать и передавать сообщения.

  • Воспитательные – прививать элементы культуры использования обращения в речи, воспитывать ответственность за сказанное слово, воспитание культуры общения, прививать любовь к русской литературе путём использования на уроке фрагментов произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.



Методы: проблемно-поисковый, игровой, « коммуникативная атака».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация аудиозапись, видеофрагмент, ТПО, раздаточный материал.



Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие. Оформление записи в тетради.

2. Целеполагание.

Просмотр видеофрагмента «Котёнок по имени Гав».

Учитель: Предположите цель урока. Затрудняетесь? Тогда следующее задание. Сравните предложения в двух столбиках.

Люди Земли борются за охрану окружающей среды.

Ребята охраняют зеленые насаждения.

Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!

Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

Учитель: Какой делаем вывод? (поговорим об имени, об обращениях)

Ребята, вы, наверное, не раз слышали или употребляли слова в такой форме, когда обращались к знакомым, друзьям, маме, папе и т.д. (выделенные слова в первом столбике). Узнаем же сегодня, что значит обращение.

Запись темы.

Учитель Составим план нашей работы на уроке: что мы изучаем, зачем и как. Готовы? Начинаем активную работу.

3. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель: Нам предстоит сегодня сажать цветы. Новые знания, которые приобретете сегодня, должны прорасти в вас и дать результаты. По такой схеме, заполняя цветок, будем работать.

hello_html_mbe5f6aa.pngОбъяснение работы по шаблонам.

4. Закрепление материала.

Учитель: Что используем в качестве обращения? 1 лепесток

Обратите внимание на отрывки из басен Крылова. Найдите обращения и посмотрите, как они выражены.

Инсценировка «Стрекоза и Муравей»

Учитель: Какие обращения прозвучали из уст героев?( кум, кумушка)

Учитель: Вывод - в литературной речи обращения употребительны.

Учитель: Обратим внимание на пунктуация. . Знаки препинания (схема в конспекты)

Учитель: Выясняем место обращения (начало, середина, конец предложения) 2 лепесток

Учитель: Нам предстоит узнать, на какие два типа делятся обращения. Предположите, по аналогии с предложением. (Распространенные и нераспространенные обращения). Приведите примеры.

Учитель: Вспомни обращение из сказки. Перед вами возникает картинка. Вспомнили форму обращения- записали. (Сказки А.С. Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?», «Смилуйся, государыня рыбка», «Свет мой зеркальце, скажи…». «Ах ты, мерзкое стекло», народные сказки: «Алёнушка, сестрица моя…», «Колобок, я тебя съем».)

Учитель: При помощи чего мы можем выделить обращение? (голос и знаками препинания) Обращение выделяется… 3 лепесток

Учитель: Прочитать предложения о России с верной интонацией. Работаем над дикцией.



Физкульминутка.



Учитель: Проверим, видите ли вы обращения. Если называю обращение, вы встаёте, нет- молча продолжаете сидеть.

  • Ветер, Ветер, Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. +

  • Юля выполнила работу отлично.

  • Ах, ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне опять назло.+

  • Настя очень хорошо танцует.

  • Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка». +

  • И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете?» +

  • Девочка мне очень помогла.

  • Ребята, давайте жить дружно!+

Учитель: Послушайте песн. Из м/ф «трям, здраствуйте!»и запишите предложение с обращением. (Звучит песня «Облака» музыка Шаинского):

Облака, белокрылые лошадки!

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.



Закрепление материала (продолжение).

Учитель: Работаем дальше. Выясняем новый факт. Сравните два предложения. В чём разница?

Друзья посещают детскую библиотеку.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

Вывод: Обращение не является членом предложения. 4лепесток

Учитель: Как мы используем обращения в повседневной жизни? Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Татьяна Ивановна.

Учитель: Составьте предложения с предложенными обращениями

1. Папа, папуленька, папаша

2. Серёжа, Серёга, Сергей

3. Мужчина, старичок, дедушка



+ индивидуальные задания ( работа по карточкам)



Учитель: Что важно при обращении? Понимать, где, как и с кем говоришь.

Образуйте уменьшительно- ласкательную форму обращения.

  • Толя, иди сюда.

  • Не уходи, Оля, а помоги, пожалуйста, мне решить задачу.

  • Что грустишь, сестра?

Учитель: Заполняем 5 лепесток- обращение показывает отношение говорящего.

Учитель: Жизнь обращений сегодня. Поразмышляем.

Учитель: Ребята! Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами, с просьбой указать дорогу к библиотеке? (в зависимости от пола и возраста)

Подумайте! Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?



5. Подведение итогов урока

Цветок заполнен. Дайте характеристику обращению.

Учитель: А вы, ребята, как обращаетесь друг другу? Значит, ребята, когда мы употребляем слова, когда мы обращаемся кому-то, мы должны быть очень осторожными, чтоб не поранить человека словом)

Задание: Составьте предложения с обращениями к учителю и одноклассникам, выразив своё отношение к уроку и своё настроение.

Учитель: Делаем вывод: Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.

6. Домашнее задание

  1. ТПО №36

  2. Домашнее задание: В преддверие дня Матери составьте текст поздравления для мамы, используя обращения.

  3. Составьте и запишите словарь имён ваших друзей, образуйте от их имён ласкательные формы. Образец: Серёжа – Серёженька, Анна – Аннушка.



7. Выставление оценок.



8. Рефлексия.

Учитель: Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе весёлый цветок, если не понравился – грустный.

Мы собрали букет настроения, вы «посадили» в почву вашего ума новые знания. Пусть они крепко прорастут и принесут свои полезные плоды.

Спасибо за урок, ребята!





ПРИЛОЖЕНИЕ

Рефлексия

hello_html_m35945544.gifhello_html_6baa5522.png

Шаблон для заполнения

hello_html_mbe5f6aa.png





Русские стандарты вежливого обращения сегодня.



Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, а новая еще не создана… В центре общественных споров оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).

Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.

Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.



hello_html_m207f023d.jpg



конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращением"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка на тему "Предложения с обращением" предназначен для учащихся 5 класса.

Цель- познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; выразительно читать предложения с обращением.

 

Значителен воспитательный аспект урока- изучение новой темы строится в тесной связи с литературой ( путём использования на уроке фрагментов произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова). Дети самостоятельно формулируют цели урока после просмотра фрагмента мультфильма "Котёнок по имени Гав". На уроке предполагается самостоятельная работа детей. В большей степени урок носит теоретический характер, являясь первым уроком в системе уроков по данной теме.

 

Автор Баранникова Алёна Олеговна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 782
Номер материала 30231
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓