Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)

hello_html_543869ca.gifhello_html_1e8671.gifТехнологическая карта урока № 70

Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (по типологии ФГОС)

Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

- развивающая: развитие умений работы учащихся в паре, умения составлять предложения; продолжить формирование у учащихся перехода от частных к более широким обобщениям.

- воспитательная – воспитание любви к родному языку.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова.

- развивающая: продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Методы обучения:по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, ребусы к предложению, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, комплект из сигнальных карточек на каждого ученика, дидактический материал для учащихся.

Музыкальное сопровождение: музыка Чайковского «Вальс цветов», физкультминутка «Зарядка»,электронное приложение к учебнику.








Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


1. Приветствие детей. Настрой учащихся на работу на уроке.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник. Все на месте.

- Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Проверим, Руки.

Ноги?

Локти?

Спина?

- Как нужно вести себя на уроке?




- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.

- Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок Момуса – бога смеха!» Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Послушаем внимательно, что приготовили нам ребята.(Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)








-Садитесь. Молодцы!




Приветствуют учителя и гостей.



Встают ровненько.


Садятся.



На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

- Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь.

-Ответить хочешь – не шуми, а лучше руку подними.




Слушают учителя. Передают своё настроение с помощью улыбки.





Баев Н.

Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной.

И заснул под нею крепко, непробудно.

Филатов А.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозы - и зима настала.


Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Стадия вызова. Мотивация. Целеполагание.

Цель этапа: анализ и систематизация полученных данных



- Послушайте загадки:

-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...

Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя?

-Что объединяет эти слова?

-Кто готов назвать тему нашего урока?

-Давайте проверим наше предположение с учебником на странице 125.

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

Слушают учителя.






- коньки



- Снегирь

- ь в середине и в конце слова

- Правописание ь в конце и середине слова.

Проверяют.

-Научиться распознавать слова с ь в середине и на конце слова.


III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Подводящий диалог с учащимися:

- Давайте с вами послушаем правило Мудрой Совы

- Я сейчас прочитаю стихотворение Л. Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком.

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал мягкий знак!)

- Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:

- у нее нет собственного звука, (слайд5)

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- Прочитайте еще про себя внимательно стихотворение, осмыслите его («Смысловое чтение»), выделите слова с мягким знаком («Инсерт»-выделение в тексте)

- Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком?

Слова вывешиваются на доску на карточках.

- Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?

На доску вывешиваются распечатанные слова на магнитах и Ь выделен ярким пятном – прием «Яркое пятно»



Смотрят на экран и слушают.


Внимательно слушают учителя, запоминают слова с мягким знаком.



















Читают про себя стихотворение, выделяют слова с мягким знаком.




- уголь, сказать.



-уголь – 5 букв, 4 звука, сказать – 7 букв, 6 звуков, звуков меньше, чем букв, потому что ь звука не обозначает.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)






































Формируемые УУД-

Личностные: развитие ответственного отношения к выполняемой работе;

Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанного сообщения и рисунка, работа с текстом

Регулятивные: самоконтроль выполнения самостоятельно работы

Коммуникативные:Умение слушать и извлекать информацию из услышанного текста и рисунка













IV.Обобщение и систематизация знаний.

Цель:


Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Чистописание.

- Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно.

- Засыпала село снегом и хозяйничает по-царски.

- Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.

- Посмотрите на доску, зимний декабрьский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

лЛмМ лЛлм Лмлл мм лЛм

- Откройте тетради, записываем 12 декабря, классная работа и проведем минутку чистописания.

- Кстати, а вы знаете какой сегодня день?

- А кто знает, что такое Конституция?

- В Конституции отражены все права и свободы наших граждан. А начинается Конституция с таких слов: «За веру, добро и справедливость».

Т.е. мы должны быть верными Родине, добрыми и справедливыми по отношению к окружающим (воспитательный момент»

- Давайте продолжим работу: напишите зимний узор

Похозяйничала зима над предложением, заморозила, а мы сейчас его отогреем: Воздух, снежинки, в, закружились, мохнатые.

Составьте предложение.Какое предложение у тебя получилось? (Ответы)

Проверка по эталону. Самопроверка.

- Оцените ответ с помощью карточек.




- С чем не согласен?

-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.



Слушают учителя.












- Слушают учителя и смотрят на доску.


- Открывают тетради, записывают число, классная работа.



- День Конституции

- Основной закон нашего государства








Продолжают работу над записью зимнего узора.


Пишут.


Читают предложение




Кирилл читает полученное предложение

- Проверка по эталону. Самопроверка.




- Дети сами себя проверяют и оценивают с помощью сигнальных карточек.

Зеленый – всё правильно (Приём «Светофор»)

Желтый – есть вопросы

Красный - неправильно

- Обосновывает.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Мохнатые снежинки закружились в воздухе.

- Спишите это предложение каллиграфически правильно. запись на обратной стороне доски.

- Какие орфограмма встретились в этом предложении?

- Подчеркните грамматическую основу предложения. К доске пойдёт Никита. )




- Никита, это предложение состоит только из главных членов?



- Назовите однокоренные слова к слову снежинка.

-Верно, давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова этого слова.









Словарная работа.

- Пока мы разбирали предложение мохнатые снежинки опустились на словарные слова некоторые буквы растаяли.

- Давайте вместе с вами по цепочке восстановим их.

«Реставратор»–критическое мышление

(п…года, д..кабрь, к..ньки ,м…роз, п..льто, сев..р)

-Оцените ответ. (сигнальные карточки) Проверка по эталону. Взаимопроверка.

Каждое слово

Работа в парах. (Сотрудничество)

Упражнение на доске

- Выпишите слова 1вариант –ь в середине слова , 2 вариант - ь в конце слова.

- Оцените работу (проверка по карточкам.)

1) Мальчики побежали играть на улицу.

2) Девочки пришли танцевать в нарядных платьях.

Работа по учебнику.

- Открываем учебник на странице 126, выполняем упр.206

- Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки. Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь. Начинай диктовать, Артем.



-Как перенесли слова мебель-мебельный ?

-Расскажите правила переноса.

-А кто знает, что такое мебель? Вывешиваю это слово на доску

-Что входит в понятие мебель?

- Валя, поставь ударение в этом слове.

- Найдите ошибкоопасное место в этом слове.

-Давайте сверим ответы.


Работа по учебнику.

- Выполняем упр.206 (стр 126)

- Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки. Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь. Диктуем по цепочке, начинай, Артем.

(Окунь-окуньки, стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный, декабрь-декабрьский, апрель-апрельский)

-Как перенесли слова мебель-мебельный ? (ме-бель, ме-бель-ный)

-Расскажите правила переноса.

  • Игра «Лови снежок» мячик – физкультминутка - здоровьесберегающие технологии.

  • -Наши пальчики устали и хотят немного отдохнуть. Мы с вами поиграем в игру «Лови снежок»

  • - Я кидаю вам мячик и говорю слово с ь в конце, а вы прячьте ь в середину. На доске пишу: пень- пеньки

конь - коньки

день – деньки

огонь - огоньки

уголь -угольки

учитель-учительница

декабрь-декабрьский

дочь-

печь

Почему не пишем ь? (правило ЧК-ЧН)

- Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1) Игор.. поймал на реч..ке пять окун…ков.

2) На улице началас.. сил..ная метел...

Организуется взаимопроверка (все правильно – ставят +,не все – исправляют ошибки)

- Сверьте ответы вашего соседа с доской (на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков. Слайд

На улице началась сильная метель.)

- У кого всё правильно? Ответы .Кто ошибся? Поднимают руки.










- Списывают с доски.





-жи-ши, безуд гласные, правописание предлогов и т.д.

- В этом предложении говорится о снежинках. Что? Снежинки – это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Снежинки что сделали? Закружились – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

- Нет, в этом предложении кроме главных членов есть второстепенные - это распространенное предложение.


-снег


- снег [сн´эк]- 1 слог, 1 глас., 3 согл.

с [с] – согл, тв, парн, глух.

н [н´] – согл, мягк., непарн, зв.

е [э] – гласный, ударн.

г [к] – согл, тв, непарн, зв.


4 буквы, 4 звука






По цепочке выходят к доске и вставляют пропущенную букву в слова.

- это словарное слово, вставляем букву …

Оценивают ответ с помощью сигнальных карточек.

Погода, декабрь, коньки, мороз, пальто, север.




К доске выходят 2 ученика, работают за доской. Выписывают слова с ь по вариантам.


Оценивают работу с помощью карточек сигнальных.


Открывают учебник .





Окунь-окуньки, стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный, декабрь-декабрьский, апрель-апрельский.

- ме-бель, ме-бель-ный

-Рассказывают правило.

- это диван, кровать, кресло, стол, стул и т.д.

- мЕбель

-вторая буква Е

-смотрят электронное приложение.



- Слушают учителя. Записывают однокоренные слова по цепочке.










Вывешиваю словарное слово на доску.


VI.Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Для чего же служит мягкий знак?

- В каком случае ь не пишется?

Давайте вернемся к цели. Все ли мы выполнили сегодня с вами?

- Скажите, а какой у нас скоро праздник?

- А какой главное украшение нового года?

- Ребята, , а давайте вместе нарядим и нашу ёлку – на обратной стороне спинки вашего стула прикреплены 2 игрушки. Если вам понравился урок возьмите жёлтую игрушку и прикрепите её на нашу ёлочку, а если не понравился, то красную. (прикрепляют игрушки).

-Оцените свои знания и знания одноклассницы.

- Я с вами согласна – Артем Филатов, Никита Баев – оценка 5, Логвиненко Кирилл – немного поувереннее – оценка 4, Валя Тиунова, Забродин Никита – оценка 3.


Оцените свои знания и знания одноклассницы. Поднимите руки, кому было сегодня интересно? Неинтересно? Слишком трудно? С какой проблемой мы сегодня работали? Молодцы!


Выставление оценок в дневник

- С правописанием ь в середине и на конце слова перед согласными.

- для смягчения согласных

- ЧК-ЧН

-Да

- Новый год

-ёлка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание - творческое на выбор.

Цель этапа:

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

Дети выбирают домашнее задание по своему выбору.

1.“Желтые” - самое простое - Выучить правило с.125, словарное слово

2.“Синие” -средней сложности – Выучить правило с.125, упр.207.

3.“Красные” –задание повышенной трудности – написать небольшой текст на тему «пришла зима».

В заключении я хочу вас, ребята, поблагодарить за урок!

- Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.





Дети делают свой выбор, записывают в дневник.



Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка направлена на изучение нового материала и повторение изученного ранее о мягком знаке. Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме.Методы обучения:по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология,  технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.

 

Автор Ширина Любовь Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1214
Номер материала 39432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓