1. Приветствие детей. Настрой учащихся на
работу на уроке.
- Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке
русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь,
ручка, линейка, дневник. Все на месте.
- Встаньте ровно
и красиво прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и
неслышно и скорей начнем урок.
Проверим,
Руки.
Ноги?
Локти?
Спина?
- Как нужно
вести себя на уроке?
- Человеческая
доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью
улыбки передать своё настроение.
- Амонашвили
говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок
Момуса – бога смеха!» Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за
работу.
-
Послушаем внимательно, что приготовили нам ребята.(Звучит
музыка Чайковского «Вальс цветов»)
-Садитесь.
Молодцы!
|
Приветствуют
учителя и гостей.
Встают
ровненько.
Садятся.
На
месте.
На
месте.
У края.
Прямая.
-
Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь.
-Ответить
хочешь – не шуми, а лучше руку подними.
Слушают
учителя. Передают своё настроение с помощью улыбки.
Баев
Н.
Белый снег
пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.
Темный лес, что
шапкой принакрылся чудной.
И заснул под
нею крепко, непробудно.
Филатов
А.
И под утро
снегом поле забелело,
Точно пеленою
все его одело.
Божьи дни
коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозы - и зима настала.
|
Самоопределение,
смыслообразование(Л)
Целеполагание
(П)
Планирование
учебного сотрудничества (К)
|
Подводящий
диалог с учащимися:
- Давайте с вами
послушаем правило Мудрой Совы
-
Я сейчас прочитаю стихотворение Л. Измайлова, а вы
внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком.
МЯГКИЙ ЗНАК –
ХИТРЫЙ ЗНАК
НЕ СКАЗАТЬ ЕГО
НИКАК.
ОН НЕ
ПРОИЗНОСИТСЯ,
НО В СЛОВО ЧАСТО
ПРОСИТСЯ.
ПОЧЕМУ У ДОМА
УГОЛ
ПРЕВРАТИЛСЯ
СРАЗУ В УГОЛЬ?
БЕЗ ПОЖАРА,
ПРОСТО ТАК?
(Это сделал
мягкий знак!)
- Ученые,
изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:
-
у нее нет собственного звука, (слайд5)
-
но может влиять на звук, стоящий перед ней,
-
не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
-
Прочитайте еще про себя внимательно стихотворение, осмыслите его («Смысловое
чтение»), выделите слова с мягким знаком («Инсерт»-выделение в тексте)
- Кто запомнил слова,
которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком?
Слова
вывешиваются на доску на карточках.
- Сколько в каждом
слове звуков, букв. Почему?
На доску
вывешиваются распечатанные слова на магнитах и Ь выделен ярким пятном – прием
«Яркое пятно»
|
Смотрят
на экран и слушают.
Внимательно
слушают учителя, запоминают слова с мягким знаком.
Читают
про себя стихотворение, выделяют слова с мягким знаком.
- уголь,
сказать.
-уголь –
5 букв, 4 звука, сказать – 7 букв, 6 звуков, звуков меньше, чем букв, потому
что ь звука не обозначает.
|
Анализ
объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение
пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;
саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение
своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Формируемые УУД-
Личностные: развитие ответственного отношения к
выполняемой работе;
Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанного
сообщения и рисунка, работа с текстом
Регулятивные: самоконтроль выполнения самостоятельно работы
Коммуникативные:Умение слушать и извлекать информацию
из услышанного текста и рисунка
|
1. Чистописание.
- Долго в этом
году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно.
- Засыпала село
снегом и хозяйничает по-царски.
- Взмахнула
рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.
- Посмотрите на
доску, зимний декабрьский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы
нам двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас
написать эти буквы, изображающие зимний узор.
лЛмМ
лЛлм Лмлл мм лЛм
- Откройте
тетради, записываем 12 декабря, классная работа и проведем минутку
чистописания.
- Кстати, а вы
знаете какой сегодня день?
- А кто знает,
что такое Конституция?
- В Конституции
отражены все права и свободы наших граждан. А начинается Конституция с таких
слов: «За веру, добро и справедливость».
Т.е. мы должны
быть верными Родине, добрыми и справедливыми по отношению к окружающим
(воспитательный момент»
- Давайте продолжим работу: напишите зимний узор
Похозяйничала
зима над предложением, заморозила, а мы сейчас его отогреем: Воздух,
снежинки, в, закружились, мохнатые.
Составьте
предложение.Какое предложение у тебя получилось? (Ответы)
Проверка
по эталону. Самопроверка.
- Оцените ответ
с помощью карточек.
- С чем не
согласен?
-Молодцы! Вы
прекрасно справились с заданием.
|
Слушают
учителя.
-
Слушают учителя и смотрят на доску.
-
Открывают тетради, записывают число, классная работа.
- День
Конституции
- Основной
закон нашего государства
Продолжают
работу над записью зимнего узора.
Пишут.
Читают
предложение
Кирилл
читает полученное предложение
-
Проверка по эталону. Самопроверка.
- Дети
сами себя проверяют и оценивают с помощью сигнальных карточек.
Зеленый – всё
правильно (Приём «Светофор»)
Желтый – есть
вопросы
Красный -
неправильно
- Обосновывает.
|
V. Применение
знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
Мохнатые
снежинки закружились в воздухе.
-
Спишите это предложение каллиграфически правильно. запись на обратной
стороне доски.
- Какие
орфограмма встретились в этом предложении?
-
Подчеркните грамматическую основу предложения. К доске пойдёт Никита. )
-
Никита, это предложение состоит только из главных членов?
-
Назовите однокоренные слова к слову снежинка.
-Верно,
давайте сделаем звуко-буквенный
разбор слова этого слова.
Словарная
работа.
- Пока
мы разбирали предложение мохнатые снежинки опустились на словарные слова
некоторые буквы растаяли.
-
Давайте вместе с вами по цепочке восстановим их.
«Реставратор»–критическое
мышление
(п…года,
д..кабрь, к..ньки ,м…роз, п..льто, сев..р)
-Оцените
ответ. (сигнальные карточки) Проверка по эталону. Взаимопроверка.
Каждое слово
Работа в парах. (Сотрудничество)
Упражнение
на доске
- Выпишите
слова 1вариант –ь в середине слова , 2 вариант - ь в конце слова.
-
Оцените работу (проверка по карточкам.)
1)
Мальчики побежали играть на улицу.
2) Девочки
пришли танцевать в нарядных платьях.
Работа
по учебнику.
- Открываем
учебник на странице 126, выполняем упр.206
-
Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки.
Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь.
Начинай диктовать, Артем.
-Как
перенесли слова мебель-мебельный ?
-Расскажите
правила переноса.
-А кто
знает, что такое мебель? Вывешиваю это слово на доску
-Что
входит в понятие мебель?
- Валя,
поставь ударение в этом слове.
-
Найдите ошибкоопасное место в этом слове.
-Давайте
сверим ответы.
Работа
по учебнику.
-
Выполняем упр.206 (стр 126)
-
Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки.
Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь.
Диктуем по цепочке, начинай, Артем.
(Окунь-окуньки,
стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный,
декабрь-декабрьский, апрель-апрельский)
-Как перенесли слова
мебель-мебельный ? (ме-бель, ме-бель-ный)
-Расскажите правила переноса.
-
Игра
«Лови снежок» мячик –
физкультминутка - здоровьесберегающие технологии.
-
-Наши
пальчики устали и хотят немного отдохнуть. Мы с вами поиграем в игру «Лови
снежок»
-
-
Я кидаю вам мячик и говорю слово с ь в конце, а вы прячьте ь в середину. На
доске пишу: пень- пеньки
конь - коньки
день – деньки
огонь - огоньки
уголь -угольки
учитель-учительница
декабрь-декабрьский
дочь-
печь
Почему не пишем ь? (правило
ЧК-ЧН)
- Ребята, у вас нас на партах
лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные буквы – решить, где следует
писать мягкий знак, а где – нет.
1) Игор.. поймал на реч..ке пять
окун…ков.
2) На улице началас.. сил..ная
метел...
Организуется взаимопроверка (все
правильно – ставят +,не все – исправляют ошибки)
- Сверьте ответы вашего соседа с
доской (на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга
парами:
Игорь поймал на речке пять
окуньков. Слайд
На улице
началась сильная метель.)
- У кого всё правильно? Ответы
.Кто ошибся? Поднимают руки.
|
- Списывают
с доски.
-жи-ши,
безуд гласные, правописание предлогов и т.д.
- В этом
предложении говорится о снежинках. Что? Снежинки – это подлежащее.
Подчеркиваем одной чертой. Снежинки что сделали? Закружились – это сказуемое.
Подчёркиваем двумя чертами.
- Нет, в
этом предложении кроме главных членов есть второстепенные - это
распространенное предложение.
-снег
- снег
[сн´эк]- 1 слог, 1 глас., 3 согл.
с [с] –
согл, тв, парн, глух.
н [н´] –
согл, мягк., непарн, зв.
е [э] –
гласный, ударн.
г [к] –
согл, тв, непарн, зв.
4 буквы,
4 звука
По
цепочке выходят к доске и вставляют пропущенную букву в слова.
- это
словарное слово, вставляем букву …
Оценивают
ответ с помощью сигнальных карточек.
Погода,
декабрь, коньки, мороз, пальто, север.
К доске
выходят 2 ученика, работают за доской. Выписывают слова с ь по вариантам.
Оценивают
работу с помощью карточек сигнальных.
Открывают
учебник .
Окунь-окуньки,
стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный,
декабрь-декабрьский, апрель-апрельский.
-
ме-бель, ме-бель-ный
-Рассказывают
правило.
- это
диван, кровать, кресло, стол, стул и т.д.
- мЕбель
-вторая
буква Е
-смотрят
электронное приложение.
-
Слушают учителя. Записывают однокоренные слова по цепочке.
Вывешиваю
словарное слово на доску.
|
|
- С чем
мы сегодня познакомились на уроке?
- Для
чего же служит мягкий знак?
- В
каком случае ь не пишется?
Давайте
вернемся к цели. Все ли мы выполнили сегодня с вами?
- Скажите,
а какой у нас скоро праздник?
- А
какой главное украшение нового года?
- Ребята,
, а давайте вместе нарядим и нашу ёлку – на обратной стороне спинки вашего
стула прикреплены 2 игрушки. Если вам понравился урок возьмите жёлтую игрушку
и прикрепите её на нашу ёлочку, а если не понравился, то красную.
(прикрепляют игрушки).
-Оцените
свои знания и знания одноклассницы.
- Я с
вами согласна – Артем Филатов, Никита Баев – оценка 5, Логвиненко Кирилл –
немного поувереннее – оценка 4, Валя Тиунова, Забродин Никита – оценка 3.
Оцените
свои знания и знания одноклассницы. Поднимите руки, кому было сегодня
интересно? Неинтересно? Слишком трудно? С какой проблемой мы сегодня
работали? Молодцы!
Выставление
оценок в дневник
|
- С
правописанием ь в середине и на конце слова перед согласными.
- для
смягчения согласных
- ЧК-ЧН
-Да
- Новый
год
-ёлка
|
Рефлексия
способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов
деятельности (П)
Самооценка;
адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение
своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт
разных мнений (К)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.