Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)

Скачать материал

Технологическая карта урока № 70

Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (по типологии ФГОС)

Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

- развивающая: развитие умений работы учащихся в паре, умения составлять предложения; продолжить формирование у учащихся перехода от частных к более широким обобщениям.

                - воспитательная – воспитание любви к родному языку.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова.

              - развивающая: продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Методы обучения:по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология,  технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, ребусы к предложению, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, комплект из сигнальных карточек на каждого ученика, дидактический материал для учащихся.

Музыкальное сопровождение: музыка Чайковского  «Вальс цветов», физкультминутка «Зарядка»,электронное приложение к учебнику.

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

1. Приветствие детей. Настрой учащихся на работу на уроке.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник. Все на месте.

- Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Проверим,     Руки.

Ноги?

Локти?

Спина?

- Как нужно вести себя на уроке?

 

 

 

- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.

- Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок Момуса – бога смеха!»  Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Послушаем внимательно, что приготовили нам ребята.(Звучит музыка Чайковского  «Вальс цветов»)

        

 

 

 

 

 

 

 

-Садитесь. Молодцы!

 

 

 

Приветствуют учителя и гостей.

 

 

Встают ровненько.

 

Садятся.

 

 

На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

- Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь.

-Ответить хочешь – не шуми, а лучше руку подними.

 

 

 

Слушают учителя. Передают своё настроение с помощью улыбки.

 

 

 

 

Баев Н.

Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной.

 И заснул под нею крепко, непробудно.

Филатов А.

 И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

 Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозы - и зима настала.

 

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Стадия вызова. Мотивация. Целеполагание.

Цель этапа:  анализ и систематизация полученных данных

 

 

- Послушайте загадки:

-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...

Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя?  

-Что объединяет эти слова?

-Кто готов назвать тему нашего урока?

-Давайте проверим наше предположение с учебником на странице 125.

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

- коньки

 

 

- Снегирь

- ь в середине  и в конце слова

- Правописание ь в конце  и середине слова.

Проверяют.

-Научиться распознавать слова с ь в середине и на конце слова.

 

III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 

Подводящий диалог с учащимися:

- Давайте с вами послушаем правило Мудрой Совы 

- Я сейчас прочитаю стихотворение                 Л. Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком.

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал  мягкий знак!)

- Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь  талантливая.  Потому что:

- у нее нет собственного звука, (слайд5)

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- Прочитайте еще про себя внимательно стихотворение, осмыслите его («Смысловое чтение»), выделите слова с мягким знаком («Инсерт»-выделение в тексте)

- Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком?

Слова вывешиваются на доску на карточках.

-  Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?

На доску вывешиваются распечатанные слова на магнитах и Ь выделен ярким пятном – прием «Яркое пятно»

 

 

Смотрят на экран и слушают.

 

Внимательно слушают учителя, запоминают слова с мягким знаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают про себя стихотворение, выделяют слова с мягким знаком.

 

 

 

- уголь, сказать.

 

 

-уголь – 5 букв, 4 звука, сказать – 7 букв, 6 звуков, звуков меньше, чем букв, потому что ь звука не обозначает.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируемые УУД-

Личностные: развитие ответственного отношения к выполняемой работе; 

Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанного сообщения и рисунка, работа с текстом

Регулятивные: самоконтроль выполнения самостоятельно работы

Коммуникативные:Умение слушать и извлекать информацию из услышанного текста и рисунка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

 

Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: Мотивация учебной деятельности учащихся

    1. Чистописание.

- Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно.    

- Засыпала село снегом и хозяйничает по-царски.

- Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе  подружек-снежинок. 

- Посмотрите на доску, зимний декабрьский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

лЛмМ  лЛлм  Лмлл    мм    лЛм

- Откройте тетради, записываем 12 декабря, классная работа и проведем минутку чистописания.

- Кстати, а вы знаете какой сегодня день?

- А кто знает, что такое Конституция?

- В Конституции отражены все права и свободы наших граждан. А начинается Конституция с таких слов: «За веру, добро и справедливость».

Т.е. мы должны быть верными Родине, добрыми и справедливыми по отношению к окружающим  (воспитательный момент»

- Давайте продолжим работу: напишите зимний узор

Похозяйничала зима над предложением, заморозила, а мы сейчас его отогреем: Воздух, снежинки, в,  закружились, мохнатые.

Составьте предложение.Какое предложение у тебя получилось? (Ответы)

Проверка по эталону. Самопроверка.

- Оцените ответ с помощью карточек.

 

 

 

- С чем не согласен?

-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушают учителя и смотрят на доску.

 

- Открывают тетради, записывают число, классная работа.

 

 

- День Конституции

- Основной закон нашего государства

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают работу над записью зимнего узора.

 

Пишут.

 

Читают предложение

 

 

 

Кирилл читает полученное предложение

- Проверка по эталону. Самопроверка.

 

 

 

- Дети сами себя проверяют и оценивают с помощью  сигнальных карточек.

Зеленый – всё правильно (Приём «Светофор»)

Желтый – есть вопросы

Красный - неправильно

- Обосновывает.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

Мохнатые снежинки закружились в воздухе.

- Спишите это предложение каллиграфически правильно. запись на обратной стороне доски.

- Какие орфограмма встретились в этом предложении?

- Подчеркните грамматическую основу предложения. К доске пойдёт Никита. )

 

 

 

- Никита, это предложение состоит только из главных членов?

 

 

- Назовите однокоренные слова к слову снежинка.

-Верно, давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова этого слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

- Пока мы разбирали предложение  мохнатые снежинки опустились на словарные слова некоторые буквы растаяли.

- Давайте вместе с вами по цепочке восстановим их.

«Реставратор»–критическое мышление

(п…года, д..кабрь, к..ньки ,м…роз, п..льто, сев..р)

-Оцените ответ. (сигнальные карточки) Проверка по эталону. Взаимопроверка.

Каждое слово

Работа в парах. (Сотрудничество)

Упражнение на доске

- Выпишите слова 1вариант –ь в середине слова , 2 вариант  - ь в конце слова. 

- Оцените работу (проверка по карточкам.)

1) Мальчики побежали играть на улицу.

2) Девочки пришли танцевать в нарядных платьях.

Работа по учебнику.

-  Открываем учебник на странице 126, выполняем упр.206

- Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки. Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь. Начинай диктовать, Артем.

 

 

-Как перенесли слова мебель-мебельный ?

-Расскажите правила переноса.

-А кто знает, что такое мебель? Вывешиваю это слово на доску

-Что входит в понятие мебель?

- Валя, поставь ударение в этом слове.

- Найдите ошибкоопасное место в этом слове.

-Давайте сверим ответы.

 

Работа по учебнику.

 -  Выполняем упр.206 (стр 126)

- Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки. Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь. Диктуем по цепочке, начинай, Артем.

(Окунь-окуньки, стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный, декабрь-декабрьский, апрель-апрельский)

-Как перенесли слова мебель-мебельный ? (ме-бель, ме-бель-ный)

-Расскажите правила переноса.

-         Игра «Лови снежок»  мячик – физкультминутка -  здоровьесберегающие технологии.

-         -Наши пальчики устали и хотят немного отдохнуть. Мы с вами поиграем в игру «Лови снежок»

-         - Я кидаю вам мячик и говорю слово с ь в конце, а вы прячьте ь в середину. На доске пишу:  пень- пеньки                     

конь - коньки               

день – деньки                 

огонь - огоньки  

уголь -угольки   

учитель-учительница

декабрь-декабрьский

дочь-

 печь

Почему не пишем ь? (правило ЧК-ЧН)

 - Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1) Игор.. поймал на реч..ке пять окун…ков.

2) На улице началас.. сил..ная метел...

Организуется взаимопроверка (все правильно – ставят +,не все – исправляют ошибки) 

- Сверьте ответы вашего соседа с доской (на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.    Слайд

На улице началась сильная метель.)

- У кого всё правильно? Ответы .Кто ошибся? Поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Списывают с доски.

 

 

 

 

-жи-ши, безуд гласные, правописание предлогов и т.д.

- В этом предложении говорится о снежинках. Что? Снежинки – это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Снежинки что сделали? Закружились – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

- Нет, в этом предложении кроме главных членов есть второстепенные - это распространенное предложение.

 

-снег

 

- снег [сн´эк]- 1 слог, 1 глас., 3 согл.

с [с] – согл, тв, парн, глух.

н [н´] – согл, мягк., непарн, зв.

е [э] – гласный, ударн.

г [к] – согл, тв, непарн, зв.

 


4 буквы, 4 звука

 

 

 

 

 

По цепочке выходят к доске и вставляют пропущенную букву в слова.

- это словарное слово, вставляем букву …

Оценивают ответ с помощью сигнальных карточек.

Погода, декабрь, коньки, мороз, пальто, север.

 

 

 

К доске выходят 2 ученика, работают за доской. Выписывают слова с ь по вариантам.

 

Оценивают работу с помощью карточек сигнальных.

 

Открывают учебник .

 

 

 

 

Окунь-окуньки, стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный, декабрь-декабрьский, апрель-апрельский.

- ме-бель, ме-бель-ный

-Рассказывают правило.

- это диван, кровать, кресло, стол, стул и т.д.

- мЕбель

-вторая буква Е

-смотрят электронное приложение.

 

 

- Слушают учителя. Записывают однокоренные слова по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешиваю словарное слово на доску.

 

VI.Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Для чего же служит мягкий знак?

- В каком случае ь не пишется?

Давайте вернемся к цели. Все ли мы выполнили сегодня с вами?

- Скажите, а какой у нас скоро праздник?

- А какой главное украшение нового года?

- Ребята, , а давайте вместе нарядим и нашу ёлку – на обратной стороне спинки  вашего стула прикреплены 2 игрушки. Если вам понравился урок возьмите жёлтую игрушку и прикрепите её на нашу ёлочку, а если не понравился, то красную. (прикрепляют игрушки).

-Оцените свои знания и знания одноклассницы.

- Я с вами согласна – Артем Филатов, Никита Баев – оценка 5, Логвиненко Кирилл – немного поувереннее – оценка 4, Валя Тиунова, Забродин Никита – оценка 3.

 

Оцените свои знания и знания одноклассницы. Поднимите руки, кому было сегодня интересно? Неинтересно? Слишком трудно? С какой проблемой мы сегодня работали? Молодцы!

 

Выставление оценок в дневник

- С правописанием ь в середине и на конце слова перед согласными.

- для смягчения согласных

- ЧК-ЧН

-Да

- Новый год

-ёлка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание - творческое на выбор.

Цель этапа:

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию. 

Дети выбирают домашнее задание по своему выбору.

1.“Желтые” - самое простое - Выучить правило с.125, словарное слово

2.“Синие” -средней сложности – Выучить правило с.125, упр.207.

3.“Красные” –задание повышенной трудности – написать небольшой текст на тему «пришла зима».

В заключении я хочу вас, ребята, поблагодарить за урок!

- Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.

 

 

 

 

Дети делают свой выбор, записывают в дневник.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка направлена на изучение нового материала и повторение изученного ранее о мягком знаке. Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме.Методы обучения:по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология,  технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 491
    • DOCX 38.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ширина Любовь Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ширина Любовь Владимировна
    Ширина Любовь Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 7146
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек