Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Падеж имен существительных" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падеж имен существительных" (5 класс)

«Падеж имен существительных»

5 класс (урок-презентация)

Цели: 1. Повторить алгоритм определения падежа существительного;

2. Развивать навыки определения падежа имени существительного;

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.


ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном признаке существительного – падеже. Вспомним алгоритм определения падежей у существительного.


СЛАЙД 2 – ЦЕЛИ


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ,ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ.


СЛАЙД 3.


Определите лексическое и грамматическое значение слова тьма .


1. Потом внезапно, в один миг наступила полная тьма

2. Ученье - свет, а неученье – тьма.

3. У сильного всегда бессильный виноват,

Тому в истории мы тьму примеров слышим.


В 1 предложении – слово употреблено в прямом значении, во 2 и 3 – в переносном значении.(2 предложение –незнание, 3 предложение тьму примеров- много примеров). Грамматическое значение рода и числа не изменилось. В 3 предложении слово употреблено в Винительном падеже.


- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении?

- Как объяснить слова «ученье-неученье», «свет-тьма» с точки зрения лексики?


- Что изменяется в словах ТЬМА-ТЬМУ ? (падеж)



Учитель: А сколько падежей в русском языке, и какие у них вопросы, нам поможет вспомнить стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю



СЛАЙД 4.


Падежи


Воскликнул Именительный:

- Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!


- Того, - сказал Родительный,

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто


- Тому, - ответил Дательный,

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.


- Того, - сказал Винительный, -

Я буду обвинять,

Кто книжку вразумительно

Не может прочитать.



- С тем, - заявил Творительный, -

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.


- О том, - сказал Предложный,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.




Учитель: Так сколько у нас падежей? (6 падежей)


Для чего же нам нужны падежи?


ВЫВОД: Связывать слова в предложении, показывать эти отношения – вот задача падежа. Он обычно выполняет ее с помощью своих маленьких помощников – падежных окончаний.


А как же определить падеж существительного?



СЛАЙД 5.


Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:


1. Найти слово, к которому относится существительное.

2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.








СЛАЙД 6.

Определите падеж слова ДЕЛО в пословицах.


Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

И умен, и крепок, и в деле гож.

Жизнь дана на добрые дела.

Делу время, потехе час.



СЛАЙД 7. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА


- используя алгоритм, определить падеж и выделить окончание.


Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, просить о помощи, идти по дороге к деревне, писать в тетради, в тетрадке, лежать в постели, направляться к опушке, находиться в госпитале, петь от радости.


-Составить простое или сложное предложение с одним из данных словосочетаний.


СЛАЙД 8.


Продолжаем учиться определять падежи существительных.

Я прочитаю вам стихотворение.

Ваша задача – выписать повторяющееся слово ЛИСТ, определить в каких падежах оно употребляется. Укажите, какое однокоренное слово употреблено в стихотворении к слову ЛИСТ, как оно образовано?


Приключение зеленого листа.


Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа…

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист головой качает.

Ветер вмиг с листом зеленым листом

Над землей взметнулся снова.

Но шалун листок устал

И ко мне в тетрадь упал.

Я пишу в саду под кленом

Стих о листике зеленом.



Лист

У листа лист – листок – о листике

К листу

Хвать зеленый лист




СЛАЙД 9. ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.



1- дательный падеж

2 – предложный падеж 1, 2, 1, 3, 2, 2, 3, 1, 3.

3 – творительный падеж



Подарил бабушке, рассказал о прогулке, бежит по дорожке, пришли с братом, написал на бумаге, растет на грядке, испачкал шоколадом, подъехал к даче, недоволен оценкой.




СЛАЙД 10. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР.


ДОРОГА УХОДИЛА ПРЯМО В ЧИСТОЕ МОРЕ ВОДЫ.


- найти и подчеркнуть все члены предложения.

- сделать характеристику предложения.

- определить синтаксическую роль существительного.



СЛАЙД 11. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.



В тайге.


Трудно идти по тайге. Упавшие деревья п…репутались ств…лами и в…твями. На них выр…сли травы мхи. Колючие ветви царапа..т руки и лицо т..желый рю..зак ц..пляет..ся за суч..я.

Перед нами целые зар..сли папоротников. Какое это интерес..ное р..стение! Под з..ленью папоротников чуть слышно журчит ручеек. Путь пр..дстоит д..лекий и мы распол..гаемся на о..дых.



СЛАЙД 12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Стр. 208, 210 – теория выучить, упражнение 525.





Лингвистическая задача.

"Неожиданные подарки"

Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.

- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.

А почему оно произошло, как вы думаете?

Объясните смысл словосочетаний:

ПОДАРОК КОЛИ (кого?)

ПОДАРОК КОЛЕ (кому?)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падеж имен существительных" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-презентация разработан по учебнику Т.А.ладыженской и др. "Русский язык. 5класс".

Цели:Повторить алгоритм определенияпадежа существительного,развивать навыки определения падежа имени существительного, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Презентация включает в себя различного вида задания, такие как орфографическая работа, цифровой диктант, контрольное списывание,направленные на закрепление знаний по теме. Также прилагается конспект урока к презентации. Задания направлены на повторение знаний о падежах, полученных в начальной школе. Для большего интереса к теме в конспекте присутствуют пословицы, стихи для объяснения нового материала.

Автор Брежнева Евгения Павловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2424
Номер материала 49090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓