Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вавожская средняя общеобразовательная школа





















«Фразеологизмы»

/Урок русского языка в 5 классе /







Учитель русского языка и литературы: Сулимова Е.Н.
















Вавож, 2010

Фразеологизмы


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

формирование знаний учащихся о фразеологизмах.

Обучающая задача:

познакомить с понятием фразеологизмов.

Развивающая задача:

формировать умение понимать фразеологизмы, правильно употреблять их в речи.

Воспитывающая задача:

  • формировать познавательную активность;

  • формировать умение работать в группе.

Технологии:

  • сотрудничества;

  • проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемный;

  • деятельностный.

Формы работы:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 5 класса (под ред. М.М.Разумовской)

  • раздаточный материал (задания для групповой работы).

Оформление:

  • Рисунки с изображением фразеологизмов.






Ход урока



    1. Организационный момент

    2. Объяснение нового материала

      1. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Прочитайте задание упражнения 267 на странице 87.

Ученик читает задание.

Учитель: Попробуйте составить предложение со словосочетанием делать из мухи слона. Согласитесь, это не так просто. А поможет вам выполнить домашнее задание материал нашего урока. Откройте дневники, запишите домашнее задание: упражнение 267, страница 86.

Посмотрите на доску. Довольно часто мы слышим такие выражения, как зарубить на носу, водой не разольёшь, повесить нос и многие другие. Понимаете ли вы значение данных выражений? (1 - запомнить, 2 - очень дружные, 3 – загрустить).

Учитель: И сегодня на уроке мы познакомимся с подобными выражениями. Тема нашего урока «Фразеологизмы». Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока.

Учащиеся оформляют записи в тетрадях.

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием фразеологизмов, научимся употреблять фразеологизмы в речи.

3. Практическая часть

3.1. Учитель: Как вы думаете, выражения зарубить на носу, водой не разольёшь, повесить нос употреблены в прямом или переносном значении? (В переносном).

- Что такое переносное значение слов? (Переносит прямое наименование предмета на другой предмет).

- А для чего служит переносное значение слов? (Для создания образной и выразительной речи).

- Значит, мы уже можем сделать вывод о роли фразеологизмов в речи. Какова же роль фразеологизмов в речи? (Делают её образной и выразительной).

Учитель: Молодцы. Обратимся к учебнику и посмотрим, что такое фразеологизмы. Откройте учебники на странице 86, читаем правило.

Двое учащихся читают текст правила вслух.

Учитель: Как вы поняли, что такое фразеологизмы (Устойчивые сочетания, которые можно заменить одним словом).

3.2. Учитель: Давайте проверим, что многие фразеологизмы, действительно, можно заменить одним словом. У вас на столах лежат листы розового цвета. На этих листах записаны фразеологизмы. Замените каждый фразеологизм одним словом. Запишите это слово рядом. На выполнение задания – 1 минута.

Бить баклуши (бездельничать).

Вешать лапшу на уши (врать).

Намылить шею (побить, отругать).

Со всех ног (быстро).

Клевать носом (дремать).

Зарубить на носу (запомнить).

Учащиеся определяют лексическое значение фразеологизмов.

Учитель: Проверим ваши ответы.

Один учащийся читает фразеологизмы и их лексическое значение, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют и исправляют.

3.3. Учитель: А теперь составьте с данными фразеологизмами предложения. На выполнение задания – 3 минуты.

Учащиеся составляют предложения.

Учитель: Проверим вашу работу: прочитайте свои предложения.

Учащиеся читают предложения.

Учитель: Вы сейчас прослушали предложения и увидели, что фразеологизмы, действительно, делают нашу речь ярче и выразительнее, и мы должны уметь употреблять их в речи.

Учитель оценивает ответы учащихся.

3.4. Учитель: Ребята, в состав фразеологизмов могут входить синонимы и антонимы.

- Вспомните, что такое синонимы? (Близкие по значению слова)

- Что такое антонимы? (Противоположные по значению слова)

- Рассмотрим данные примеры в упражнении 263 на странице 86. Работаем по вариантам. Первый вариант выписывает фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, второй вариант – фразеологизмы, в состав которых входят антонимы.

У доски работает двое учащихся.

Учитель: Приступим к проверке.

Учащиеся читают фразеологизмы, которые они выписали, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют.

3.5. Физкультурная пауза

3.6. Учитель: Мы с вами увидели, что фразеологизмы включают в свой состав синонимы и антонимы. Но и сами фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

Работаем в группах по 4 человека. Перед вами 2 задания. В первом задании вы должны соединить линиями фразеологизмы-синонимы, во втором – фразеологизмы-антонимы. На выполнение задания – 2 минуты.

Задание1. Найдите фразеологизмы-синонимы, соедините их линией.

Золотые руки два сапога пара

Работать спустя рукава после дождичка в четверг

Одного поля ягоды мастер на все руки

Когда рак на горе свиснет на один зуб положить

Как с гуся вода валять дурака

Кот наплакал как об стенку горох

Задание2. Найдите фразеологизмы-антонимы, соедините их линией.

Как из-под земли вырос засучив рукава

Бить баклуши сидеть сложа руки

Как кошка с собакой чуть свет

На ночь глядя как сквозь землю провалился

Не покладая рук за тридевять земель

Рукой подать не разлей вода

Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.

Учащиеся читают сначала фразеологизмы-синонимы, затем – фразеологизмы-антонимы.

3.7. Учитель: Продолжаем работу. Прочитайте текст упражнения 266.

Один учащийся читает текст вслух.

Учитель: Определите, сколько фразеологических оборотов использовано в тексте. (10)

- Назовите их. (Вырасти в глазах, стрелять глазками, лезть в глаза, есть глазами, мозолить глаза, пускать пыль в глаза, хлопать глазами, глаз намётан, смерить глазами, с глаз долой).

Как вы думаете, для чего авторы используют в художественных текстах фразеологизмы? (Чтобы сделать текст ярче, выразительнее, образнее)

3.8. Учитель:

Переходим к следующему виду заданий. Довольно часто фразеологизмы входят в состав пословиц. Выполняем упражнение 265. Ваша задача – дописать русские пословицы, используя слова для справок. При выполнении задания вы можете советоваться с соседом по парте, но шёпотом, чтобы другим не мешать. На выполнение задания – 5 минут.

Учащиеся работают в парах.

Учитель: Проверим ваши работы.

(Сытый голодного не разумеет. Живое слово дороже мёртвой буквы. Не мудрено начать – мудрено кончить. Маленькое дело лучше большого безделья. По одёжке встречают – по уму провожают. Меньше говоришь – больше делаешь. На смелого собака лает, а труса кусает.)

Учащиеся читают пословицы.

Учитель: Выберите одну из пословиц и расскажите, как вы понимаете её смысл.

Учащиеся объясняют смысл пословиц.

3.8. Учитель: А теперь обратимся к рисункам в упражнении 268. Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках и что они обозначают. (В яблоках конь, сесть в калошу, заткнуть за пояс, вылететь в трубу, волосы дыбом, заметать следы).

  1. Домашнее задание

&34, упражнение 267, стр. 86

  1. Итог урока

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с фразеологизмами.

Выберите правильный ответ:

фразеологизмы – это:

  1. устойчивые сочетания;

  2. художественные определения.

Для чего в речи используются фразеологизмы? (Делают её яркой, образной, выразительной).


















Приложение 1

hello_html_1b06d77.png

hello_html_m2b183193.jpg

hello_html_m628e3784.png

hello_html_m5687959b.pnghello_html_m2e2fd502.png

hello_html_49433d48.png




































Приложение 2

Задание1. Найдите фразеологизмы-синонимы, соедините их линией.

золотые руки два сапога пара

работать спустя рукава после дождичка в четверг

одного поля ягоды мастер на все руки

когда рак на горе свиснет на один зуб положить

как с гуся вода валять дурака

кот наплакал как об стенку горох

Задание2. Найдите фразеологизмы-антонимы, соедините их линией.

как из-под земли вырос засучив рукава

бить баклуши сидеть сложа руки

как кошка с собакой чуть свет

на ночь глядя как сквозь землю провалился

не покладая рук за тридевять земель

рукой подать не разлей вода


Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель:   формирование знания учащихся  о фразеологизмах.

Задачи: 

  1. Знать  понятие фразеологизмов.
  2. Формировать умение понимать фразеологизмы, правильно употреблять их в речи.
  3. Формировать познавательную активность, умение работать в группе. 

 

Использованы следующие технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Кроме традиционных методов –репродуктивного  иобъяснительно-иллюстративного-  при работе с упражнениями используются проблемный, частично-поисковый методы; в ходе урока используется деятельностный подход к обучению учащихся.

При подборе материала, заданий, структурирования урока учтены возрастные особенности учащихся.

Для актуализации знаний использован приём – постановка проблемного вопроса (выполнение домашнего задания).

Таким образом, учащиеся вспоминают понятие «переносное значение слов». Далее учащиеся рассматривают понятие фразеологизмов, вспоминают, что такое синонимы и антонимы; выполняют упражнения на употребление фразеологизмов в речи.

 

Автор Сулимова Екатерина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1107
Номер материала 48683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓