Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс.

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс.

hello_html_m4906f695.gifhello_html_m4fac3905.gifhello_html_2c1cf864.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА»

Г. ТАГАНРОГА РОСОВСКОЙ ОБЛАСТИ.





План -конспект

открытого урока

русского языка

во 3 классе

по теме

«Устойчивые сочетания слов».







Кожухова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина

г.Таганрога


2014 год.



План-конспект урока.

Предмет: русский язык, 3 класс.

Тема программы: Раздел «Слово и его значение.»

Тема урока: Фразеологизмы.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления устойчивых сочетаний слов.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный (смешанный).

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный


Задачи урока:

Образовательная:

- обеспечить понимание понятия слова «фразеологизм» ;

Развивающие:

Коммуникативные:

- обеспечить возможность формулировать собственное мнение и позицию;

- прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

Познавательные:

- содействовать поиску необходимой информации ;

- помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

Регулятивные:

- помочь в развитии мышления, внимания, памяти

Воспитательные:

- дать установку на здоровый образ жизни;

- способствовать проявлению чувства гордости за свою Родину.

Материально-техническое обеспечение урока:

- фразеологический словарь / сост.Н.В.Томашевская, - М.: Эксмо,2010

- мультимедиапроектор;

- экран;

- карточки с числами для дифференцированной работы;

- карточка с творческим заданием у каждого ученика.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

на уроке осуществляется связь с разделом «Правописание» по русскому языку, с окружающим миром, литературным чтением.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята, сегодня у нас необычный урок. Его буду вести я. Зовут меня Ольга Николаевна. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Повторим правило, которое всегда помогает хорошо учиться.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Слушаете внимательно,

Работаете старательно!

Запишите :19 декабря. Классная работа.

II .Актуализация знаний.

Сегодня мы будем писать буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные. Элементы этих букв пишутся одинаково, а количество их разное.

III. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

Послушайте небольшое стихотворение :

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему

Медведь наступил на ухо. ( Слайд №3)


- Как вы понимаете это стихотворение?

- Подумайте, что означает выражение медведь наступил на ухо?.

- Можно заменить его другими словами? Какими? (нет голоса)

- В русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмы.

- Тема нашего урока : фразеологизмы. ( Слайд №4)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? ( Слайд №5)

  • Что такое «фразеологизм»?

  • Откуда пришло слово «фразеологизм» в русский язык?

  • Какую роль выполняют фразеологические обороты в русском языке?

- Мы будем учиться наблюдать за фразеологизмами, определять их значения, использовать в устной и письменной речи, а потом выполним с вами интересный проект. Вы на уроке изобр. искусства нарисуете иллюстрацию к одному из понравившихся фразеологизмов. Первые странички вашего иллюстрированного словарика я вам уже подготовила.

IV. Формирование новых понятий и способов действий.

Этимологическая справка.

- Слово фразеологизм произошло путём сложения двух греческих слов

Phrasis  (фразис) – «выражение»

Logos (логос) – понятие, слово.

Таким образом, понятие фразеологизм означает слияние нескольких слов в определенные устойчивые неделимые выражения.

V. Наблюдение за значением фразеологизмов

А)Составить предложения. ( слайд №6)

- Давайте понаблюдаем за фр. и составим предложения по картинкам, которые перед вами. Что бы не ошибиться, читайте записи под картинками. Я начну, а вы продолжите.

На улице дождь льёт, как из ведра.

Б) Обратите внимание!

- Слова словно детали в мастерской. Они живут-поживают, иногда ими пользуются по отдельности, иногда в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

В)Работа с правилом. ( слайд №7)

Слова, составляющие фразеологизм. Теряют своё самостоятельное – отдельное значение. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значения фразеологизмов вы можете узнать во фразеологическом словаре.

Г)Знакомство со словарями. ( слайд №8)

Где можно уточнить лексическое значение фраз.

Выставка словарей.

VI. Применение понятий и способов действий.

А).- Прочитайте устойчивое сочетание слов. (слайд №9)

Зарубить на носу;

- Можно ли что- то зарубить на носу?

- Прочитайте предложение.

Заруби на носу: обязательно мой перед едой руки.

- Замените выражение «зарубить на носу» одним словом.

( Запомни: обязательно мой перед едой руки.)

- Зачем необходимо мыть руки перед едой?

- Ребята, если вместо «заруби на носу», можно сказать « запомни», зачем в языке существует такое «странное сочетание слов»?

- Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом « запомни» - более яркое, выразительное?

Б) Переносное значение фраз.

- Как вы думаете у фраз. Прямое или переносное значение.

Соотнесите картинку и фразеологизм. ( слайд №10)

- Понаблюдаем дальше за фраз..

- Дети выполнили иллюстрации к некоторым фраз., давайте попробуем определить их лексическое значение.

В )Заменить одним словом. ( слайд №11)

Работа в паре.

Г)Как мы используем фразеологизмы в своей речи. ( слайд №12)

Найди в тексте фразеол. И запиши в тетрадь.

VII Динамическая пауза “Фразеологический зверинец”. ( слайд № 14)

- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

Д)Дифференцированная работа.

- Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок. Запишите их в тетрадь.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду. ( слайд №12)

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов ( страны).

- Ребята, выберите каждый себе задание. Предложение под номером 1 – это лёгкое задание, если 3,4- посложнее, если 2,5 предложение – это сложное задание.

( №1 – низкий уровень , №3,4 – средний уровень, № 2,5 – высокий уровень)

Фронтальная проверка.

- Чем знаменита Третьяковская галерея, что сюда приезжают люди со всех концов страны?

Справка: (Слайд №13)

Государственная Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекцию картин русских художников.

VIII Применение понятий и способов действий.

А)Работа с текстом. (Слайд №14)

-Выпиши фраз. из текста. Попробуйте объяснить их. (Слайд №15)

- Прочти текст с обычными словами. Какой больше понравился? Почему?

Б) Отгадай сказку. (Слайд №16)

- Как вы думаете, а в сказках встречаются фраз. ? Из каких сказок эти фраз.?

В). Самостоятельная работа. Восстановление текста.

- Никита с Сашей любят посещать музеи, кинотеатры, выставки. Ведь мальчики - большие друзья.

Вот что рассказывает Никита о своём друге.


Карточка


Мой друг Саша живёт от моего дома. Мы с ним – ! ! ! Наша учительница говорит, что у Саши , ведь учится мой друг на одни пятёрки!


- Подумайте , какие фразеологизмы можно добавить в текст мальчика. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь мини-словариком на доске.

(Слайд № 17)

Словарик

в двух шагах – очень близко,

водить за нос – обманывать,

держать язык за зубами – молчать

задирать нос - слишком важничать,

рукой подать – близко,

с гулькин нос – очень мало,

светлая голова - умница,

ума палата – очень умный,

ходить на голове - шалить

Возможные варианты записи:

Мой друг Саша живёт в двух шагах ( рукой подать) от моего дома. Мы с ним- не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши – светлая голова ( ума палата) , ведь учится мой друг на одни пятёрки!

- Прочитайте получившиеся тексты.

- Какой ещё фразеологизм встретился в этом рассказе? ( не разлей вода)

- Как понимаете?

Г )Работа с фразеологизмами по карточкам по вариантам.

- Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся словарь и слово помощник). ( слайд №17)


1 вариант:

- О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка).

живут как кошка с собакой


ПИСАТЬ НЕРАЗБОРЧИВО, НЕРЯШЛИВО (курица).

писать, как курица лапой

УСЛУГА, ПРИНОСЯЩАЯ ВМЕСТО ПОМОЩИ ВРЕД (медведь)

медвежья услуга

2 вариант:


О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

белая ворона


ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

волчий аппетит


КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

пальчики оближешь

- Прочитайте, какие фразеологизмы составили :

живут как кошка с собакой

писать, как курица лапой

медвежья услуга

белая ворона

волчий аппетит

пальчики оближешь



IX. Итог урока. ( слайд №18)

- Какое значение имеют фразеологизмы в русском языке?

- Что такое фразеологизм?

- Чем отличается фразеологизм от свободного сочетания слов?

X. Рефлексия. ( слайд №19)

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде:

  1. Я устал и вышел из себя.

  2. Я работал, не покладая рук.

  3. Я устал, но взял себя в руки.

  4. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

Запишите в свою тетрадь подходящее утверждение.

XIV.(Слайд №20) Дом. зад.: сделать иллюстрацию к понравившемуся фразеологизму.

Благодарю всех за работу!





Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс.
  • Начальные классы
Описание:

Конспект  урока русского языка. УМК  "Перспектива». 3 класс.  Л.Ф. Климанова.

Тема: "Фразеологизмы ". Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Урок разработан в соответствии с ФГОС, что обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Задачи урока:

    Образовательная:

         -   обеспечить  понимание понятия  слова  «фразеологизм» ; 

  Развивающие:

        Коммуникативные:

-  обеспечить возможность формулировать собственное мнение и   позицию;

-  прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

Познавательные:

-  содействовать поиску необходимой информации ;

-  помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

Регулятивные:

-  помочь в развитии мышления, внимания, памяти 

  Воспитательные:

-  дать  установку на здоровый образ жизни;

 

-  способствовать проявлению  чувства гордости за свою Родину.

Автор Кожухова Ольга Николаевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1826
Номер материала 8801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓