Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "«Ещё об одной опасности письма»

Конспект урока по русскому языку на тему "«Ещё об одной опасности письма»


Методическая разработка

по теме: «Ещё об одной опасности письма»


(3 класс УМК «Гармония»)

Цель: знакомство с новой орфограммой: слышим [ца], а обозначать можем ца, ться или тся.

Задачи:

учить обнаруживать орфограмму: слышим [ца], а обозначать можем ца, ться или тся; определять каким советом регулируется написание; способствовать дальнейшему формированию осознанных умений делать правильный выбор букв; осуществлять орфографический самоконтроль и взаимоконтроль; обогащать словарный запас;

развивать речь, логическое мышление, умение быстро ориентироваться в материале;

воспитывать умение слушать и слышать учителя и товарищей; коллективизм и аккуратность в работе.

Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка, 3 класс часть 2»; тетрадь-задачник к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка, 3 класс 2 часть», ручка, карандаш, линейка.

Урок формирования орфографических умений.

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

4. Постановка учебной задачи

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации

6. Физкультминутка

7. Применение и добывание знаний, построенных на основе усвоенных

8. Домашнее задание

9.Рефлексия




Ход урока:

1. Организационный момент.

Настрой на работу:
- Напомните главное правило уроков русского языка: «Пишу грамотно красиво, аккуратно».
-Разомните пальчики (массаж).
- Покажите "свое настроение": большие пальцы вверх – отличное;

в стороны – хорошее;

вниз – плохое.



2. Проверка домашнего задания


Упр. 378.

- Какие глаголы выписали со словарной страницы?

- В какой они форме?

- Какую примету подчеркнули?

- Какую орфограмму отметили в суффиксе?

- Какие две опасности письма встречаются в глаголах неопределённой формы?

Вывод: в неопределённой форме глагола, если она заканчивается не ни –ти, всегда пишется ь.

3. Актуализация знаний

Много тайн в нашем языке. Когда мы начали изучать русский язык, перед нами была поставлена задача – разгадывать, открывать эти тайны.Учебник наш так и называется «К тайнам нашего языка». Много открытий мы с вами сделали, ещё больше открытий и тайн – впереди. Какие-то вы можете разгадывать сами, а некоторые помогу разгадать вам я. Но самое главное было и остаётся для нас научиться грамотно писать.

4.Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы узнаем «Ещё об одной опасности письма»(запись на доске).

Задание 379 в тетради-задачнике:

- Допиши концы слов значками звуков.

В классе радостные ли[ ] –

Детям нрави[ ] учи[ ]!

Назови орфограммы, которые видишь не в глаголах.

- Как обозначить звуки буквами в первом слове?

А в двух последних словах запишем так: нравится учиться.

Задание 380 в тетради-задачнике:

- Продолжим работу со словами: лица, нравится, учиться. Для этого сравни буквы, которыми может обозначаться сочетание [ца]. Объясни, почему на месте этого сочетания есть орфограмма.

- Запиши слова, в которых эти сочетания встретились.

- Подчеркни их в глаголах.

- Чем они различаются?

- Второй из глаголов употреблён в неопределённой форме.

- Как это доказать?

- Надпиши над ним: неопр. ф. и обведи кружком букву, которой различаются сочетания –тся и –ться.

- Что ты знаешь о написании ь в неопределённой форме?

- Подтверждается ли правило?

- Чему мы будем учиться на уроке?




5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации


Задание 381 в тетради-задачнике:

- Впиши в рассуждение нужные слова.

- «Услышав [ца] на конце слова, буду узнавать:

1. Звуки [ца] на конце слова или нет?

2. Если в глаголе, то в неопределённой форме или нет?

3. Если в неопределённой форме, то пишу ться; если в другой форме, то напишу тся.

Если [ца] не в глаголе, напишу – ца.

- Сверьте своё рассуждение с сообщением в учебнике на с.16.

- В какой форме употребляется глагол, где пишется -тся?

Задание 383 в тетради-задачнике выполнить коллективно.

Выполнить разбор глагола приказали как части речи – 1 ученик у доски.

6. Физкультминутка

Встали, руки вверх – представили, что достали до солнышка.

Бережно «перенесли» солнечные лучики в свое сердце.

В сердце появилась «звёздочка».

Сказали «Любовь!» – звёздочка увеличилась.

«Добро!» – больше,

«Радость!» – ещё больше,

«Здоровье!» – стала, как солнышко большое.

Оно несёт всем тепло. Кто рядом с вами.

Поделись друг с другом солнышком.


7. Применение и добывание знаний, построенных на основе усвоенных

Задание 384 с. 17

- Отгадай загадки.

- Не ошибись на месте звуков [ца].

-Как будешь рассуждать?

Списывание загадок с комментированием.

Взаимопроверка тетрадей.


Самостоятельная работа: упр.385 с.17.

Самоконтроль по ключу на доске:

Приходи к нему лечится

И корова, и волчица

А птица над ними кружится,

А птица на землю садится


8. Домашнее задание: упр.386

9. Рефлексия

-Ребята, если вам понравился урок, то выберите красные солнышки, если вам понравился, но вы что-то не поняли, то выберите –оранжевые, а если вы считаете, что урок был не интересным и бесполезным для вас, то – жёлтые.

-Какое у вас настроение сейчас?






Конспект урока по русскому языку на тему "«Ещё об одной опасности письма»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока  по теме:   «Ещё об одной опасности письма» (3 класс УМК «Гармония»). На данном уроке третьеклассники знакомятся с новой орфограммой: слышим [ца], а обозначать можем ца, ться или тся. В ходе работы дети учатся обнаруживать орфограмму; определять, каким советом регулируется написание; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; обогащают словарный запас;развивают речь, логическое  мышление, умение слушать и слышать учителя и товарищей.

Автор Ярославцева Ольга Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 30941
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓