Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Большая буква в именах собственных" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Большая буква в именах собственных" (2 класс)

Урок-путешествие по русскому языку во 2 классе

(2Б класс, учитель Ильченко Любовь Васильевна, средняя школа № 36)


Тема: Большая буква в названиях стран, городов, сёл, деревень.


Цели и задачи урока:

  1. формировать представления о названии стран, городов, сёл, деревень;

  2. развивать умения писать географические названия с большой буквы;

  3. закрепление знания порядка букв русского алфавита;

  4. учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  5. воспитание любви к родному краю, своему городу;

  6. воспитание интереса к русскому языку.


Оборудование: карта России, электронная презентация, запись песни Газманова «Москва, звонят колокола», видеозапись «Мой Мурманск», выставка книг о Мурманске.


Ход урока.


1. Организационный момент.


«Прозвенел звонок –

Начинается урок».


- Улыбнитесь друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.


2. Чистописание.


Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок путешествие. Но чтобы оно прошло хорошо, к нему надо сначала подготовиться.

Запишем в тетради дату и место начала путешествия (число, месяц, классная работа).

(Слайд № 1).


А теперь повторяем написание буквы М и её элементов, нижнее соединение букв.


hello_html_15778f66.png









- Почему слова Маша и Митя написаны с большой буквы?

- Подчеркните орфограмму.


3. Словарная работа.


- А сейчас орфографическая минутка. Запишите слова в столбик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы (запись под диктовку).


Мороз, медведь, берёза, рябина.


- Коллективная проверка. (Слайд № 1).

- Образуйте от этих слов фамилии (устно).

- Запишите в тетради во второй столбик: Морозов, Медведев, Берёзкин, Рябинин.

hello_html_m1e3b2854.png












- Прочитайте слова парами: мороз – Морозов, …

- Можно ли сказать, что они однокоренные. Почему? Выделите корень.

- С какой буквы написали фамилии? Почему? Подчеркните орфограмму.

(Слайд № 1).


- Какую орфограмму мы повторили?


Вывод: имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.


4. Сообщение темы и цели урока.


Посмотрите на карту. (Слайд № 2).

На ней изображены города, реки, моря, страны. Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями. Это тоже имена собственные.

Сегодня только начало этого путешествия. Наш путь пройдёт через города, сёла, деревни.


5. Упражнение в написании географических названий.


а) – Как называется наша страна? (показать на карте)

- Какие страны вы ещё знаете?

- С какой буквы нужно писать названия стран? Почему?


Запись под диктовку слова Россия, подчеркнуть орфограммы.


- А какие страны являются близкими нашими северными соседями?

(Слайд № 3).


Прочитать по слогам, списать с доски:


Норвегия, Швеция, Финляндия.

(Слайд № 4)

Подчеркнуть орфограммы.


б) – Назовите главный город России? Как называется главный город страны?

- Запишем предложение:


Москва – столица России.


Москва – древний и красивый город. Россияне гордятся своей столицей. О ней сложено немало стихов и песен.


Физкультминутка: сейчас мы с вами совершим путешествие по Москве. Закройте глаза и послушайте песню о Москве (что представили, слушая музыку).


в) Наше путешествие продолжается. И мы снова в своём родном городе, потому что здесь родина каждого из нас.

(Слайд № 5).

- Ребята, а можно Мурманск назвать столицей? (Конечно, ведь Мурманск – главный город нашего заполярного края.)

- Запишем предложение под диктовку:


Мурманск – столица Заполярья.


- С какой буквы написали слова: Мурманск, Заполярье? Почему?

(чтение текста о Мурманске)

- Какие ещё населённые пункты нашей области вы знаете?

Кольская земля – частица нашей великой Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос. И мы мурманчане любим свой суровый край, стараемся изучать историю своего края.

(Слайд № 6).

Посмотрите сколько книг издано о нашем родном городе, о городах и сёлах Кольского полуострова. Из этих книг вы узнаете много интересного о своей малой родине.


6. Первичное закрепление.


Мы продолжаем наше путешествие по Кольской земле. И сейчас мы выполним задание, которое поможет узнать некоторые города и сёла Заполярья.

- Спишите слова, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. (Слайд № 7).


(К, к) ировск (Л, л) овозеро

(Н, н) икель (У, у) мба

(А, а) патиты (М, м) урмаши


- Какую букву вы выбрали? Почему? (подчеркнуть большую букву)

- Что обозначают слова первого столбика? Второго столбика?

- Чем отличается город от посёлка? (чтение текстов из словаря)


7. Самостоятельная работа – работа в парах.


- Наше путешествие приближается к концу. Осталось выполнить ещё одно задание. У вас на партах лежит карта Мурманской области. Положите её посередине. Работать по карте будете вместе со своим соседом. Вам необходимо записать в алфавитном порядке, те города, которые подчёркнуты.

- Проверка коллективная. (Слайд № 8).


Апатиты, Кандалакша, Кировск, Ковдор,


Мончегорск, Мурманск, Никель,


Оленегорск, Полярный, Североморск.



8. Итог урока.


Путешествие на сегодня закончено. На следующем уроке мы его продолжим.

Вы очень хорошо поработали. Но в заключении давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали нового сегодня на уроке.


9. Этап рефлексии.


- Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее нестроение – раскрасьте смайлики в красный цвет, если что-то осталось непонятным – в синий цвет.

А в заключении за хорошую работу я приготовила вам подарок – небольшой фрагмент фильма о Мурманске.


Конспект урока по русскому языку на тему "Большая буква в именах собственных" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа 2100 …»

       (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Урок построен в форме путешествия. Цель урока: формирование представления о названии стран, городов, сёл, деревень;  развитие умения писать географические названия с большой буквы; закрепление знания порядка букв русского алфавита. Этот урок развивает умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитывает любовь к родному краю, интерес к русскому языку.

 

 

Цели и задачи урока:

 

  1. формировать представления о названии стран, городов, сёл, деревень;

  2. развивать умения писать географические названия с большой буквы;

  3. закрепление знания порядка букв русского алфавита;

  4. учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  5. воспитание любви к родному краю, своему городу;

  6. воспитание интереса к русскому языку.

     

    Оборудование: карта России, электронная презентация, запись песни Газманова «Москва, звонят колокола», видеозапись «Мой Мурманск», выставка книг о Мурманске.

 

Автор Ильченко Любовь Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 962
Номер материала 42389
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓