Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Методический
комментарий
|
1.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Открываем тетрадки, записываем дату и
название работы. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на
столе и о том, как нужно держать ручку.
2) Каллиграфическая минутка
- Начинаем наш урок с каллиграфической
минутки. С какой целью мы её проводим?
-К
нам на урок пришёл человечек по имени Умей-ка. Он принёс нам новое
правило и телеграмму
- На
телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её.
- Вы
согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.
Отправляемся на воздушном шаре.
|
Настраиваются
на работу.
Записывают
в рабочих тетрадях дату
Дети
отвечают:
(
отрабатываем навык красивого письма) начальная
форма
Дети
читают. (Срочно приезжайте.
Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)
|
СЛАЙД
4.
СЛАЙД
5.
|
2.
Актуализация и пробное учебное действие.
|
- Перед
нами острова. Вот остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях
этого острова? (Глаголы – это …)
- А вот
и жители острова. (Выглянул, верит, писать, думать, маленький, везти, плывём,
читал, ответит, испечь, строить, рисую, пели, дом, стричь, посмотрит,
нести.)
-
Проверьте, все ли они живут на острове Глаголов или есть жители с других
островов? Приземляемся на остров Глаголов. (Давайте жителей расселим в
домики.
В 1-й
домике - живут глаголы, обозначающие действие, произошедшее вчера.
Во 2-м
домике – глаголы, обозначающие действие, происходящее сейчас в данный момент.
В 3-й
домик заселим глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить в будущем
времени.
|
Отвечают
на поставленный вопрос. Выполняют задание . Предлагают варианты , выбирают
наиболее точный. (Нет, маленький,
красивая – это имя прилагательное, дом, руки – это имя существительное.)
|
СЛАЙД
6.
СЛАЙД
7.
|
3.
Выявление места и причины затруднения.
|
-Каким
глаголам вы не смогли помочь? Почему? (Думать, везти, испечь, строить,
стричь, нести.)
-
Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика,
который называется “Начальная форма глагола”. (появляется заголовок)
|
-
Не смогли поселить в домики, потому что не знаем правило.
|
СЛАЙД
8.
|
4.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
|
-
Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся
узнать? -
Чему будем учиться?
-
Как бы вы предложили сформулировать тему нашего урока?
-
Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые
знания? Что сделаем сначала? Что сделаем потом?
|
-
Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое начальная форма глагола
-
уметь находить глаголы, стоящие в начальной форме.
-образовывать
начальную форму глаголов
Подумать самому, посоветоваться с
одноклассниками, спросить у учителя, прочитать правило в учебнике или
словаре.
-
Сначала обсудим разные гипотезы в группах, а затем сверим их с правилом в
учебнике
И,
конечно, нам предстоит сделать ряд упражнений по теме урока.
|
Учитель
размещает на доске карточки с темой и задачами урока.
Карточки
с планом на доске.
|
5.
Реализация построенного проекта.
А)
Дискуссия в группах.
Б)
Знакомство с правилом в учебнике.
В)
Разрешение проблемной ситуации.
Г) Физминутка.
|
- 1
группа. Посмотрите можно ли по ним определить время, когда совершалось
действие? Вчера, сейчас, или оно совершится в ближайшее время?
Какой
вывод сделаем?
- 2
группа. Определите число этих глаголов? Какой вывод сделаем?
- 3
группа. Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите
его.
- 4
группа. Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что
делать? что сделать?)
-
Итак, посмотрите на домик и скажите, что такое начальная форма глагола?
- А теперь
проверьте, что записано в правиле на странице 11 ч.2 учебника.
(появляются
карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)
-
Почему на стенках домика появились карточки?
- Расскажите всё, что запомнили о
жителях домика под названием начальная форма?
В своих тетрадях
начальную форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.
Вернёмся
к нашему заданию.
-Кто
теперь сможет выполнить его? В какой домик заселили бы данные глаголы?
|
Объединяются
в группы. Обсуждают
различные гипотезы. Делают вывод.
Делятся
своим открытием с классом.
дети
говорят правило
(
нет времени)
(нет
числа)
(нет
рода)
Обсуждают
информацию в учебнике. Оценивают работу в группах.
Читает
1 ученик.
Предлагают
варианты
(Потому
что все глаголы в начальной форме оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются
красным цветом)
Делают
вывод.
(2-3
человека проговаривают правило)
Выполняют
упражнения под руководством учителя.
|
СЛАЙД
9.
Чтение
правила в учебнике на с.11
СЛАЙД
10.
|
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А)
Дидактическая игра « Телеграфист»
Б)
Работа в парах.
|
- Ребята, Умей-ка
хочет поиграть в телеграфиста и просит
заменить
каждое словосочетание глаголом в начальной форме.
Зарубить
на носу - …
Клевать
носом - …
Пропустить
мимо ушей - …
Вставлять
палки в колёса - …
Делать
из мухи слона - …
Обвести
вокруг пальца - …
Держать
язык за зубами – …
Бить
баклуши – …
Витать
в облаках – …
Водить
за нос – …
- У
жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают
над островом. Прочитайте.
- Что вы
можете сказать про эти глаголы?
-
Почему?
2)
Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.
- Что
надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы?
-
Запишите пословицы .
Умелые
руки … скуки.
(не)
знать
Без
дела … – небо … . жить коптить
Доброе
дело само себя … .
хвалить
|
Работа
в группе.
Коллективная
проверка.
(От
начальной формы образовать временные формы глагола)
Проверка
коллективно.
|
СЛАЙД
11.
СЛАЙД
12.
СЛАЙД 13.
(появляются
пословицы)
СЛАЙД
14.
|
7.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
|
-
Откройте учебник на с.12, найдите упр.7 Прочитайте задание. Как вы его
поняли? Что нужно сделать в этом упражнении?
|
Читают
задание, объясняют его смысл. Самостоятельно выполняют упражнение, опираясь
на правило в учебнике. Проверка фронтально с объяснением.
|
Запись
на доске:
с.12
упр. 7
|
8.
Включение в систему знаний и повторение.
|
Приступаем
к выполнению теста. Он поможет узнать, насколько вы были внимательны и
трудолюбивы на уроке
|
Выполняют
индивидуальные тесты.
Взаимопроверка
по ключу и критериям оценки с доски. Обсуждение верных ответов
|
критерии
оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более
ошибок.
|
9.
Домашнее задание.
|
- Ребята,
Умей-ка просит вас дома : подобрать 5 пословиц с глаголами в начальной
форме.
Выучить
правило на с.11.
|
Читают
и обсуждают задания к упражнению, делают запись в дневник.
|
СЛАЙД
16.
|
10.Рефлексия
учебной деятельности на уроке (итог).
|
-
Наш урок подходит к концу. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед нами
стояли? Все ли задачи удалось реализовать?
-
Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли
трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?
-
Давайте проверим, сможем ли переходить к следующему этапу изучения
глаголов или ещё нужно задержаться на теме сегодняшнего урока. Оцените свои
знания по теме урока при помощи цветовых сигналов. Красный – сам не смогу
верно найти и поставить глаголы в н.ф., нужна помощь; жёлтый – могут
возникнуть некоторые затруднения; зелёный – хорошо усвоил новое правило, сам
смогу его применить.
-
В качестве оценки за урок поставьте в дневник оценку за выполнение упражнения
в печатной тетради. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.
Спасибо за сотрудничество!
|
Повторяют
тему урока. Анализируют свою работу на уроке с позиции выполнения учебной
задачи.
Анализируют
личный вклад в каждый этап урока.
Оценивают
полученные знания и умения при помощи цветовых сигналов.
Обсуждают
результаты самооценки.
Выставляют
в дневники оценки за выполнение теста.
|
СЛАЙД
17.
СЛАЙД
18.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.