Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему " начальная форма глагола" ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему " начальная форма глагола" ( 2 класс)

Скачать материал

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Учимся определять начальную форму глагола»


Класс: 2 «А», МБОУ «СОШ № 15».
Программа: «Перспективная начальная школа».

Учитель: Землянская Н.Ф.
Технология: деятельностная.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Содержательная цель: формирование системы  языковых понятий через реализацию собственных наблюдений за неопределенной формой глагола, которая не изменяется по лицам, родам, числам и временам.

Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий  на  умение выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.                                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                                                          Задачи урока:

- Формирование представления о начальной форме глаголов; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения.

- Развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»; развитие умения слышать, видеть и  находить глаголы в начальной форме, уметь отличать их  от  временных форм глаголов.

- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:  учебник  «Русский язык» для 2 класса  (Чуракова Н.А. 2 ч) , тетради, карточки с планом урока, карточки с названием темы и цели урока,  индивидуальные тесты,  цветовые сигналы, карточки для работы в группах и в парах.

Формируемые УУД

      Личностные: освоение личностного смысла учения; 

      Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать;

      Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела:  планирование своей работы; анализ, сравнение, группировка различных объектов, фактов по теме «Глагол»;

      Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть  последствия коллективных решений.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)                                                                                                       2.  Актуализация и пробное учебное действие. (4 мин.)                                                                                                                           3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)                                                                                                                               4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (3 мин.)                                                                                               5. Реализация построенного проекта. (10 мин.)                                                                                                                                         6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 мин.)                                                                                             7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.)                                                                                                             8. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.)                                                                                                           9.Домашнее задание. (1 мин.)                                                                                                                                                                      10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)                                                                                  Продолжительность урока: 40 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок – 
Начинается урок. 
А теперь все повернитесь 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам. 
- Открываем тетрадки, записываем дату и название работы. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку. 
2) Каллиграфическая минутка

 - Начинаем наш урок с каллиграфической минутки. С какой целью мы её проводим? 
-К нам на урок пришёл человечек по имени  Умей-ка. Он  принёс нам новое правило и телеграмму

- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её.

- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов. Отправляемся на воздушном шаре.

 Настраиваются на работу.

 

 

 

Записывают в рабочих тетрадях дату

Дети отвечают:

( отрабатываем навык красивого письма) начальная форма

 

Дети читают. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 4.

 

 

 

СЛАЙД 5.

2Актуализация и пробное учебное действие.

- Перед  нами острова. Вот  остров  Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)

- А вот и жители  острова. (Выглянул, верит, писать, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, испечь, строить, рисую, пели,  дом, стричь, посмотрит, нести.)

- Проверьте, все ли они живут на острове Глаголов или есть жители с других островов? Приземляемся на остров Глаголов. (Давайте  жителей  расселим в домики.

 В 1-й домике - живут глаголы, обозначающие действие, произошедшее вчера.

 Во 2-м  домике – глаголы, обозначающие действие, происходящее сейчас в данный момент.

В 3-й домик заселим глаголы, обозначающие  действие, которое будет происходить в будущем времени.

 

Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют задание . Предлагают варианты , выбирают наиболее точный. (Нет, маленький, красивая – это имя прилагательное, дом, руки – это имя существительное.)

 

СЛАЙД 6.

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7.

3. Выявление места и причины затруднения.

-Каким глаголам вы не смогли помочь?    Почему? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)

- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Начальная  форма глагола”. (появляется заголовок)

 

- Не смогли  поселить в домики, потому что не знаем правило.

СЛАЙД 8.

 

 

 

 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся узнать?                                                                    - Чему будем учиться?

- Как бы вы предложили сформулировать тему нашего урока?

 

 

 

- Как нам выйти из затруднения?               Откуда можно получить новые знания? Что сделаем сначала? Что сделаем потом?

 

 

- Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое начальная форма глагола

- уметь находить глаголы, стоящие в  начальной форме.

 -образовывать  начальную форму глаголов

                                                           Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя,  прочитать правило в учебнике или словаре.

- Сначала обсудим разные гипотезы в группах, а затем сверим их с правилом в учебнике

И, конечно, нам предстоит сделать ряд  упражнений по теме урока.

 

 

Учитель размещает на доске карточки с темой и задачами урока.

 

 

 

 

 

Карточки с планом на доске.

5. Реализация построенного проекта.

А) Дискуссия в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Знакомство с правилом в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

В) Разрешение проблемной ситуации.

 

 

Г) Физминутка.

-  1 группа. Посмотрите  можно ли по ним определить время, когда совершалось действие? Вчера, сейчас, или оно совершится в ближайшее время?

 Какой вывод сделаем?

-  2 группа. Определите число этих глаголов? Какой вывод сделаем?

-  3 группа. Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его.

- 4 группа. Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)

- Итак, посмотрите на домик и скажите,  что такое начальная форма глагола?

- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 11 ч.2 учебника.

 

 

(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)

- Почему на стенках домика появились карточки?

- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием начальная форма?

В своих тетрадях начальную  форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.

 Вернёмся к нашему заданию.

 

 

 

-Кто теперь сможет выполнить его? В какой домик заселили бы данные глаголы?

 

Объединяются в группы. Обсуждают различные  гипотезы. Делают вывод.

Делятся своим открытием с классом.

 

дети говорят правило

( нет времени)

(нет числа)

(нет рода)

Обсуждают информацию в учебнике. Оценивают работу в группах.

Читает 1 ученик.

Предлагают варианты

(Потому что все глаголы  в начальной форме оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)

 

Делают вывод.

 

 

(2-3 человека проговаривают правило)

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения под руководством учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение правила в учебнике на с.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 10.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А) Дидактическая игра « Телеграфист»

 

 

 

 

 

 

Б) Работа в парах.

- Ребята, Умей-ка хочет поиграть в телеграфиста и   просит

 заменить каждое словосочетание глаголом в начальной  форме.

Зарубить на  носу - …

 Клевать носом - …

 Пропустить мимо ушей - …

 Вставлять палки в колёса - …

 Делать из мухи слона - …

 Обвести вокруг пальца - …

 Держать язык за зубами – …

 Бить баклуши – …

 Витать в облаках – …

 Водить за нос – …

 

 

 

- У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.

- Что вы можете сказать про эти глаголы?

 - Почему?

2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы. 

- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы?

 - Запишите пословицы .

Умелые руки … скуки.

   (не) знать

 Без дела … – небо    …    .                                                 жить        коптить

 

Доброе дело само себя    …   .                                                                                                                                              хвалить

 

Работа в группе.

Коллективная проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(От начальной формы образовать временные формы глагола)

 

 

 

 

 

Проверка коллективно.

 

 

СЛАЙД 11.

СЛАЙД 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 13.

 

 

(появляются пословицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 14.

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Откройте учебник на с.12, найдите упр.7 Прочитайте задание. Как вы его поняли? Что нужно сделать в этом упражнении?

Читают задание, объясняют его смысл. Самостоятельно выполняют упражнение, опираясь на правило в учебнике.  Проверка фронтально с объяснением.

Запись на доске:

с.12  упр. 7 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Приступаем к выполнению теста. Он поможет узнать, насколько вы были внимательны и трудолюбивы на уроке

 Выполняют индивидуальные тесты.

Взаимопроверка по ключу и критериям оценки с доски. Обсуждение верных ответов

критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок.

9. Домашнее задание.

- Ребята, Умей-ка просит вас дома  : подобрать 5 пословиц с глаголами в  начальной форме.

Выучить правило на с.11.

Читают и обсуждают  задания к упражнению, делают  запись в дневник.

СЛАЙД 16.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 

- Наш урок подходит к концу. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед нами стояли? Все ли задачи удалось реализовать?

- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?

- Давайте проверим, сможем ли   переходить  к следующему этапу изучения глаголов или ещё нужно задержаться на теме сегодняшнего урока. Оцените свои знания по теме урока при помощи цветовых сигналов. Красный – сам не смогу верно найти и поставить глаголы в н.ф., нужна помощь; жёлтый – могут возникнуть некоторые затруднения; зелёный – хорошо усвоил новое правило, сам смогу его применить.

- В качестве оценки за урок поставьте в дневник оценку за выполнение упражнения в печатной тетради.   Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!

Повторяют тему урока. Анализируют свою работу на уроке с позиции выполнения учебной задачи.

 

 

Анализируют личный вклад в каждый этап урока.

 

Оценивают полученные знания и умения при помощи цветовых сигналов.

Обсуждают результаты самооценки.

Выставляют в дневники оценки за выполнение теста.

 

СЛАЙД 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 18.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему " начальная форма глагола" ( 2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока:урок «открытия» нового знания.

Содержательная цель: формирование системы  языковых понятий через реализацию собственных наблюдений за неопределенной формой глагола, которая не изменяется по лицам, родам, числам и временам.

Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий  на  умение выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.                                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                                                          Задачи урока:

- Формирование представления о начальной форме глаголов; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения.

- Развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»; развитие умения слышать, видеть и  находить глаголы в начальной форме, уметь отличать их  от  временных форм глаголов.

- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:  учебник  «Русский язык» для 2 класса  (Чуракова Н.А. 2 ч) , тетради, карточки с планом урока, карточки с названием темы и цели урока,  индивидуальные тесты,  цветовые сигналы, карточки для работы в группах и в парах.

Формируемые УУД

      Личностные: освоение личностного смысла учения; 

      Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать;

      Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела:  планирование своей работы; анализ, сравнение, группировка различных объектов, фактов по теме «Глагол»;

 

      Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть  последствия коллективных решений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1001
    • DOCX 31.6 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Землянская Наталья Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Землянская Наталья Фёдоровна
    Землянская Наталья Фёдоровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 26017
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1485 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 763 человека

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 157 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек