Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему " начальная форма глагола" ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему " начальная форма глагола" ( 2 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Учимся определять начальную форму глагола»


Класс: 2 «А», МБОУ «СОШ № 15».
Программа: «Перспективная начальная школа».

Учитель: Землянская Н.Ф.
Технология: деятельностная.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Содержательная цель: формирование системы языковых понятий через реализацию собственных наблюдений за неопределенной формой глагола, которая не изменяется по лицам, родам, числам и временам.

Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий на умение выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.
Задачи урока:

- Формирование представления о начальной форме глаголов; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения.

- Развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»; развитие умения слышать, видеть и находить глаголы в начальной форме, уметь отличать их от временных форм глаголов.

- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:  учебник «Русский язык» для 2 класса (Чуракова Н.А. 2 ч) , тетради, карточки с планом урока, карточки с названием темы и цели урока, индивидуальные тесты, цветовые сигналы, карточки для работы в группах и в парах.

Формируемые УУД

  • Личностные: освоение личностного смысла учения;

  • Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать;

  • Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела: планирование своей работы; анализ, сравнение, группировка различных объектов, фактов по теме «Глагол»;

  • Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.) 2. Актуализация и пробное учебное действие. (4 мин.) 3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.) 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (3 мин.) 5. Реализация построенного проекта. (10 мин.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 мин.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.) 8. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.) 9.Домашнее задание. (1 мин.) 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.) Продолжительность урока: 40 минут.



























Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок – 
Начинается урок. 
А теперь все повернитесь 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам. 
- Открываем тетрадки, записываем дату и название работы. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку. 
2) Каллиграфическая минутка

- Начинаем наш урок с каллиграфической минутки. С какой целью мы её проводим? 
-К нам на урок пришёл человечек по имени Умей-ка. Он принёс нам новое правило и телеграмму

- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её.

- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов. Отправляемся на воздушном шаре.

Настраиваются на работу.







Записывают в рабочих тетрадях дату

Дети отвечают:

( отрабатываем навык красивого письма) начальная форма



Дети читают. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)















СЛАЙД 4.







СЛАЙД 5.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

- Перед нами острова. Вот остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)

- А вот и жители острова. (Выглянул, верит, писать, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, испечь, строить, рисую, пели, дом, стричь, посмотрит, нести.)

- Проверьте, все ли они живут на острове Глаголов или есть жители с других островов? Приземляемся на остров Глаголов. (Давайте жителей расселим в домики.

В 1-й домике - живут глаголы, обозначающие действие, произошедшее вчера.

Во 2-м домике – глаголы, обозначающие действие, происходящее сейчас в данный момент.

В 3-й домик заселим глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить в будущем времени.


Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют задание . Предлагают варианты , выбирают наиболее точный. (Нет, маленький, красивая – это имя прилагательное, дом, руки – это имя существительное.)


СЛАЙД 6.











СЛАЙД 7.

3. Выявление места и причины затруднения.

-Каким глаголам вы не смогли помочь? Почему? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)

- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Начальная форма глагола”. (появляется заголовок)


- Не смогли поселить в домики, потому что не знаем правило.

СЛАЙД 8.








4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся узнать? - Чему будем учиться?

- Как бы вы предложили сформулировать тему нашего урока?







- Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? Что сделаем сначала? Что сделаем потом?



- Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое начальная форма глагола

- уметь находить глаголы, стоящие в начальной форме.

-образовывать начальную форму глаголов

Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя, прочитать правило в учебнике или словаре.

- Сначала обсудим разные гипотезы в группах, а затем сверим их с правилом в учебнике

И, конечно, нам предстоит сделать ряд упражнений по теме урока.





Учитель размещает на доске карточки с темой и задачами урока.











Карточки с планом на доске.

5. Реализация построенного проекта.

А) Дискуссия в группах.

















Б) Знакомство с правилом в учебнике.















В) Разрешение проблемной ситуации.





Г) Физминутка.

- 1 группа. Посмотрите можно ли по ним определить время, когда совершалось действие? Вчера, сейчас, или оно совершится в ближайшее время?

Какой вывод сделаем?

- 2 группа. Определите число этих глаголов? Какой вывод сделаем?

- 3 группа. Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его.

- 4 группа. Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)

- Итак, посмотрите на домик и скажите, что такое начальная форма глагола?

- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 11 ч.2 учебника.





(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)

- Почему на стенках домика появились карточки?

- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием начальная форма?

В своих тетрадях начальную форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.

Вернёмся к нашему заданию.





-Кто теперь сможет выполнить его? В какой домик заселили бы данные глаголы?


Объединяются в группы. Обсуждают различные гипотезы. Делают вывод.

Делятся своим открытием с классом.



дети говорят правило

( нет времени)

(нет числа)

(нет рода)

Обсуждают информацию в учебнике. Оценивают работу в группах.

Читает 1 ученик.

Предлагают варианты

(Потому что все глаголы в начальной форме оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)



Делают вывод.





(2-3 человека проговаривают правило)















Выполняют упражнения под руководством учителя.
















СЛАЙД 9.





















Чтение правила в учебнике на с.11





















СЛАЙД 10.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А) Дидактическая игра « Телеграфист»













Б) Работа в парах.

- Ребята, Умей-ка хочет поиграть в телеграфиста и просит

заменить каждое словосочетание глаголом в начальной форме.

Зарубить на носу - …

Клевать носом - …

Пропустить мимо ушей - …

Вставлять палки в колёса - …

Делать из мухи слона - …

Обвести вокруг пальца - …

Держать язык за зубами – …

Бить баклуши – …

Витать в облаках – …

Водить за нос – …







- У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.

- Что вы можете сказать про эти глаголы?

- Почему?

2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.

- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы?

- Запишите пословицы .

Умелые руки … скуки.

(не) знать

Без дела … – небо … . жить коптить



Доброе дело само себя … . хвалить


Работа в группе.

Коллективная проверка.





















(От начальной формы образовать временные формы глагола)











Проверка коллективно.




СЛАЙД 11.

СЛАЙД 12.

















СЛАЙД 13.





(появляются пословицы)

















СЛАЙД 14.




7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Откройте учебник на с.12, найдите упр.7 Прочитайте задание. Как вы его поняли? Что нужно сделать в этом упражнении?

Читают задание, объясняют его смысл. Самостоятельно выполняют упражнение, опираясь на правило в учебнике. Проверка фронтально с объяснением.

Запись на доске:

с.12 упр. 7

8. Включение в систему знаний и повторение.

Приступаем к выполнению теста. Он поможет узнать, насколько вы были внимательны и трудолюбивы на уроке

Выполняют индивидуальные тесты.

Взаимопроверка по ключу и критериям оценки с доски. Обсуждение верных ответов

критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок.

9. Домашнее задание.

- Ребята, Умей-ка просит вас дома : подобрать 5 пословиц с глаголами в начальной форме.

Выучить правило на с.11.

Читают и обсуждают задания к упражнению, делают запись в дневник.

СЛАЙД 16.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


- Наш урок подходит к концу. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед нами стояли? Все ли задачи удалось реализовать?

- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?

- Давайте проверим, сможем ли переходить к следующему этапу изучения глаголов или ещё нужно задержаться на теме сегодняшнего урока. Оцените свои знания по теме урока при помощи цветовых сигналов. Красный – сам не смогу верно найти и поставить глаголы в н.ф., нужна помощь; жёлтый – могут возникнуть некоторые затруднения; зелёный – хорошо усвоил новое правило, сам смогу его применить.

- В качестве оценки за урок поставьте в дневник оценку за выполнение упражнения в печатной тетради. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!

Повторяют тему урока. Анализируют свою работу на уроке с позиции выполнения учебной задачи.





Анализируют личный вклад в каждый этап урока.



Оценивают полученные знания и умения при помощи цветовых сигналов.

Обсуждают результаты самооценки.

Выставляют в дневники оценки за выполнение теста.


СЛАЙД 17.























СЛАЙД 18.












Конспект урока по русскому языку на тему " начальная форма глагола" ( 2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока:урок «открытия» нового знания.

Содержательная цель: формирование системы  языковых понятий через реализацию собственных наблюдений за неопределенной формой глагола, которая не изменяется по лицам, родам, числам и временам.

Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий  на  умение выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.                                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                                                          Задачи урока:

- Формирование представления о начальной форме глаголов; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения.

- Развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»; развитие умения слышать, видеть и  находить глаголы в начальной форме, уметь отличать их  от  временных форм глаголов.

- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:  учебник  «Русский язык» для 2 класса  (Чуракова Н.А. 2 ч) , тетради, карточки с планом урока, карточки с названием темы и цели урока,  индивидуальные тесты,  цветовые сигналы, карточки для работы в группах и в парах.

Формируемые УУД

      Личностные: освоение личностного смысла учения; 

      Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать;

      Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела:  планирование своей работы; анализ, сравнение, группировка различных объектов, фактов по теме «Глагол»;

 

      Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть  последствия коллективных решений.

Автор Землянская Наталья Фёдоровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 51953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓