ПЛАН-КОНСПЕК УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2
КЛАССЕ
Тема: Наблюдение над ролью суффикса в
слове. Определение суффиксов.
Цели: -
обучающие
Познакомить учащихся с
новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
-развивающие
Развивать внимание, память, мышление
учащихся, обогащать словарный запас, формировать навыки грамотного и
каллиграфического письма.
-воспитательные
Воспитывать интерес и любовь к родному
языку, аккуратность, целеустремлённость.
Оборудование: четвёртый том
«Словаря русского языка»; карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Учитель: - Ребята, поприветствуйте
друг друга. Тихо садитесь.
(Учащиеся рассажены на 2 группы.)
- Урок русского языка. Откройте тетради, запишите число,
классная работа. Положите ручки.
2.
Повторение.
Учитель: - Ребята, я сейчас
прочитаю вам стихотворение Погореловского «Снежная сказка», а вы внимательно
послушайте.
Слайд 1
Проплясали
по снегам
Снежные
метели.
Снегири
снеговикам
Песню
просвистели.
У
заснеженной реки
В
снежном переулке
Звонко
носятся снежки,
Режут
снег снегурки.
Учитель: - Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз это
стихотворение, а вы попробуйте найти в нём однокоренные слова. Итак, слушайте внимательно.
(Учитель читает
стихотворение.)
Учитель: - Назовите
однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради.
Слайд 2
-
На слайде записаны все однокоренные слова, встречающиеся в этом стихотворении (снегам,
снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки).
-
Почему мы называем эти слова однокоренными? Что такое корень? Выделим корень у
данных слов (один из учащихся класса выполняет работу у доски).
Слайд 3
- Работа со
словарём.
Учитель: - Прочитайте ещё раз эти слова. Все ли слова вам понятны?
- А
«снегурки» что такое?
-
Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть значение
этого слова в толковом словаре.)
- Слово «снегурки» встречается не во всех словарях. Толкование слова
«снегурки» я нашла в четвёртом томе «Словаря русского языка». У каждой группы
на столах лежит этот словарь. Найдите словарную статью о слове «снегурки».
(Учащиеся находят
в словаре, что снегурки это то же самое, что и снегурочки.)
-
Ребята, теперь нам понятно значение слова «снегурки»? (Нет.) Как вы
думаете, что необходимо нам сделать? (Нужно посмотреть значение слова
«снегурочки».)
Найдите значение этого слова. Прочитайте вслух. (Один из учащихся зачитывает
значение слова «снегурочки:)
Слайд 4
- Посмотрите, как выглядели эти коньки. На таких коньках катались ваши
прабабушки и прадедушки.
- Формирование
проблемы, планирование деятельности.
Учитель: - А теперь ещё раз
посмотрите на однокоренные слова из стихотворения «Снежная сказка» и назовите
слово, которое отвечает на вопрос кто? и стоит во мн.ч.
(Снегири.) Поставьте его в
ед.ч.
С Н Е Г И
Р Ь
-
Если снегирь очень маленький, каким мы его видим? Как назовём?
С Н Е Г И Р Ё К
- Если мы посмотрим на снегиря через увеличительное стекло,
каким мы его увидим? Как назовём?
С Н Е Г И Р И Щ Е
Слайд 5
- Было
слово «снегирь», а получилось «снегирёк», «снегирище». Как получили эти слова? (С
помощью суффиксов -ёк, -ищ-.) Суффиксы -ёк, -ищ- в словах «снегирёк»,
«снегирище» выделяю с помощью значка (учитель выделяет суффиксы в словах
на карточках).
- Ребята, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на
уроке?
- Сегодня на уроке русского языка мы будем расширять свои
знания о суффиксе.
Слайд 6
- Открытие новых
знаний.
Учитель: - Нам предстоит
ответить на вопросы
1.
Что такое суффикс?
2.
Где стоит суффикс в слове?
3.
Для чего нужен суффикс?
•
Работа по учебнику. Стр. 90. Упр.125. Прочитайте
слова. Спишите. Выделите суффикс.
Галчонок,
мышонок, волчонок, котёнок.
•
Чем похожи эти слова?
•
Выделите суффикс.
•
Что такое суффикс? Где он стоит? Для чего служит?
Слайд 7
•
Сравните свой вывод с выводами авторов учебника.
Стр.90.
6. Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились,
ну-ка, ну-ка!
Распрямились,
потянулись,
А
теперь назад прогнулись.
Разминаем
руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
- Работа по группам. Задание каждой
группе. Составить слова, пронаблюдать, как изменилось значение слова?
Карточки со словами.
1 группа 2 группа
стол
нос
арбуз
хвост
мост
ИК дом ИЩ
зуб
ус
1 группа 2 группа
зима кот
УШК
ОНОК
дядя лось
или или
горе мышь
ЮШК ЁНОК
Иван лиса
Слайд 8
Предполагаемая речь ученика при проверке
задания.
У нас были слова … .
Мы добавляли к ним суффикс(ы) … .
У нас получились слова … .
Мы решили, что суффикс(ы)
- ик :
уменьшает размер предмета;
- ищ:
увеличивает размер предмета;
- ушк,
юшк: помогают называть предмет ласково;
- онок,
ёнок: образуют названия детёнышей.
8. Развиваем умения
Учитель: - Чтобы речь была
богатой, нужно умело использовать суффиксы.
Слайд 9
Вова
Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?
Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра
гостят у бабушки в деревне.
-
Прочитайте предложение. Оно вам понравилось? Подумайте, что бы вы хотели изменить.
А теперь запишите предложение так, как считаете правильным.
-
Прочитайте предложения, которые получились у вас.
- Какую
часть в словах вы изменяли, чтобы предложение стало красивым?
Проверяем себя.
Слайд 10
•
Соедините слово и суффикс . Затем укажите рядом с
цифрой нужную букву.
Слайд 11 Проверка
- Рефлексия. Итог урока.
Учитель:
- Чему учились на
уроке.
- Что такое
суффикс?
- Что ещё вы о нём
узнали?
- Какую роль играют
суффиксы в словообразовании?
-Кто остался
доволен своей работой?
-За что вы можете
себя похвалить?
-Что нужно
сделать, чтобы вам на уроке было интересно работать?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.