Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему " Наблюдение над ролью суффикса в слове" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему " Наблюдение над ролью суффикса в слове" 2 класс

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕК УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2  КЛАССЕ

 

 

Тема: Наблюдение над ролью  суффикса в слове. Определение суффиксов.

 

Цели: - обучающие

              Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

-развивающие

   Развивать внимание, память, мышление учащихся,  обогащать  словарный запас,        формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

-воспитательные

  Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность,      целеустремлённость.

Оборудование:  четвёртый том «Словаря русского языка»;  карточки с заданиями для групповой работы.

 

 

Ход урока.

 

1.        Организационный момент.

Учитель:   - Ребята, поприветствуйте друг друга. Тихо садитесь.

 (Учащиеся  рассажены на 2  группы.)

- Урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Положите ручки.

2.        Повторение.

Учитель:   - Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение Погореловского «Снежная сказка»,  а вы внимательно послушайте.

     Слайд 1

                                               Проплясали по снегам

                                               Снежные метели.

                                               Снегири снеговикам

                                               Песню просвистели.

                                               У заснеженной реки

                                               В снежном переулке

                                               Звонко носятся снежки,

                                               Режут снег снегурки.

 

Учитель:  - Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз это стихотворение, а вы попробуйте найти в нём однокоренные слова. Итак, слушайте     внимательно.

(Учитель читает стихотворение.)

Учитель: - Назовите однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради.

   Слайд 2

- На слайде записаны все однокоренные слова, встречающиеся в этом стихотворении (снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки).

- Почему мы называем эти слова однокоренными? Что такое корень? Выделим корень у данных слов (один из учащихся класса выполняет работу у доски).

Слайд 3

  1. Работа со словарём.

Учитель:  - Прочитайте ещё раз эти слова. Все ли слова вам понятны?

                 - А «снегурки» что такое?

                  - Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть    значение этого слова в толковом словаре.)

      - Слово «снегурки» встречается не во всех словарях. Толкование слова «снегурки»   я нашла в четвёртом томе «Словаря русского языка». У каждой группы на столах  лежит этот словарь. Найдите словарную статью о слове «снегурки».

(Учащиеся находят в словаре, что снегурки это то же самое, что и снегурочки.)

- Ребята, теперь нам понятно значение слова «снегурки»? (Нет.) Как вы думаете,       что необходимо нам сделать? (Нужно посмотреть значение слова «снегурочки».)

               Найдите значение этого слова. Прочитайте вслух. (Один из учащихся зачитывает значение слова «снегурочки:)

Слайд 4

   - Посмотрите, как выглядели эти коньки. На таких коньках катались ваши прабабушки и прадедушки.

 

  1. Формирование проблемы, планирование деятельности.

 

Учитель:  - А теперь ещё раз посмотрите на однокоренные слова из стихотворения «Снежная сказка» и назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? и стоит во мн.ч.  

(Снегири.) Поставьте его в ед.ч.

                                            С Н Е Г И Р Ь             

 

- Если снегирь очень маленький, каким  мы его видим? Как назовём?

                                       С Н Е Г И Р Ё К

 

- Если мы посмотрим на снегиря через увеличительное стекло, каким мы его увидим? Как назовём?

                                      С Н Е Г И Р И Щ Е

Слайд 5

 

- Было слово «снегирь», а получилось «снегирёк», «снегирище». Как получили эти слова? (С помощью суффиксов -ёк, -ищ-.) Суффиксы -ёк, -ищ- в словах «снегирёк», «снегирище» выделяю с помощью значка        (учитель выделяет суффиксы в словах на карточках).

- Ребята, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке русского языка мы будем расширять свои знания о суффиксе.

Слайд 6

  1. Открытие новых знаний.

Учитель: - Нам предстоит ответить на вопросы

1.      Что такое суффикс?

2.      Где стоит суффикс в слове?

3.      Для чего нужен суффикс?

 

 

 

         Работа по учебнику. Стр. 90. Упр.125. Прочитайте слова. Спишите. Выделите суффикс.

      Галчонок, мышонок, волчонок, котёнок.

  

         Чем похожи эти слова?

         Выделите суффикс.

         Что такое суффикс? Где он стоит? Для чего служит?

 

Слайд 7

 

         Сравните свой вывод с выводами авторов учебника. Стр.90.

 

 

  6. Физминутка

                                               Вновь у нас физкультминутка,

                                               Наклонились, ну-ка, ну-ка!

                                               Распрямились, потянулись,

                                               А теперь назад прогнулись.

                                               Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

 

                                                                                                                     

 

  1. Работа по группам. Задание каждой группе.   Составить слова, пронаблюдать, как изменилось значение слова?

 

Карточки со словами.

 

    1 группа                             2 группа                                            

            стол                                     нос                                                       

           

арбуз                                   хвост                                          

            мост       ИК            дом             ИЩ                       

 

            зуб                                      ус                                                

 

 

 

 

                                    1 группа                                 2 группа

                        зима                                                   кот

                                       УШК                       ОНОК

           дядя                                                       лось         

                                  или                                                      или

            горе                                                    мышь

                 ЮШК                     ЁНОК

            Иван                                                  лиса

 

 

Слайд 8

 

Предполагаемая речь ученика при проверке задания.

            У нас были слова … .

            Мы добавляли к ним суффикс(ы) … .

            У нас получились слова … .

            Мы решили, что суффикс(ы)

                                    - ик : уменьшает размер предмета;

                                    - ищ: увеличивает размер предмета;

                                    - ушк, юшк: помогают называть предмет ласково;

                                    - онок, ёнок: образуют названия детёнышей.

 

      8. Развиваем умения

  

Учитель: - Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

 

Слайд 9

                Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?

                Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне.

               - Прочитайте предложение. Оно вам понравилось? Подумайте, что бы вы хотели   изменить. А теперь запишите предложение так, как считаете правильным.

              - Прочитайте предложения, которые получились у вас.

              - Какую часть в словах вы изменяли, чтобы предложение стало красивым?

 

Проверяем себя.

 

Слайд 10

 

         Соедините слово и суффикс . Затем укажите рядом с цифрой нужную букву.

 

Слайд 11             Проверка

 

 

  1. Рефлексия. Итог урока.

 

Учитель:

- Чему учились на уроке.

- Что такое суффикс?

- Что ещё вы о нём узнали?

- Какую роль играют суффиксы в словообразовании?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?

-Что  нужно сделать, чтобы вам на уроке было интересно работать? 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему " Наблюдение над ролью суффикса в слове" 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

2 класс. Программа «Школа 2100»

 Тема: «Наблюдение над ролью  суффикса в слове.   Определение суффиксов».

    Данный урок является изучения новой темы по теме «Наблюдение над ролью  суффикса в слове. Определение суффиксов».

   Целью урока является познакомить учащихся с новой частью слова – суффиксом. Учить находить его в словах. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 673
    • DOCX 62 кбайт
    • 49 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Преснецова Альфия Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Преснецова Альфия Дмитриевна
    Преснецова Альфия Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14563
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 834 человека

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Здоровый образ жизни и основы физической культуры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек