Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (8 класс)

Конспект урока развития речи в 8 классе по сингапурской системе.

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока: Обучающие:

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

- систематизировать собранный материал;

- формировать навыки самоконтроля;

- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

Воспитывающие: - воспитать самостоятельность;

- творческую активность;

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие: - развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)

Ход урока

1. Организационный этап. (30 сек)

Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).

- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны- март.

2. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Загадки

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья. (Весна.)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна.)

Пословицы и поговорки

  • Весна днём красна.

  • Апрель с водой, а май с травой.

  • В марте курица из лужицы напьётся.

  • Весна да осень – на дню погод восемь.

  • Весна – зажги снега, заиграй овражки.

  • Весна красна цветами, а осень пирогами.

  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

Стихотворения. Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится…», «Ещё земли печален вид…», А.Н. Майкова «Ласточка примчалась из-за бела моря…»Вероники Тушновой.

3. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)

- Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).
Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др

- Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/

- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/



- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?

Айвазовский Иван Константинович 
Бенуа Александр Николаевич 
Куинджи Архип Иванович 
Левитан Исаак Ильич 
Рерих Николай Константинович 
Шишкин Иван Иванович 
Юон Константин Фёдорович

4. Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника К.Ф.Юона. ( 8 мин.)

Константин Фёдорович - русский живописец и график, театральный декоратор, педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, затем в мастерской В. А. Серова (1898—99).

Посетил Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Францию, неоднократно путешествовал по древним русским городам. Один из организаторов Союза русских художников (1903—23), член художественного объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (с 1925 г.). Совместно с И. О. Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900—17). Преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1939—40), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952—55). Был главным художником Малого театра (1945—47). Народный художник СССР (1950). 
Юон – мастер лирического пейзажа. В основе его живописного метода – работа на 
пленэре, увлечение импрессионизмом («Голубой куст», 1907). В картинах художника предстаёт образ России, в которой существуют в гармонии город и деревня, старина и современность.

Юон пишет сияющий радостными, звонкими красками мир русской провинции – раздолье русской природы, стены и башни монастырей, белокаменные соборы с золотыми куполами, деревенские домики. На фоне голубого неба, часто занимающего большую часть пространства, на улицах и площадях кипит оживлённая, праздничная жизнь: несутся повозки, спешат по делам или неспешно прогуливаются люди в ярких одеждах.

Художник особенно любил писать Троице-Сергиеву лавру («К Троице», 1903; «Троицкая лавра зимой», 1910; «Купола и ласточки», 1921, ГТГ) и подмосковное село Лигачёво, где встретил свою будущую жену, крестьянку Клавдию, и вспоследствии поселился.

В картине «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915) ощущается морозный воздух, пронзительная голубизна неба и снега. Заходящее солнце «зажигает» золотыми красками стволы деревьев. 
После Октябрьской революции создал аллегорическую картину «Новая планета» (1921), в которой представлено тревожное утро рождения нового мира. В 1920– 30-х г. создавал историко-революционные и бытовые картины («Вузовцы», 1929; «Утро индустриальной Москвы», «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»; обе – 1949), продолжал создавать лирические пейзажи («Русская зима. Лигачёво», 1947). театрах, создал серию портретов писателей, учёных, актёров («Портрет В. Н. Пашенной», 1945). Учениками Юона были В. И. 
Мухина, В. А. Ватагин, А. В. Куприн, С. Ю. Судейкин, В. А. Фаворский и многие др. художники.

5.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН«подумай- запиши-обсуди в команде» Ученики обдумывают ответ на вопрос ,записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)

Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Беседа по картине

Ответьте письменно на следующие вопросы:

1) Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?

2) Что видите вы на переднем плане картины?

3) Какое сочетание красок использует автор?

4) Какие детали организуют композицию картины?

5) С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка?

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 мин.)



7.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)



I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.

II Сюжет картины «Мартовское солнце».

А) Приметы ранней весны, отраженные в пейзаже.

Б) Передний план картины.

В) Сочетание красок, используемое автором.

Г) Детали, организующие композицию картины.

Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.

III. Настроение, вызванное картиной



8. СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

А) Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.



Жанровая сценка

Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка

Снег в марте

Подтаял, потемнел, осел

Небо

Голубое, ясное, высокое, лазоревое, светло-синее, лазурное

Солнце

Льёт свое тепло, играет на снегу

Воздух

прозрачный

Деревья

Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, березы стройные, статные.



Б) Какие слова называются синонимами?

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.

В) Работа над третьей частью упражнения № 239.

Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.

На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.

9.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ . ( 2 мин.)

1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)

11.РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА. ( 2 мин.)

Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке. оценки.



Конспект урока по русскому языку на тему «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока развития речи в 8 классе по сингапурской системе.

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока: Обучающие:

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

- систематизировать собранный материал;

- формировать навыки самоконтроля;

- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

Воспитывающие: - воспитать самостоятельность;

- творческую активность;

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие: - развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

 

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала (урок развития речи)

Автор Гимазова Файруза Рашитовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1699
Номер материала 28012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓