Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Обучение пересказу по картинкам" (7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока по русскому языку на тему "Обучение пересказу по картинкам" (7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Нескучные уроки

j0409270[2]j0409270[2]

Предмет: письмо и развитие речи

Тема: «Обучение пересказу по картинкам»










Тип урока: интегрированный (занятие логопеда и урок письма и развития речи)

Цель: Формировать умение пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Учить детей находить главную мысль рассказа.

- Формировать навыки четкого определения частей в рассказе, составления его плана по сюжетным картинкам.

- Формировать умение кратко пересказывать текст, опираясь на план, записывать текст в виде изложения.

  1. Коррекционно-развивающие:

- Коррегировать устойчивое внимание путем воспроизведения прослушанного текста.

- Коррекция и развитие связной устной и письменной речи.

- Коррекция и развитие памяти.

- Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

- Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление логической и причинно-следственной связи)hello_html_m50b0e69.png



hello_html_757ef58a.jpg









Бутерина Л.И., учитель русского языка и литературы






- Коррекция и развитие личностных качеств обучающихся (самоконтроль, усидчивость и выдержка)

3. Воспитательные:

- На примере рассказа воспитывать у детей целеустремленность, храбрость, умение сопереживать и действовать быстро, согласно сложившейся ситуации.

- На примере рассказа воспитывать у детей целеустремленность, храбрость, умение сопереживать и действовать быстро, согласно сложившейся ситуации.

Оборудование: сюжетные картинки (зимний лес, лосиха с лосенком, волки, сторожка, сторожка с сыном лесника Митей), индивидуальные конверты с сюжетными картинками, разрезанный текст, презентация, компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Учитель-логопед)

Вводная беседа

-Ребята, какое сейчас время года? (зима)

СЛАЙД 1



- Что происходит с природой зимой? (становится холодно, падает снег)

- Какую мы видим зиму на слайде? (снежную, холодную)

- Красивая зима на слайде? (да, очень)

- Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картинкам, а события будут происходить в зимнем лесу.



  1. Основная часть



А) Чтение рассказа «Митины друзья»



- Рассказ называется «Митины друзья». Послушайте текст и внимательно следите за тем, что будет происходить на экране.

(учитель-логопед читает текст «Митины друзья», по ходу рассказа на экране появляются сюжетные картинки, отображающие последовательность происходящих событий)

Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосенком ночевали в густом ельнике.

СЛАЙД 2

hello_html_37733ee3.png

Вдруг лосиха насторожилась. Серое пятно мелькнуло среди деревьев. Лоси помчались прочь.

СЛАЙД 3

hello_html_m5bdfffdb.png

Следом за ними гнались волки. С каждой минутой звери все ближе и ближе.

Лосиха подбежала к сторожке и стала у ворот.

СЛАЙД 4

hello_html_54406cea.png

Сын лесника Митя бросился к воротам. Мальчик испугался, когда увидел волков. Но он схватил лопату и бросился на них.

СЛАЙД 5



hello_html_m35f615be.png

Мальчик отогнал волков. Лоси спасены. СЛАЙД 6

hello_html_1789ccdb.png













Б) Работа с раздаточным материалом СЛАЙД 7

hello_html_m50b0e69.png

















- Давайте вспомним события, происходящие в рассказе, и попробуем четко и ясно установить последовательность этих событий.

(обучающиеся достают содержимое конвертов с сюжетными картинками и раскладывают в той последовательности, в какой они появляются в рассказе) hello_html_7ef91a1.png

СЛАЙД 8















В) Деление рассказа на части



(учитель читает рассказ еще раз, ученики определяют конец каждой части, выделяя главные события)

- Сколько частей получилось в рассказе? (шесть)

Г) Словарная работа

(учитель демонстрирует детям слова, на которые следует опираться при составлении пересказа, хоровое чтение слов)

ДЕКАБРЬСКАЯ СТУЖА

- Каким правилом воспользуемся, чтобы записать слово? (непроверяемые гласные в корне слова, словарное)



ЛОСИХА, ЛОСЕНОК

Как объяснить написание О в корнях этих слов? (проверяемая гласная, проверочное слово ЛОСЬ)



ПЯТНО

Что нужно сделать, чтобы написать это слово правильно? (подобрать проверочное слово-пятна)



ПРОЧЬ

Это наречие, мы с этой частью речи ещё не знакомились, поэтому его нужно вам запомнить.



СТОРОЖКА

Объясните написание этого слова (О – проверяемая - сторож, Ж - проверяемая- сторожить)

ЛЕСНИК

Как проверить это слово? (лес)



ОТОГНАЛ

В этом слове приставку ото- нужно запомнить.



СПАСЕНЫ

- Почему в данном слове в корне А? (проверочное слово - спас)



Д) Озаглавливание каждой части



(на доске появляются сюжетные картинки, вносящие ясность в последовательность событий)



(учитель обращает внимание детей на то, что получился план рассказа в картинках, и предлагает озаглавить каждую часть, используя эти картинки)



- С чего начались события?

- Что самое главное в первой части?

(Ночевка в густом осиннике)

- Как вы думаете, почему лосиха, дикий

зверь, побежала к сторожке, к людям?

(За помощью)

- Кто бросился на помощь?

(Сын лесника Митя)

- Чем заканчивается история?

(Лоси спасены)

- Что заметила лосиха? Как она отреагировала?

(Лосиха насторожилась)

- Почему лоси помчались прочь? Кто за ними гнался?

(Волки)

- Куда прибежала лосиха?

(К сторожке)

- Как вы думаете, почему лосиха, дикий зверь, побежала к сторожке, к людям?

(за помощью)

- Кто бросился на помощь?

(Сын лесника Митя)

- Чем заканчивается история?

(Лоси спасены)



Е) ФИЗМИНУТКА



Ж) Краткий пересказ рассказа по плану



- Ребята, а сейчас я предлагаю вам коротко пересказать рассказ по получившемуся плану. При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.

(уч-ся составляют рассказ по картинкам)

Е) Работа с разрезанным текстом

(на партах у детей цветные конверты с разрезанным на части текстом)

- Разложите, пожалуйста, части рассказа под соответствующими им картинками и пронумеруйте их по порядку.

З) Запись текста

- У вас получился рассказ по картинкам. Теперь мы его запишем в тетрадь. Напишите число «…» и название рассказа «Митины друзья». Каждая часть получившегося рассказа – это абзац. Сколько получится абзацев? (6). Правильно, шесть, столько же, сколько пунктов в плане на доске.

3. Итог урока

СЛАЙД 9

hello_html_m50b0e69.png















- Мы сегодня на уроке учились четко передавать главные события рассказа. Как вы думаете, важно ли четко и ясно излагать свои мысли при рассказывании? Почему?



(ответы детей)



9.Оценивание работы детей на уроке



10. Домашнее задание:

составить устно рассказ о зиме в нашем городе























































































































































































Конспект урока по русскому языку на тему "Обучение пересказу по картинкам" (7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок письма и развития речи для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида является интегрированным.

Тип урока: интегрированный (занятие логопеда и урок письма и развития речи)

Цель: Формировать умение пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки.                                                     

Задачи:

1.                 Образовательные:

-  Учить детей находить главную мысль рассказа.

 - Формировать навыки четкого определения частей в рассказе, составления его плана по   сюжетным картинкам.

 - Формировать умение кратко пересказывать текст, опираясь на план, записывать текст в виде   изложения.

2.      Коррекционно-развивающие:

-  Коррегировать устойчивое внимание путем воспроизведения прослушанного текста.

-  Коррекция и развитие связной устной и письменной речи.

-  Коррекция и развитие памяти.

-  Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.


-  Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление логической и причинно-следственной связи)

 Коррекция и развитие личностных качеств обучающихся (самоконтроль, усидчивость и выдержка)

3. Воспитательные:      

-  На примере рассказа воспитывать у детей целеустремленность, храбрость, умение сопереживать и  действовать быстро, согласно сложившейся ситуации.

 -  На примере рассказа воспитывать у детей целеустремленность, храбрость, умение сопереживать и  действовать быстро, согласно сложившейся ситуации.

Оборудование:  сюжетные картинки (зимний лес, лосиха с лосенком, волки, сторожка, сторожка с сыном лесника Митей), индивидуальные конверты с сюжетными картинками, разрезанный текст, презентация, компьютер, мультимедийная установка. Использован текст Г.Скребицкого "Митины друзья". 

Презентацию можно восстановить по картинкам в конспекте.

Автор Бутерина Лариса Ивановна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2369
Номер материала 1665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы