Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?»

Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?»

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: «Что такое однозначные и многозначные слова?»

Цели:

  1. Познакомить с понятием многозначные слова;

  2. Развивать речь, пополнять словарный запас;

  3. Воспитать аккуратность, усидчивость.

Межпредметные связи: чтение, письмо, окружающий мир.

Оборудование:

Для учителя Для учащихся

- учебник - учебник

- ТПО - ТПО

- диск

Методы и приемы:

  1. Словесные: объяснение, беседа;

  2. Наглядные: демонстрация, показ;

  3. Практические: аналитико – синтетические упражнения.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Минутка каллиграфии

  3. Орфографическая минутка

  4. Самоопределение к деятельности

  5. Работа по теме урока

  6. Физкультминутка

  7. Словарная работа

  8. Закрепление изученного материала

  9. Подведение итогов урока

  10. Домашнее задание







Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



- Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.



«Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».



- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?



- Правильно. А еще правильно и красиво писать.

А для этого проведем минутку каллиграфии.



Минутка каллиграфии.



- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои

пальчики.



(Пальчиковая гимнастика)



- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:



Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!



(Обратить внимание на правильность посадки).



- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?



Орфографическая минутка.



- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетание ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

  • Прибор для измерения времени

  • Кислое травянистое растение

  • Хищная речная рыба

  • Очень мало

  • То же самое, что еда



- Подчеркните в словах орфограмму.





- Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова?



- Составьте предложения с одним из слов.





Самоопределение к деятельности



- Послушайте стихотворение Андрея Усачева. Как назовете это стихотворение?



Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь носуха,

У носухи нос до уха.

А огромный носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки пятачком.

Но и свинка, и матрос

Вытирать должны свой нос!



- Как озаглавите стихотворение?



- О каких носах говорится в тексте?







- Сегодня мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений.



Работа по теме урока.



- Откройте учебник на странице 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на этом уроке.



- Упражнение 58 на с.47

Задание: Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

  1. Швейные иглы

  2. Иглы сосны.

  3. Иглы у ежа

  4. Соломенная шляпка

  5. Шляпка гриба

  6. Шляпка гвоздя.



- Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.

- Чем похожи все иголки?

- Почему эти разные предметы имеют одинаковое название?

- Чем похожи все шляпы?





- Почему эти разные предметы названы одинаково?

- Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные?

- А какие слова называются многозначными?



- Составьте предложение с любым из этих слов.



Физкультминутка



Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят, ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети кладут руки ладошками на парту и изображают прыжки лягушек.)

Пальцы в парту упираем,

Потихоньку нажимаем.

Если же сильней нажмем.

Дырку в парте мы проткнем.

(Дети ставят на парту подушечки пальцев, нажимают ими на парту.)



Словарная работа.

(на разворотной доске написано слово

д

о

р

о

г

а

)

- Еще мы сегодня ребята научимся писать новое слово. Оно словарное.

Для этого отгадайте загадку

Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? …



- Прочитайте слово орфографически



- Прочитайте целиком



- Прочитайте с ударением



- Правописание этого слова надо запомнить, в нем есть безударные гласные о, а.



- Ребята, что такое дорога?



- Правильно, дорога - Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, , грунтовая, просёлочная дорога. (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами)



- Запишите слово, не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.



- Давайте подберем однокоренные слова к слову – дорога.

Дорожка – дороженька – дорожный – дорожник – бездорожье – подорожник – железнодорожный – железнодорожник.



- А теперь давайте составим предложение с любым из этих слов.









Закрепление изученного материала.



(Работа в парах)



-Упражнение 59 на с.48

- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

- Почему слова так называются – многозначные и однозначные?

- Объясните значение любого многозначного слова из упражнения.





































Упражнение 60 на с.48

Прочитайте стихотворение



Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку. бегущую рядом,

И шляпах, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круге

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синее выси над нами…

В. Остен



- Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте?

- Какие это значения?



- Как вы понимаете значение этих слов?









- Скажите, а слово дорога многозначное или однозначное?



Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?





- Что такое однозначные, а что такое многозначные?



- Для чего в речи нужны многозначные слова?



Домашнее задание

Выполнить упр. 61 на с.49

ТПО с.17 упр. 32.

Выписать 5 многозначных слов, используя толковый словарь.

Приветствие

































(Правильно и красиво говорить, …)







































Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!









с в___________________________















  • Часы

  • Щавель

  • Щука

  • Чуть - чуть

  • Пища



Учащиеся подчеркивают в словах орфограмму ча-ща, чу-щу.



Сочетания ЧА-ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ-ЩУ пишу с буквой У.



Я купил наручные часы. До назначенного пункта осталось еще чуть-чуть.







- слушают стихотворение

































«Разные носы», «Нос»



Нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.















Что такое однозначные и многозначные слова.

























Выполняют задание.



Они острые и тонкие, могут уколоть.

Они похожи по внешнему виду.



Они круглой формы и находятся на верху предмета.



Похожи по внешнему виду.



Многозначные



Слова, у которых несколько лексических значений.



Дорога была длинной, а большая шляпа спасала меня от дождя.







Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят, ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети кладут руки ладошками на парту и изображают прыжки лягушек.)

Пальцы в парту упираем,

Потихоньку нажимаем.

Если же сильней нажмем.

Дырку в парте мы проткнем.

(Дети ставят на парту подушечки пальцев, нажимают ими на парту.)



















Дорога











До\ро\га



дорога



доро’га











Путь передвижения для людей.



















- Записывают слово, ставят ударение и подчеркивают безударную гласную.





Записывают все слова в тетрадь.













Из-за бездорожья не пройти, ни проехать. Дорогой идёшь, и то спотыкаешься. Пословицу сказал - дорогу указал. Дорога, ведущая к счастью.















- выполняют данное упражнение самостоятельно.



Одни слова имеют много значений, а другие – одно значение.

Звезда:

  1. Небесное тело

  2. Знаменитость (звезда эстрады)

  3. Фигура (пятиконечная звезда)

  4. Название морского животного (морская звезда).

Игла:

  1. Швейная принадлежность

  2. Любой предмет формы иглы и острый

  3. острый шпиль здания

Язык:

  1. Орган во рту

  2. Металлический стержень в колоколе

  3. Все, что имеет форму языка (язык пламени)

  4. Система звуков, слов, правил (Русский язык)









Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку. бегущую рядом,

И шляпах, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круге

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синее выси над нами…

В. Остен



Семь



Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.

Автострада (автомагистраль), автомобильная дорога, обычно большой протяженности. Шлях степная дорога в районе южных границ.



Многозначное, значений много.







Слова бывают однозначные и многозначные.



Однозначные – это одно лексическое значение. Многозначные – два и более лексических значения.

Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.





Записывают домашнее задание.



Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: «Что такое однозначные и многозначные слова?»

Цели:

  • Познакомить с понятием многозначные слова;
  •  Развивать речь, пополнять словарный запас;
  • Воспитать аккуратность, усидчивость.                        

 

Методы и приемы:

1.     Словесные: объяснение, беседа;

2.     Наглядные: демонстрация, показ;

3.     Практические: аналитико – синтетические упражнения.

 

Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

 

Автор Кудрявцева Юлия Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1841
Номер материала 23592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓