Урок русского языка в 3 классе «
Правописание ь и ъ знаков в словах». Программа 2100
Цель:
обобщить знания о разделительных ь и ъ знаках, закрепить знания о правописании
ь и ъ знаков в словах ; отрабатывать навыки выделения орфограмм.
Оборудование: проектор, ноутбук ,презентация,
толковые словари С.Ожегова, В.Даля.
Ход
урока.
1.Оргмомент.
Слайд 1.
Ребята, сегодня у нас интересный урок.
Настроимся отвечать правильно,
обдумывая, доказывая сказанное. Мысленно
пожелайте себе успехов и своим одноклассникам.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
Уч.:
– Какое слово лишнее?
Д.:
– Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные – с твердого.
Выпь – односложное слово, остальные – двусложные.
Уч.:
– Что общего во всех этих словах?
Д.:
– Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный
звук.
Уч.:
– Какую закономерность заметили во всех словах?
Д.:
– Во всех словах букв больше,
чем звуков. Мягкий знак не обозначает
звука.
Слайд 3.
Работа в парах.
Составьте слова ,которые оканчивались бы
на –СЬ,-НЬ,-ЛЬ.
3.Объявление
темы урока учащимися.
Уч.: –Ребята,
посмотрите на доску.( На доске написано столбиком – семя– сем…я, сели –с..ели) Все
ли в порядке со словами?
Д.:– Нет порядка в
словах второго столбика. Не хватает ь и ъ.
Уч.:–Если этих
знаков не будет в словах, что изменится?
Д.:– Лексическое
значение слов.
Уч.:–Какова же
тема сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться?
Д.:–Правописание ь
и ъ знаков в словах. Будем различать ь и ъ знаки, повторим правописание слов с
изученными орфограммами.
4.Словарная
работа. Работа над развитием речи .
Слайд 4.Запись
предложения.
Птицы – наши
друзья. Кто изображён на фото?
Д.:–снегири.
Уч.:– Поставьте это слово в форму
единственного числа. Определите лексическое значение этого слова (снегирь),составьте
с ним предложения.
Вам предстоит поработать в группах.(на
партах толковые словари )
Каждая группа зачитывает предложения. Для
записи на доске выбирает одно. Объясняют орфограммы.
–Можно ли записанные предложения
объединить в текст?
–Слайд 5.
Снегирь– красивая птица. Грудка у него
красная, спинка –чёрная. Снегирь любит рябину .Он похож на яркий шарик, на
румяное яблоко.
– Можно ли данные предложения назвать
текстом? Докажите.
–А теперь каждая группа должна определить,
как она поработала. На доске 3 отрезка разных цветов. Зелёный отрезок
выбирает та группа, которая считает, что поработала безошибочно, синий–допустила
недочеты,1 ошибку, красный–были ошибки, была оказана помощь другими
группами.
5.Работа над темой.
Слайд 6.
Ребята, послушайте сказку.
Жили-были в азбуке буквы и любили они
ходить друг к другу в гости. Жили они не тужили, потому что все дружили и
весело им было, песенки они пели мягкие, ласковые: ми, ми, ми, ля, ля, ля…
Но жили среди них буквы, с которыми никто не дружил. Гласным и согласным буквам
не нравилось, что ь и Ъ не обозначают звуки, не умеют говорить, все время
молчат. И жилось этим буквам плохо, одиноко, поэтому они такие хмурые.
Но было у знаков любимое занятие, они занимали в словах нужное место.
Давайте поможем ь и ъ знакам занять
достойное место в алфавите! Докажем, что некоторые слова без них существовать
не смогут.
Работа с учебником.
Стр.135. Упр.165. ( работа по вариантам)
1 вариант 2
вариант
завьюжить
разъяснил
ульи
объехал
пью
разобьёт
здоровье
лью
листья
Слайд 7.Самопроверка.
Уч.:–Кто
все сделал правильно? Поднимите руки.
–Кто допустил ошибки? Исправь их.
– Кто не справился с заданием?
–Какую роль выполняют ь и ъ?
Д.:–ь и ъ знаки служат здесь для
разделения гласного от согласного. Мягкий знак–в корне, а Ъ на стыке приставки
и корня.
Развеселились буквы, позвали Ь и Ъ в гости
и стали с ним дружить. Вот они, оказывается ,какие незаменимые знаки, настоящие
фокусники!
Слайд 8
6.Физкультминутка.
Слайд 9.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
Сядь – сядьте !
Пальчики как веер расставьте . (Пальчиковая гимнастика)
Фонарики погасли ( сжимают пальцы в
кулак),фонарики зажглись(распрямляют пальцы).
7.Закрепление изученного.
А сейчас мы вместе с Ь станем фокусниками.
Игра «Спрячь в серединку»
Слайд 10.
Вывод : ь может смягчать согласные не
только в конце, но и в середине слова.
Уч.–С помощью какого суффикса мы можем
образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением? ( -к-)
Фонетический разбор слов у доски.
Коньки,съехал.
8.Домашнее задание.
Стр.139.Упр.172 .Мальчики работают со
словами, в которых нужно вставить ь,девочки–ъ. Составьте предложения и запишите
их.
9.Рефлексия.
– Я научился (-лась)…
– Я понял (-ла)…
– Я смогу…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.