Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему:

Конспект урока по русскому языку на тему:

Скачать материал

Русский язык 4 класс «Состав слова». Галикеева Альфия Рафиловна. МБОУ СОШ №3 с. Толбазы Аургазинский район РБ

Цельзакрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Оборудование:

1.     интерактивная доска;

2.     карточки со словами подносчики, перевозчики, обходчики;

3.     Карточки со схемами слов.

Ход урока:

1.     Орг. Момент

 

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

2.     Каллиграфическая минутка.

ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск

Учитель:  Посмотрите на доску, что здесь лишнее?
Ученик: На доске записаны суффиксы, а - ое-  окончание имени прилагательного.
Учитель: Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.

3.     Словарная работа

Учитель: Запишите слово облако, выделите корень, запишите однокоренные слова.
Облако, облачный, заоблачный, облачко.

Учитель: Какое явление вы заметили в этих словах? 
Ученик: Чередование корня.
Учитель: Написание, какой гласной нужно запомнить?
Ученик: Безударной гласной в корне слова о не проверяемой написанием.
Учитель: Устно составьте предложения с этими словами.

4  .   Работа в группах.

Организация учебной деятельности обучающихся в пятерках.

Задание для 1 группы.

 

1.     Образуйте однокоренные слова.

                        Тот, кто любит собирать грибы

гриб                Маленький гриб

                        Часть гриба под землей

                        Мастер по починке часов

час                

                        Солдат, стоящий на посту

2.      Выделите корень в однокоренных словах.

3.     Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

4.     Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

 

Задание для 2 группы.

 

1.     Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

 про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

2.     Выделите в словах приставки.

3.     Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

4.     Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

 

Задание для 3 группы.

 

1.     Образуйте слова с суффиксами

- К -

- Б -

Печь

Косить

Река

Служить

Туча

Ходить

Дача

Стрелять

Дочь

 

 

2.     Выделите  в словах суффикс.

3.     Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?

4.     Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.

 

Задание для 4 группы.

 

1.     Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

2.     Выделите окончания в словах.

3.     Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.

4.     Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

 

 

3. Презентация групповых решений.

(форма межгруппового общения – совместно-последовательная «лесенка»)

 

 

 

(выступление обучающихся должно соответствовать формуле

П – позиция         «мы считаем»

О – обоснование  «потому что»

П – пример           «например»

С – следствие        «поэтому»)

Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу .

ІІІ. Основная часть

1.     Выборочный диктант. ( с комментированием)

- Запишите только однокоренные слова.

- борьба, борец, бороться, воевать

- весельчак, весёлый, радостный

- дорога, путь, подорожник

- Найдите среди записанных слов, соответствующее схеме:

 

2. Работа в парах.

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

http://festival.1september.ru/articles/519270/img7.jpg

 

К доске приглашаются 3 команды по три человека

На доске карточки со словами:

подносчики     перевозчики     обходчики

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

подносчики

перевозчики

обходчики

подносчик

перевозчик

обходчик

поднос

перевоз

обход

нос

воз

ход

Учитель: Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

3.Разбор предложений.

 


 Улетают в теплые края  перелетные птицы.

- Найдите орфограммы, объясняя их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?

 

4. Игра «Четвёртое лишнее» 

1.     Горка, сгорел, пригорок, горняк.

2.     Кость, коснуться, костный, косточка.

3.     Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

4.     Носить, носовой, носик, нос.

5.     Лесник, лес, лестница, безлесный.

Учитель: Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!

5. Игра «Замени одним словом» 

Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

1.     Любитель книг. (Книголюб)

2.     Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

3.     Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

4.     Машина, которая сама летает. (Самолёт)

5.     Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

6.     Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

7.     Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)

8.     Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)

Учитель: Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

1.     Формообразующие суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

2.     Не путать личные окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?

3.     Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.

На доске следующие слова:

Кататься, убегала, ленишься, научусь, причесался, наклоняется, обрадуют, развеселимся, отбросить, приснилась.

6.Посели слово в свой домик .

Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

 http://festival.1september.ru/articles/559784/02.gif

Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

7.Составление пословицы: По ученику и об учителе судят.

 

IV. Рефлексия.

Самооценивание.

Домашнее задание.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока очень полезен для начинающих учителей.Составлен в соответствии с ФГОС.В этом конспекте дана тема, которая позволяет освоить навыки разбора слова по составу.На уроке ведется работа над коллиграфией учащихся.Важное место отводитсе работе  синтаксического разбора предложения,где учащиеся выделяют основу предложения,а также разбирают второстепенные члены предложения.При этом они повторяют части речи(самостоятельные и служебные).Также я ставлю воспитательные цели:любовь к природе, красоте окружающего мира,отношение человека ко всему живому.кроме воспитательных целей есть также развивающие.Я применяю игровые моменты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 373
    • DOCX 80.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галикеева Альфия Рафиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галикеева Альфия Рафиловна
    Галикеева Альфия Рафиловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3172
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1186 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 564 человека

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек