Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку на тему

Тема урока: Имя прилагательное.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.(1 мин.)



Необычный день у нас , Если хмурится с утра

И гостями полон класс. Нам поможет доброта.

Что сказать гостям нам надо? Встаньте дети ,подтянитесь,

(Видеть вас мы очень рады!) И друг другу улыбнитесь!



- Наступила весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Пусть весеннее настроение сопровождает нас весь урок и помогает нам каждую минуту.


Дети проговаривают:

Видеть вас мы очень рады!

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные УУД

УМЕТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. (5 мин.)



Внимание на экран!

Солнце, солнышко, солнечный.

Весна, весенняя, веснушка.

Снежное, подснежник, снег.

Лес, лесок, лесные.





- Что объединяет слова в каждой группе?

-Докажите.



-Найдите лишнее слово.





-Назовите, какой части речи эти слова?

-А что мы уже знаем об этой части речи?







- С какой частью речи мы сегодня будем работать?

( Появляется начало кластера на доске)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

часть речи



ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ?







- У вас на столе лежат конверты. Достаньте карточку №1 .

Прочитайте слова 1 столбика. (денек, погода, жители, поле)

-Что их объединяет?

-Чем отличаются эти слова?



-жители лесная, лесной , лесные , лесное

-погода весенний, весенняя, весеннее, весенние

-денёк солнечная, солнечные, солнечное, солнечный

-поле снежные, снежное, снежная, снежный



-Прочитайте слова 2 столбика.

-Что объединяет эти слова?



-Подберите в каждой строчке к существительному из 1 столбика подходящее по форме прилагательное из 2 столбика и подчеркните его.

- Прочитайте получившиеся словосочетания.



( Появляется слайд.)

Солнечный денёк,

весенняя погода,

лесные жители,

снежное поле.





- Почему другие прилагательные остались не востребованы?



-Форма указывает на то, как изменяются слова.



-Вспомните, как изменяются имена существительные?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки сущ?



-Знаем ли мы законы, по которым изменяются прилагательные?

-Хотите узнать?

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

(появляется слайд)

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.



-Давайте сформулируем цель нашего урока опираясь на тему :

-узнать , как изменяются имена прилагательные,

- имеют ли они постоянные или непостоянные грамматические признаки , какие и как их определить.



-Скажите , а какая часть речи нам поможет в этом?

-Чьи грамматические признаки мы уже изучили?



-Почему?





-Какие же задачи мы должны будем решить в течении урока?

-Что нам надо будет узнать о прилагательном?

(слайд)

ЗАДАЧИ урока:

-Узнать, прилагательные имеют род или изменяются по родам.

-Как определить род имени прилагательного.

-Изменяются ли прилагательные по падежам и числам.

-Узнать, каким членом в предложении является прилагательное.
















Однокоренные.

(Имеют общий корень, близкие по значению.)

Лишние слова: солнечный, весенняя, снежное, лесные.



- Имена прилагательные.

- Отвечают на вопросы какой? какая? какое? - Называют признаки предмета.





Имя прилагательное".

( на доске появляется табличка с темой)



















-Это существительные.

- Разный род, число , одуш. ,неодуш.





Дети определяют род , число

сущ-ых .(фронтально)









-Это имена прилагательные.









Проверим:

Солнечный денёк,

весенняя погода,

лесные жители,

снежное поле.





-Не подходит форма.







По числам и падежам.





-Нет.

-Да.

-Как изменяются имена прилагательные.

















-Имя существительное,



т. к оно тесно связано с именем прилагательным.



Прогнозируют.















Регулятивные УУД

ПОИСК НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.































































































Познавательные ууд

умение формулировать цель.

3 .Открытие нового знания.( 20 мин.)





-Нам предстоит сегодня провести исследования.



-Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами становимся исследователями.

-Но вопросов у нас много. Поэтому будем работать по группам.

Каждая группа будет вести свое исследование.

- Давайте разделимся на группы по цвету.

- Определим зоны исследовательских групп.

Первая зона -Род прилагательных-

Вторая зона -Падеж прилагательных-

Третья зона – Число прилагательных-

Четвертая зона – Роль прилагательных в предложениии



Займите место в той рабочей зоне, цвет которой соответствует цвету на вашем бейджике.



- Вспомните правила групповой работы.

-Выберите РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ.

- Каждая группа получает инструкционную карту и карточку-задание для исследования.

По каждому заданию проведите наблюдение и сделайте необходимые выводы.

1 исследовательское задание. Группа Род.



-Узнайте, прилагательное имеет постоянный род или изменяется по родам?

-Как определить род прилагательного?



- Сравните. Слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет?



высокий дуб

высокая сосна

высокое дерево



Инструкционная карта.



1.Прочитайте словосочетания.

2. Выделите окончания прилагательных и сравните их между собой.

Что с ними происходит?

3. Предположите почему окончания прилагательных разные и изменяются ?

4.Определите род существительных.




5.Определите главное слово, поставьте стрелку, над стрелкой укажите вопрос к прилагательному.


6.Подумайте , можно ли определить род прилагательных?

Как? Почему?

Зависит ли род прилагательных от рода существительных, с которым употреблено прилагательное?

7. Попробуйте определить род прилагательных.

9. Дополните предложения:

Вывод: Имена прилагательные могут изменяться по……………

Имена существительные по родам не …………………..

Род имен прилашгательных зависит от……..имен ……….

Чтобы определить род прилагательного, надо сначала……. ……..

а потом……………………………………………..


Карточка №2 определите род прилагательных.

Солнечный денёк,

весенняя погода,

лесные жители,

снежное поле.

Давайте проверим по учебнику совпало ли мнение группы с мнением автора учебника.



- Вывод

имена существительные по родам не изменяются;

имена прилагательные по родам изменяются ( помещается в кластер)



ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ





-А как определить род у прилагательных множественного числа?



-Давайте проверим ,как группа определила род в словосочетании лесные жители?

-А давайте попробуем подставить к прилагательному лесные сущ-ые другого рода

например : лесные мыши

зайцы

ягоды



-что заметили?





-Во мн. числе у прилагательных род не определяется!

(ДОБАВЛЯЕМ В КЛАСТЕР)

ВО МН. ЧИСЛЕ РОД НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ.





Устная самооценка группы.



- Как вы считаете поработала ваша группа?







ФИЗМИНУТКА 3 мин (Слайд)



Ж.р. дети руки встороны, м.р. присаживаются, ср. род- руки вверх



спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо, холодное молоко, новый тюль м.р., детский шампунь м.р.)

























































































































































































Существительное меняет род .,а род прилагательного не меняется.

































Коммуникативные УУД

Умение взаимодействовать, согласовывать коммуникативные усилия.







































Познавательные УУД

Поиск и анализ необходимой информации





























Регулятивные УУД



Принимать и сохранять заданную цель . контролировать свою деятельность по результатам











































































































Самооценка.

2 группа. Падеж .

Исследовательское задание:



-Узнайте , могут ли прилагательные изменяться по падежам.

-Как определить падеж имени прилагательного.

Инструкционная карта.



1.Возьмите карточку № 1.

2.Измените существительное с прилагательным по падежам

по образцу.

И.п. гнездо (какое?) родное

Д.п……………………………..

Т.п………………………………

П.п………………………………


2. Выделите окончания прилагательных.

- Что с ними произошло?

- Почему?

3.Сделайте вывод: изменились ли прилагательные при изменении существительного по падежам?

Подумайте ,от чего зависит падеж прилагательного?


4. Подумайте , как определить падеж прилагательного?

5. Возьмите карточку №2 .

В глубокой ( )норе( )

За березовым( ) лесом ( )

По яркому( ) солнцу ( )

Определите падеж прилагательного в словосочетаниях по образцу

Образец: из интересной (Р.п. ) книги (Р.п.).

Вывод: имена прилагательные изменяются по …………..

Падеж имени прилагательного зависит от…………………..

Чтобы узнать падеж имени прилагательного, надо……… ………………………………………..


Вывод в кластер: прилагательные изменяются по падежам.















































































Отчет группы.





3 Группа. Число.

Исследовательское задание.



-Узнайте, могут ли прилагательные изменяться по числам.

-От чего зависит число имен прилагательных.

-Как определить число имени прилагательного.



Серебристая песенка - серебристые песенки

Лесной житель - лесные жители

Открытое окно- открытые окна

Снежное поле - снежные поля



Инструкционная карта.

1.Возьмите карточку №1.

-Прочитайте первую пару словосочетаний.

2. Выделите окончания существительных и сравните их.

-Почему они изменились?

3.Определите число существительных. Укажите их сверху

4.Выделите окончания прилагательных и сравните их.

-Почему они изменились?

- От чего это зависит?

5.Предположите, в каком числе стоит прилагательное.

-Укажите число сверху.

6.Дополните предложение и сделайте вывод от чего зависит число имен прилагательных?

7.Вывод: имена прилагательные изменяются по …………….

Число имён прилагательных зависит от …………имён…………….

Чтобы определить число имён прилагательных ,надо………………..

…………………………………………………………………………………… .

Какое число у …………………….. ,такое же число и у ………………….



-Проверим:

(Выступают исследователи 3 группы)

Вывод в кластер : изменяются по числам .

4 группа Роль прилагательных в предложении.

Исследовательское задание:

-Узнать, каким членом в предложении чаще всего бывает имя

прилагательное.



Инструкционная карта.



Наступили солнечные деньки. Лесные жители обрадовались весенней погоде. На снежном поле появились проталинки.



  1. Возьмите карточку-задание с текстом.

  2. Прочитайте текст.

  3. Подчеркни главные члены в каждом предложении .

4. Найди имена прилагательные, укажи стрелочкой их связь в предложении. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения.

5.Прочитай текст без прилагательных.

-Каким он стал?

-Какова роль прилагательных в речи?

6.Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное.

Вывод: имя прилагательное в предложении является……………… .

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы……………..

………………………………………………………………………………… .




Добавляем в кластер .Член предложения – определение.



Давайте сделаем вывод: что мы узнали о прилагательном?



- Какие учебные задачи мы с вами решили в ходе исследования? (Слайд повторно.)



Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.

-Мы достигли цели урока?

Закрепление. (5 мин)

Возьмите в конверт карточку №2.

Определи падеж род число имён прилагательных. Слайд

Как определить род число падеж прилагательного?

Алгоритм слайд.

пушистым ( ) снегом( )

прекрасная( ) погода( )

солнечному( ) дню( )

о белой( ) берёзе( )

у яркого( ) цветочка( )

сочную( ) траву( )



-у вас в конверте карточка №3

-Достаньте ее . Это кластер( ,тот который находится на доске)

( около кластера поставьте значки)



- научился делать +

- не совсем понял ?

- совсем ничего не понял -

Лист самооценки и карточки положите в конверт и сдайте.



- Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)



Вы хорошо и активно поработали.

-Попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, указывающих на то - каким я был исследователем на уроке.



Активный , умный, внимательный, организованный, наблюдательный . вдумчивый. …..(на листочках пишут и прикрепляют к дереву, нарисованному на листе бумаги.)



















































































Отчет группы.





























































Отчет группы.



Дети по кластеру делают обобщение.





















































Познавательные ууд





Коммуникативные УУД





































































Коммуникативные УУД









Познавательные УУД





















































































Самооценка.











Регулятивные УУД







Личностные УУД

Умение оценивать себя на основе критерия.



Конспект урока по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное"  в 3 классе , по программе "Школа 21 века".

Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Это урок исследование, исследование дети проводят в группах.

Во время актуализации знаний учащиеся самостоятельно  определяют тему урока и учебную задачу.Фиксируется проблема. Открывают новые знания учащиеся, выполняя исследовательские задания по карточкам. Групповая форма позволяет создать ситуацию развития, саморазвития, взаимообучения учащихся.В ходе работы в группе формируется система нравственных отношений , развиваются самостоятельность и взаимопомощь.

Автор Куприянова Татьяна Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 661
Номер материала 38156
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓