Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Развивающая речевая среда,как средство приобщения к культуре (организация работы над вводными словами)" (8 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Развивающая речевая среда,как средство приобщения к культуре (организация работы над вводными словами)" (8 класс)

Тема: Развивающая речевая среда, как средство приобщения к культуре (организация работы над вводными словами).

Цель: создать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём постоянного общения с текстами – «целебными источниками нашего русского языка», словарями, собеседниками и т.д.; развивать навыки слушания и понимания научно-популярных и художественных текстов; составлять устные диалогические и монологические высказывания в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами; обогащать словарный запас вводными словами и словосочетаниями, обращая внимание на мотивированность выбора слов в зависимости от стиля высказывания; воспитывать культуру поведения, умение использовать правила речевого этикета.

Оборудование: текст, вводные слова «Ф.Кривина», мини-проекты, слайд- шоу.


Ход урока

  1. Постановление целей и задач урока.

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Язык - основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения к её неисчерпываемым богатствам. Приобщение человека к культуре происходит под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой мы зависим, постоянно, ежедневно, ежечасно.

А что делать, если естественная речевая среда, окружающая нас, - язык радио, телевидения, газет, современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от неё?

­­­- Ребята, а стоит ли так много внимания уделять культуре?

- А как вы понимаете культуру?

- Из каких источников, вернее какая среда вас приобщает к культуре?

Да, если естественная речевая среда отторгает нас от культуры, то, мне кажется, мы можем ей противопоставить среду обучающую – развивающую речевую среду.

Словарно – орфографическая работа.

Тезаурус толкование группы слов, которая необходима для определённой темы, работы.

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Культурный – относящийся к культуре.

Культурная среда

Культурные связи

Культурный человек

Культурное общество

Культурная обстановка

Ребята, а кто из вашего окружения – человек культурный?

Почему?

Сегодня мы серьёзно поработаем и над этикетом.

А что такое этикет?

Этикет – совокупность «правил хорошего тона», принятых в обществе, регулирующих порядок проведения и общения людей.

Этикет речевой – совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих.

- А для чего и кого речевой этикет?

- Стоит ли нам тратить на это усилия целой жизни настоящей и будущей?

Если стоит, то следует обратиться, прежде всего, к нормам и традициям русского речевого этикета.







Нормы и традиции русского речевого этикета.

hello_html_11fe2775.gif Традиции Нормы

Правила, которые не являются Обязательные для выполнения

обязательными, но их принято правила:

придерживаться: - со знакомыми надо здороваться;

- старших почтительно выслу- - за услугу надо благодарить;

шивать в разговоре; - за проступок – извиняться;

- не следует выяснять отноше- - нельзя перебивать собеседника,

ния в присутствии других; ругаться нецензурно.

- принято разговаривать с

попутчиками в длительных

поездках и поддерживать

разговор старших, если они

приняли вас как участников.


- Что вам из этой таблицы непонятно?

- Что выполнимо? Приемлемо?

- А что вы не хотите принимать? Почему?

- А почему же часто не выполняется это всё?

-Ребята, из всего услышанного, увиденного какую цель урока можно поставить?

-А какие задачи нужно решать?

3.Закрепление материала.

  • Работа с текстом.

Учитель: у каждого на парте лежит текст. После внимательного прочтения и прослушивания текста определите стиль и тип речи; тему и основную мысль.

Вводные слова

(текст стр. 16)

  • Рефлексия.

(вопросы на усвоение языковой теории. Применение правила речевого этикета)

- О каком языковом явлении идёт речь?

- Как вы поняли текст?

- Чем он вам понравился?

- Что такое вводные слова?

- Как они выделяются в устной и письменной речи?

- Что в тексте привлекло ваше внимание? Почему?

- Можем ли мы назвать это текстом?

Примерные ответы учащихся:

  1. Да, я считаю, это высказывание можно назвать текстом. Во-первых, оно является развёрнутым по характеру, состоит из группы предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  2. Во-вторых, они объединены темой и основной мыслью. В данном случае тема заключена в самом названии, потому что речь идёт о вводных словах, а основная мысль, на мой взгляд, выражена в утверждении, что с помощью вводных слов различных по значению речь становится выразительной, то есть точно, образно выражается отношение к сообщаемому.

  3. Данный текст относится к художественно-публицистическому стилю, так как основное назначение – сообщение информации, то в форме лёгкой, несколько даже ироничной. По типу – рассуждение – повествование.

  4. Презентация индивидуальных кратковременных проектов.

(для присутствующих – домашнее задание)

Высокий уровень: работа с проектом, создание собственного сборника упражнений. Срок – 7 дней.

Инструкция по созданию проекта:

  1. Подобрать не менее 10 упражнений по теме «вводные слова и вводные словосочетания», «вводные слова и словосочетания, помогающие оценивать сообщение, выразить к нему своё отношение» (№ 4 2006 Добрых слов) или «вводные слова и словосочетания помощники в выражении уверенности или сомнения» (№5 2005 Добрых слов), «анализ коммуникационных задач, которые решаются с помощью вводных слов» (№ 11 Добрых слов).

  2. Оценить книжку с иллюстрациями.


Критерии оценивания:

Обложка --------------------------------------- 2б.,

Вступление от автора------------------------2б.,

Иллюстрации---------------------------------- 2б.,

Объём------------------------------------------- 2б.,

Страница – содержание книги--------------2б.,

Эстетизм (аккуратность) исполнения---- 2б..

Кратковременные проекты по иностранному делу. №11 – 2007.

Диалог – сценка

Стр. 37

  1. Домашнее задание.

  1. Продолжить работу над проектом.

  2. Продумать, а лучше составить и написать диалоги, которые мы будем практиковать, как уроки словесности.

Темы:

«Моя первая встреча с Хлестаковым»

«Моя встреча с Хлестаковым после его отъезда из города N»



Вводные слова

- К счастью, мы пришли…

Не подумайте, что мы пришли к счастью.

Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда, наконец, пришли, то вздохнули с облегчением:

- К счастью, мы пришли…

Всё дело в той запятой, которая отделила счастье от нас, превратило его в мало что значащее слово, которое в данном случае надо было сказать…

Может, не то. А может, и то. Может уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую-то неопределённую вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь куда их ставить…

Главное тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.

Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чём, совесть здесь – опять же вводное слово, а значит, и без неё можно обойтись. Без совести можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.

- К несчастью, нам пора…

Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и, к сожалению, никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно (Ф. Кривин).


















Конспект урока по русскому языку на тему "Развивающая речевая среда,как средство приобщения к культуре (организация работы над вводными словами)" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: создать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём постоянного общения с текстами – «целебными источниками нашего русского языка», словарями, собеседниками и т.д.; развивать навыки слушания и понимания научно-популярных и художественных текстов; составлять устные диалогические и монологические высказывания в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами; обогащать словарный запас вводными словами и словосочетаниями, обращая внимание на мотивированность выбора слов в зависимости от стиля высказывания; воспитывать культуру поведения, умение использовать правила речевого этикета.

Автор Рогожникова Елена Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 589
Номер материала 37220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓