Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку на тему



Урок русского языка. 1-й класс



Программа: «Начальная школа XXI века»

Тема: Обозначение гласных после шипящих ( ча-ща).



Вид урока: изучение нового.
Тип урока: комбинированный
Технология: диалоговая основа.
Оборудование: тетради на печатной основе, учебник «Русский язык» 1 класс, лента букв, конверты с заданиями, презентация «Физминутка».

Цель: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить осуществлять подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели; применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (ча-, ща-); научить задавать вопросы к словам, называющим предметы. Признаки и действия способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся сравнивать звуки и буквы, слог, слово, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи- осознавать цели и ситуации устного общения, правильно писать сочетания ча-, ща-, жи-, ши под ударением; безошибочно списывать текст.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения; применение правила правописания сочетания ча-, ща-. Осуществление звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; осмысливать текстовой материал с целью проведения аналитических действий.

Коммуникативные: строить логически правильные высказывания; задавать вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы речи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.






п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Мотивация (самоопреде ление) к УД (1мин.)

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Мы начинаем урок русского языка. Каждый урок-это путешествие в мир знаний. Какой багаж унесёте вы с урока? Это зависит от вас. Будьте внимательны, и тогда урок принесёт большую пользу.



Готовность класса к уроку.

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. (3мин)

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации.


II.Актуализация опорных знаний.

-Отгадайте загадку:

Не сосчитать моих друзей!

Но есть любимый друг-

Зимой и летом много дней

Я с ним делю досуг.

Мой верный друг бывал везде,

Объездил целый свет,

Он помогает мне в беде,

Всегда даёт совет.

-Вы догадались, о каком друге загадка?

-Книга поможет нам сегодня разгадать очередные тайны великого и могучего русского языка.
































О книге

Активность познавательной деятельности учащихся на следующих этапах.

3

Выявление места и

причины затруднения (5 мин.)

Постановка учебной задачи


В устном народном творчестве очень популярная занимательная словесная забава- скороговорка.

Как вы понимаете значение этого слова?



-Прочитайте скороговорку.

Были галч.та в гостях у волч.т,

Были волч.та в гостях у галч.т,

Щ.влем лещ. угощ.ли волчата

И, как волч.та, лещ.та молч.т.

Почему нам трудно читать скороговорку?

Прочитайте слова, в которых пропущены буквы.

Какие пропущенные звуки мы слышим?

Какие сочетания пропущенных букв в словах повторяются?

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке русского языка мы будем говорить?








Это фраза, которую надо очень скоро, то есть очень быстро говорить

















В ней пропущены буквы





А





ча-, ща-





О сочетании ча-,ща-

Правильная постановка цели урока.

4

Открытие нового знания. (10мин.)



















































1.Работа в тетради на печатной основе.


Разработка плана действия

-Какой звук вы произносите на месте буквы ч: твёрдый или мягкий?

-Какие гласные показывают, что согласный перед ними мягкий?



Какая буква пропущена в словах скороговорки?



А буква а может показывать, что перед ней мягкий согласный звук?

Что же здесь необычного в этих сочетаниях?



Действительно, ребята, есть правило, которое надо запомнить.

На партах в конверте лежит лист. Найдите правило, которое по вашему мнению подходит для правильного написания и прочитайте его.















-Заполните пропуски в словах.

-В скороговорке собраны очень похожие по звучанию слова. Когда мы произносим их быстро, они путаются, и получается смешно.

Прочитаем все вместе быстро и правильно скороговорку.

Откройте тетрадь на странице 72.

К нам в гости пришёл волшебник. Посмотрите внимательно добрый волшебник или злой?

Почему?



У каждого волшебника,

У доброго волшебника,

Есть сказочная палочка-

Возможность колдовать.

Ластик стёр линии очертания волшебника. Возьмите простой карандаш и помогите волшебнику стать целым и невредимым.

Добрый волшебник просит вас дописать буквы в упр.2 не отрывая ручки от бумаги.

-Какие буквы вы запишите? Чем похожи написания этих букв? (Показ на доске)

Прежде чем мы начнём писать, давайте вспомним, как правильно сидеть при письме.





-Назовите слова начинающиеся на букву п; н












буквы е, ё, ю, я, и





а







Нет?



после мягких согласных ч, щ пишется а







Запомни твёрдо: жи и ши

Пишем через букву и.

Запомни твёрдо: ча и ща

Пишем через букву А! (Хором)

В сочетаниях чу-щу

Пишем только букву У!

Сочетание жи-ши только с и всегда пиши!





























Добрый

улыбается, волшебная палочка







































Спина ровная, ноги вместе, тетрадь под наклоном, голова чуть наклонена.



папа, Паша-пишем с большой буквы так как –это имя мальчика, подушка, Надя

Выполнение плана действий.

















































































Физминутка

(1 мин.)

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Презентация.



5

Включение в систему знаний. Повторение.

(10мин.)



1.Работа в парах.



















2.Работа по учебнику.



























(Стр.70, упр.4)

-А теперь поработаем в парах. Наш волшебник рассыпал разноцветные карточки. На каждой написаны слоги. Соедините слоги так, чтобы получились слова. Обязательно советуйтесь друг с другом.

-Какие получились слова? Называем и записываем



Откройте учебник на странице 67. Упр.2

Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Укротитель»

Максимка решил стать укротителем. Вы знаете, кто такой укротитель?



Почему мальчику потребовалась помощь укротителя?

Что ему помогает исправить свой характер?

Какие слова помогают вам: суровые или добрые?

Прочитайте выделенные слова.

Что вы можете о них сказать?



Прочитайте первое предложение правила.

А какое сочетание мы выучили на прошлом уроке русского языка?



















свеча, туча, дача, пища, роща, щавель (ударение проговорить), часы, чаша, чаща.













Человек, который дрессирует животных





Он не слушал родителей, баловался

суровые слова







просвещал и укрощал

Встретились сочетания ща-



Сочетания ча-ща пиши с буквой а.



жи-ши

















Выражение своих мыслей с достаточной полнотой, точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
своего суждения.





3. Коллективная работа. (5мин.)



















4.Устная работа.


Эти правила нам пригодятся для выполнения в тетради упр.3.

Как мы работаем с текстом, если пропущены буквы?











Прочитайте первое предложение. Какое встретилось правило? Какую вставим букву?





Презентация.

Скоро наступит весна и на улице появится много разных птиц. Что же они будут делать? Посмотрите на волшебную доску. Вставьте пропущенные сочетания букв.

Дятлы стучат. Сороки трещат.

Птенцы пищат. Журавли курлычат. Грачи кричат.

Алгоритм:

1. Сначала читаем первое предложение.

2. Выделяем слово с пропущенной буквой.

3. Определяем, к какому правилу относится пропущенная буква.

4. Вставляем пропущенную букву и записываем.


Сотрудничество в поиске и сборе информации.





































Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текстов;


Физминутка.


Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.


Как живёшь?- Вот так!

Как идёшь?- Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Ночью спишь?- Вот так!

Как берёшь?- Вот так!

Как даешь?- Вот так!

Как шалишь?- Вот так!

Как грозишь?- Вот так!




6

Самостоятельная работа с проговариванием во внешней речи

(5 мин.)



Работа в группах.


Организовать составление совместного плана действий.


А сейчас поработаем в группах.

Повторим правила работы в группе.



















Для каждой группы приготовлены карточки с предложениями.

Первая группа: выберите слова, отвечающие на вопрос что? и приклейте на листок.







Вторая группа выберите слова отвечающие на вопрос кто?



Третья: какая? какие?

Четвёртая: какой?

Пятая: Что делает?

Шестая: Что делают?





На доске: Кто? Какая? Что делает?

Какие?

щука зубастая плавает

Волчата маленькие играют

Что? Какой? Что делают?

лист зелёный кружится

портрет красивый рисуют

Помогите собрать правильные словосочетания.

Молодцы. Все справились с заданием.


1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.



В воздухе кружится зелёный лист. Дети рисуют красивый портрет.

В реке плавает зубастая щука. На поляне играют маленькие волчата.



кружится - зелёный- лист; рисуют- красивый – портрет; плавает зубастая щука; играют –маленькие- волчата.


Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.


7

Рефлексия (5мин.)

Оценить свой вклад в общий результат деятельности.

Наш урок подошёл к концу.

Какие тайны русского языка помогла узнать вам книга «Русский язык»?

А знаете ли вы, какая самая интересная книга? Та, которую вы ещё не прочитали.

У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.












Зелёный - Я справился. Урок понравился. Я доволен собой.

Жёлтый- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.

Красный- Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.


Оценка своей деятельности, правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.



Методическая литература:

  1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2011.

  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Иванов С.В, Кузнецова М.И.. Комментарии к урокам «Русский язык» 1 класс - М.: Вентана-Граф, 2012.





Самоанализ.

Урок «Обозначение гласных после шипящих ( ча-ща)», в 1-ом классе.

Его цель – создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи, к обучающим задачам урока я отнесла: научить осуществлять подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели; применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (ча-, ща-); научить задавать вопросы к словам, называющим предметы, к воспитательным –научить вежливому и доброму отношению к старшим, культурным словам. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся памяти и речи.

Ученики 1 класса «А» очень активные. Любят читать и отвечать на вопросы. Но темп чтения не очень высокий и это иногда является препятствием при анализе произведения. Эта особенность была мною учтена: продумала систему вопросов, провела подготовительную работу. На уроке есть связь с жизнью, использовала наглядность и ТСО.

На уроке решались образовательные, воспитательные и задачи развития. Основные этапы урока соблюдала. Стержневым моментом было чтение и анализ скороговорок на изучаемое правило. Так как некоторые дети читают с ошибками, провела словарно-орфографическую, лексическую, орфоэпическую работу над трудными и новыми словами. Такая структура урока, которую я выбрала, формирует у учащихся орфографическую зоркость. Урок становится мотивированным, увлекательным, личностно-ориентированным.

Все этапы урока были выполнены и они логически переплетались. Новые и уже пройденные понятия помогли выбрать главное и существенное.

Осуществила контроль знаний путём опроса, работы в группах и творческой работы. В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и хорошая психологическая атмосфера, применяя разные средства обучения. Виды работ чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока. Анализировался читательский опыт школьников, используя их наблюдения за окружающей действительностью, отношениями в семье. При этом реализовала воспитательные задачи. Время урока было использовано рационально. Подведены итоги. Я считаю, что дети усвоили материал урока хорошо и цели достигнуты.

Конспект урока по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

Комбинированный урок русского языка с использованием технологической карты.1класс.

Цель: создать условия для выбора  языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить осуществлять подбор слов, соответствующих заданной звуковой  модели; применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (ча-, ща-); научить задавать вопросы к словам, называющим предметы. Признаки и действия способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста. 



Автор Скиба Анна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 497
Номер материала 35524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓