Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Учитель: Коробова О.В.

Русский язык. Урок – закрепление

Тема: Не с глаголами

Продолжительность: 1 урок - 45 минут

Класс: 5

Технологии: презентация, обучающая программа - тренажёр «Фраза»


Цели: повторить изученные сведения о глаголе, повторить и закрепить правило правописания не с глаголами, особое внимание обратить на случаи слитного написания не с глаголами; развивать интерес к русскому языку; побеседовать о нормах поведения учащихся, развивать чувство ответственности за свои поступки.

План.

Слайд 1.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

I Вступительное слово учителя о целях урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Глагол». Обратите внимание на цитату «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. Назначение глагола – выражать само действие». Эпиграф нашего урока – народная мудрость «Не стыдно не знать – стыдно не учиться». Давайте учиться и познавать новое.

II Работа по повторению.

  1. Индивидуальная работа у доски:

    Синтаксический разбор предложения

    Морфемный разбор слов

    Попутное повторение

    Друзья познаются в беде.

    Предл…гать, объ…диняем,

    выр…сли, возл…жит,

    подр…стёт.

    1.Безударные и чередующиеся

    гласные в корне слова.


  2. Блиц – опрос «Что мы знаем о глаголе?»

- Что такое глагол?

- С каким членом предложения согласуется глагол?

-На какие вопросы отвечает?

- Как называется такая форма глагола?

-Почему она так называется?

- Как изменяется глаголв настоящем, будущем и прошедшем времени?

- Какова синтаксическая роль глагола в предложение?


  1. Проверка индивидуальной работы.


  1. Слайд 2. Определите формы глагола

Рядом с нами лени жить запрещено.

Помните, ребята, правило одно:

Сам барабан не забарабанит,

Медная труба сама трубить не станет.

Задание: найдите в тексте глаголы, определите, в какой форме они стоят. (Ребята устно называют глаголы и определяют их формы).

  1. Учитель. Найдите в этом стихотворении глаголы с НЕ.

Не забарабанит, не станет.

- Как пишутся НЕ с глаголами? Ответ учащегося.

Слайд 3. Правописание НЕ с глаголами.

Учитель. Итак, тема нашего урока «Правописание НЕ с глаголами». (Запись темы урока).

Цель урока: повторим и закрепим раздельное правописание НЕ с глаголами и обратим особое внимание на слитное написание НЕ с глаголами, кроме того, мы с вами поговорим о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах человека.

Слайд 4. Не делай - ?

III Работа по теме урока.

  1. Учитель. Я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы послушайте и ответьте на вопрос: «Почему маме обидно за сына?»

Как часто мама говорит:

«Не делай этого, сынок!»

И укоризненно глядит,

Ей за него обидно.

- Найдите обращение в этом отрывке. Вспомним знаки препинания при обращении.

- Назовите глагол, который запрещает какое-либо действие. –Не делай.

-Что обозначает частица НЕ? –Запрет на действие.

- О чём же мама просит сына? Почему ей обидно за сына?- Ответы учащихся.

- Давайте запишем глаголы с НЕ, которые будут отрицать недостойные действия человека, которые он иногда проявляет.- Ответы учащихся.


Слайд 5. О чём стоит задуматься?

Не огорчай, не трусь, не хвались, не дерись, не обманывай, не бойся трудностей, не завидуй, не гордись.

- Как надо писать не с глаголами?

- Давайте подумаем о том, как мы с вами ведём себя, как относимся к товарищам, как ведём себя на уроке, на перемене.

2. Учитель. Послушаем стихотворение «Весёлые рифмы»

Задание: выписать на слух глаголы с НЕ.

Весёлые рифмы.

Завести велели мне Я согласен даже НЕ

Новые привычки. Рисовать на парте.

Никогда девчонок НЕ Я согласен даже НЕ

Дёргать за косички. Танцевать на парте.

Никогда с братишкой НЕ Но не делайте вы мне никаких упрёков,

Драться за обедом. Если даже я и НЕ

На уроках больше НЕ Выучу уроков.

Говорить с соседом. Ю. Вронский


- Какие же глаголы вы выписали? Как написали НЕ с глаголами?

Слайд 6. Взаимопроверка.

Действие какого глагола нежелательно выполнять? –Не выучу. А остальные глаголы чему вас могут научить?

3. Учитель. А теперь обратимся к учебнику (Параграф 95, стр. 246) и прочитаем стихотворение С.Михалкова «Твой друг».

-Выразительное чтение стихотворения учащимися.

-Хотели бы вы иметь такого друга?

- А как пишутся в этом стихотворении глаголы с частицей НЕ? – Ответы учащихся.



Слайд 7. И снова раздельно…

4. Учитель. Есть в русском языке удивительные глаголы, они такие маленькие, что их можно назвать лилипутами. Но они очень часто встречаются в нашей речи, поэтому советую вам их запомнить.

Задание: на слайде даны глаголы в утвердительной форме, вы должны их записать с частицей НЕ.

Буду – не буду

Хочу – не хочу

Могу – не могу

Стану – не стану


Слайд 8. Азбука народной мудрости.

5.Учитель. Запиши и вдумайся в смысл пословицы.

1. Лентяя хлебом (не) корми, только с печи (не) гони.

2. Хочешь есть калачи, так (не) сиди на печи.

2. Завистливые глаза (не) знают стыда.

3. (Не) учись до старости, а учись до смерти.

4. Дело делать и за себя (не )может, а кричит за всех.

Последнее предложение появляется позже и учитель задаёт вопрос: « А почему слова неможется и нездоровится пишутся с НЕ слитно?

5.Лентяю всё неможется и нездоровится.

Слайд 9. Наш эксперимент

5.Учитель. В некоторых случаях глагол и частица НЕ не могут жить друг без друга, и тогда глагол с НЕ пишется слитно. Когда это бывает? Давайте проведём эксперимент.

Слайд 8. Наш эксперимент.

Есть ли такие слова в русском языке? Как правильно?

Можется Неможется

Здоровится Нездоровится

Домогать Недомогать

Навидеть Ненавидеть

Доумевать Недоумевать

Ответ: Нет Вывод: НЕ с глаголом пишется слитно


Слайд 10. Заглянем в толковый словарь.

Учитель. Познакомимся с лексическими значениями слов.

Недоумевать – это значит сомневаться, удивляться

Негодовать – выражать неудовольствие

Неволить – заставлять что – то делать против желания человека

6. Работа с учебником. Упр. 597. Замена выделенных слов и словосочетаний глаголами, которые пишутся с НЕ слитно.


Слайд 11. Распределительный диктант с самопроверкой.

  1. Учитель. Запишем слова и распределим их в 2 столбика.

Не был, негодовал, не хотел, не стал, не смогла, не буду, ненавидел, не дам, не еду, недомогал, мне нездоровится, не хочу, неистовствовать.

8.Учитель. Мы с вами говорили о правилах поведения, о качествах, которые надо воспитывать в себе. А как вы относитесь к природе?

Слайд 12. Диктант с отрицанием.

В долинах снег растаял. Зеленеет трава. Пестреют цветы. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Здесь чувствуется приближение весны. Губить природу? (Дайте ответ на последний вопрос).

Слайд 13. Проверяю себя. (На слайде дан текст с частицей НЕ)

Слайд 14. Творческая работа «Не губите природу»

Задание: составить текст на данную тему (не менее 5 предложений)

Слайд 15.

III Закрепление материла на основе обучающей программы – тренажёра «Фраза». Использовать вариант № 239 по данной теме.


Слайд 16.

IV Итоги урока.

- Как пишется НЕ с глаголами?

- Что нового вы узнали о правописании не с глаголами?

- Усвоили ли вы правила поведения в школе?

-Выставление оценок.

V Домашнее задание.

  1. Параграф 95

  2. Выучить правило, запомнить правописание словарных слов.

  3. Выполнить упражнение № 600.

Слайд 17. Спасибо за урок.





 

 





Конспект урока по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок предназначен для закрепления темы "Правописание НЕ с глаголами". Для урока подготовлена презентация, используется обучающая программа-тренажёр "Фраза"

В ходе урока учащиеся повторяют изученные сведения о глаголе, закрепляют правило правописания не с глаголами. Особое внимание уделено слитному написанию не с глаголами.

В ходе урока развивается интерес к русскому языку (предлагаются различные задания). Дидактический материал даёт возможность побеседовать с детьми о нормах поведения в различных жизненнных ситуациях, заставляет задуматься о своих поступках и развивает чувство ответственности.

Автор Коробова Ольга Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 34792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓