Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку на тему

Скачать материал

Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Учитель: Коробова О.В.

Русский язык. Урок – закрепление

Тема: Не с глаголами

Продолжительность: 1 урок -  45 минут

Класс: 5

Технологии: презентация, обучающая программа - тренажёр «Фраза»

 

Цели: повторить изученные сведения о глаголе, повторить и закрепить правило правописания не с глаголами, особое внимание обратить на случаи слитного написания не с глаголами; развивать интерес к русскому языку; побеседовать о нормах поведения учащихся, развивать чувство ответственности за свои поступки.

План.

Слайд 1.Не стыдно не знать, стыдно  не учиться.

I Вступительное слово учителя о целях урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Глагол». Обратите внимание на цитату «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. Назначение глагола – выражать само действие». Эпиграф нашего урока – народная мудрость «Не стыдно не знать – стыдно не учиться». Давайте учиться и познавать новое.

II  Работа по повторению.

1.      Индивидуальная работа у доски:

Синтаксический разбор предложения

Морфемный разбор слов

Попутное повторение

Друзья познаются в беде.

Предл…гать, объ…диняем,

выр…сли, возл…жит,

подр…стёт.

1.Безударные и чередующиеся

 гласные в корне слова.

 

2.      Блиц – опрос «Что мы знаем о глаголе?»

- Что такое глагол?

- С каким членом предложения согласуется глагол?

-На какие вопросы отвечает?

- Как называется такая форма глагола?

-Почему она так называется?

- Как изменяется  глаголв настоящем, будущем и прошедшем времени?

- Какова синтаксическая роль глагола в предложение?

 

3.      Проверка индивидуальной работы.

 

4.      Слайд 2.  Определите формы глагола

Рядом с нами лени жить запрещено.

Помните, ребята, правило одно:

Сам барабан не забарабанит,

Медная труба сама трубить не станет.

Задание: найдите в тексте глаголы, определите, в какой форме они стоят. (Ребята устно называют глаголы и определяют их формы).

5.      Учитель. Найдите в этом стихотворении глаголы с НЕ.

Не забарабанит, не станет.

            - Как пишутся НЕ с глаголами? Ответ учащегося.

           

Слайд 3. Правописание НЕ с глаголами.

            Учитель. Итак, тема нашего урока «Правописание НЕ с глаголами». (Запись темы урока).

            Цель урока: повторим и закрепим раздельное правописание НЕ с глаголами и обратим особое внимание  на  слитное  написание НЕ с глаголами, кроме того, мы с вами поговорим о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах человека.

Слайд 4. Не делай - ?

III Работа по теме урока.

1.      Учитель. Я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы послушайте и ответьте на вопрос: «Почему маме обидно за сына?»

Как часто мама говорит:

«Не делай этого, сынок!»

И укоризненно глядит,

Ей за него обидно.

- Найдите обращение в этом отрывке. Вспомним знаки препинания при обращении.

- Назовите глагол, который запрещает какое-либо действие. –Не делай.

-Что обозначает частица НЕ? –Запрет на действие.

- О чём же мама просит сына? Почему ей  обидно за сына?- Ответы учащихся.

- Давайте запишем глаголы с НЕ, которые будут отрицать недостойные действия человека, которые он иногда проявляет.- Ответы учащихся.

 

Слайд 5.  О чём стоит задуматься?

Не огорчай, не трусь, не хвались, не дерись, не обманывай, не бойся трудностей, не завидуй, не гордись.

- Как надо писать не с глаголами?

- Давайте подумаем о том, как мы с вами ведём себя, как относимся к товарищам, как ведём себя на уроке, на перемене.

 2. Учитель. Послушаем стихотворение «Весёлые рифмы»

 Задание: выписать  на слух глаголы с НЕ.

Весёлые рифмы.

Завести велели мне                                      Я согласен даже НЕ

Новые привычки.                                        Рисовать на парте.

Никогда девчонок НЕ                                 Я согласен даже НЕ

Дёргать за косички.                                     Танцевать на парте.

Никогда с братишкой НЕ                           Но не делайте вы мне никаких упрёков,

Драться за обедом.                                       Если даже я и НЕ

На уроках больше НЕ                                 Выучу уроков.

Говорить с соседом.                                                                        Ю. Вронский

 

- Какие же глаголы вы выписали? Как написали НЕ с глаголами?

Слайд  6. Взаимопроверка.

Действие какого глагола нежелательно выполнять? –Не выучу. А остальные глаголы чему вас могут научить?

3.  Учитель. А теперь обратимся к учебнику (Параграф 95, стр. 246) и прочитаем стихотворение С.Михалкова «Твой друг».

-Выразительное чтение стихотворения учащимися.

-Хотели бы вы иметь такого друга?

- А как пишутся в этом стихотворении глаголы с частицей НЕ? – Ответы учащихся.

 

 

Слайд  7.   И снова раздельно…

4. Учитель. Есть в русском языке удивительные глаголы, они такие маленькие, что их можно назвать лилипутами. Но они очень часто встречаются в нашей речи, поэтому советую вам их запомнить.

Задание: на слайде даны глаголы в утвердительной форме, вы должны их записать с  частицей НЕ.

Буду – не буду

Хочу – не хочу

Могу – не могу

Стану – не стану

 

Слайд 8. Азбука народной мудрости.

5.Учитель. Запиши и вдумайся в смысл пословицы.

1. Лентяя хлебом (не) корми, только с печи (не) гони.

2. Хочешь есть калачи, так (не) сиди на печи.

2. Завистливые глаза (не) знают стыда.

3. (Не) учись до старости, а учись до смерти.

4. Дело делать и за себя (не )может, а кричит за всех.

Последнее предложение появляется позже и учитель задаёт вопрос: « А почему слова неможется и нездоровится пишутся с НЕ слитно?

5.Лентяю всё неможется и нездоровится.

Слайд 9. Наш эксперимент

5.Учитель.    В некоторых случаях глагол и частица НЕ  не  могут жить друг без друга, и тогда глагол с НЕ пишется слитно.   Когда это бывает? Давайте проведём эксперимент.

Слайд 8. Наш эксперимент.

Есть ли такие слова в русском языке?                   Как правильно?

Можется                                                                    Неможется

Здоровится                                                               Нездоровится

Домогать                                                                   Недомогать

Навидеть                                                                  Ненавидеть

Доумевать                                                                 Недоумевать

Ответ: Нет                                                                Вывод: НЕ с глаголом пишется слитно

 

Слайд  10.  Заглянем в толковый словарь.

Учитель. Познакомимся с лексическими  значениями  слов.

Недоумевать – это значит сомневаться, удивляться

Негодовать – выражать неудовольствие

Неволить – заставлять что – то делать против желания человека

6. Работа с учебником. Упр. 597. Замена выделенных слов и словосочетаний глаголами, которые пишутся с НЕ слитно.

 

Слайд  11. Распределительный диктант с самопроверкой.

7.      Учитель. Запишем слова и распределим их в 2 столбика.

Не был, негодовал, не хотел, не стал, не смогла, не буду, ненавидел, не дам, не еду, недомогал, мне нездоровится, не хочу, неистовствовать.

8.Учитель. Мы с вами говорили о правилах поведения, о качествах, которые надо воспитывать в себе. А как вы относитесь к природе?

Слайд  12.  Диктант с отрицанием.

В долинах снег растаял. Зеленеет трава. Пестреют цветы. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Здесь чувствуется приближение весны. Губить природу? (Дайте ответ на последний вопрос).

Слайд   13.  Проверяю себя. (На слайде дан текст с частицей НЕ)

Слайд   14.  Творческая работа «Не губите природу»

Задание: составить текст на данную тему (не менее 5 предложений)

Слайд 15.

III     Закрепление материла на основе обучающей программы – тренажёра «Фраза». Использовать вариант № 239 по данной теме.

 

Слайд 16.

IV Итоги урока.

- Как пишется НЕ с глаголами?

- Что нового вы узнали о правописании не с глаголами?

- Усвоили ли вы правила поведения в школе?

-Выставление оценок.

V Домашнее задание.

1.      Параграф 95

2.      Выучить правило, запомнить правописание словарных слов.

3.      Выполнить упражнение № 600.

Слайд 17. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок предназначен для закрепления темы "Правописание НЕ с глаголами". Для урока подготовлена презентация, используется обучающая программа-тренажёр "Фраза"

В ходе урока учащиеся повторяют изученные сведения о глаголе, закрепляют правило правописания не с глаголами. Особое внимание уделено слитному написанию не с глаголами.

В ходе урока развивается интерес к русскому языку (предлагаются различные задания). Дидактический материал даёт возможность побеседовать с детьми о нормах поведения в различных жизненнных ситуациях, заставляет задуматься о своих поступках и развивает чувство ответственности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 908 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 489
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 378
    • DOCX 48.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коробова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коробова Ольга Викторовна
    Коробова Ольга Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1057
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 617 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов