Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Животворящая сила искусства" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Животворящая сила искусства" (11 класс)

Тема урока:

РР Подготовка к сочинению -рассуждению . «Животворящая сила искусства».

Цель урока: систематизация знаний и умений обучающихся при подготовке к ЕГЭ ( работе с частью С: написаем сочинения)

Задачи урока:

Учебные:

  • Развивать умение учащихся анализировать текст: определять тему и проблематику текста

  • Комментировать поставленную проблему

  • Определять позицию автора и формулировать её посредством художественных и синтаксических средств

  • Развивающие



  • Излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов
    развивать познавательный интерес;
    учиться делать выводы.

  • Активизировать творческую, интеллектуальную инициативу учащихся,

  • Создавать условия для творческой самореализации учащихся

Воспитывающие;

-способствовать духовному становлению личности :

воспитывать чувство патриотизма посредством живописи, музыки

Оснащение:

  • Текст Виктора. Конецкого

  • презентация « Работа над сочинением- частью С»

  • музыка : Григ «Элегия», Чайковский «Утро», « В горнице»

  • Картина Нестерова « Видение отроку Варфоломею»

  • Рабочие листы с заданиями по количеству учащихся




Методические приемы или виды учебной деятельности

•аналитическая беседа;
•выступление учащихся по проблемным вопросам;
•ответы на поставленные вопросы;

  • Словесный

  • Наглядный
    репродуктивный

  • Проблемно-поисковый

Формы организации учебной деятельности

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая (в парах)





















Структура урока







1. Организационный момент - 1 мин.

2. Сообщение темы и цели урока – 2 мин.

3. Стихотворение Бунина – 2 мин.

4. Слово об авторе текста Конецком - 3 мин.

5. Чтение текста под музыку - 3 мин

6 Анализ текста -,

-- теория по презентации 4 мин

7. Работа в парах

(чтение, определение проблем,

авторской позиции, аргументов ) - 7 мин

8.Работа в тетрадях - Записи в карт.№3 5-6 мин

9. Работа по картине « Видение отроку

Варфоломею( Музыка) 5 мин

10. Работа в тетрадях

Моя позиция и аргументы 7 мин

11 Чтение написанного и анализ 3 мин

12 Итог урока, оценки - 2 мин

13Домашнее задание 2 мин



14 « По родной стране»( Ленинград).

Песня « В горнице» - 6 мин



Эпиграф

« О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть. оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.»

И.А.Бунин

Ход урока:



Виды деятельности


Оснащение

Деятельность учителя


Деятельность ученика


Методическое обоснование

Орг. момент.


Здравствуйте, девочки. Садитесь.

Сегодня мы продолжим работу над самой интересной частью ЕГЭ ( частью С – написанием сочинения).

слушают

Настрой на работу

Подготовка к работе с текстом






















































































Музыка

Григ « Элегия»

Картина

« Грачи прилетели» Саврасова




Итак, мы начинаем…

Пожалуйста, Юля…..





































-Каким настроением проникнуто стихотворение, какие мысли вызывает у вас?





Такие строки посвятил своей Родине России Иван Алексеевич Бунин, будучи в эмиграции. Особенно остро чувствуют связь с Родиной те, кто по каким – либо обстоятельствам оказался вдали от неё.

Многие дни и месяцы был за границей и другой писатель – Виктор Викторович Конецкий. Послушаем . Пожалуйста,………………………..













Влад. Конецкий в своих воспоминаниях о Родине.

Пожалуйста……..







Слушаю….



О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть. оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.



В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.



Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.



День вечереет , небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне..

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

( И.А.Бунин)



Настроением грусти, умиротворения, спокойствия….





Конецкий – русский писатель, капитан дальнего плавания

Родился в 1929 году в Ленинграде………………

………………………………………………………………….

………………………………………..

………………………………………..

…………………………………………………….

………………………………….

…………………………..

…………………………………………………………









Чтение текста









Слушают….




Эмоциональный настрой на работу

Работа с текстом








Словесный, наглядный



Беседа с учащимися по первичному восприятию текса

Вопросы к тексту















Структура текста









Слайд «Грачи прилетели».

























Слайд Структура сочинения

----- О чём рассказывает автор в тексте?



--Куда летели маленькие птички?



--Что вспомнил автор, увидев маленьких, беззащитных птиц?





---Да, эта картина нам тоже знакома. Незатейливый пейзаж Средней полосы России, куда каждой весной прилетают грачи, прилетают на родину, чтобы вывести потомство.



---- Как ведут себя « великие, неугомонные путешественники»?





-Вспомним структуру текста ( из каких частей состоит сочинение?)











Посмотрим, правильно ли мы назвали этапы работы?


О морском путешествии.,

О встрече со скворцами, которые возвращались на юг из средней полосы России, с Родины,



Картину Саврасова « Грачи прилетели»

















Хлопочут. Строят и поправляют гнёзда.-торопятся вывести потомство)







  • Проблема

  • Комментарий

  • Позиция автора (Аргументы)

  • Моя позиция ( Аргументы)

  • Заключение, вывод














Учатся строить монологическое высказывание

Анализ текста



































Авторская позиция по отношению к искусству



Работа в тетрадях

























Тип текста

Стиль отрывка





























Работа по картине

Слайд 2

Саврасов «Грачи прилетели».







































































































































































слайд картина Нестерова

« Видение отроку Варфоломею»

Музыка «Утро»



























































































































Беседа с учащимися

Слайд « видение отроку Варфоломею»

Работаем в парах



Прочитайте текст самостоятельно, определите круг проблем ( посоветовавшись друг с другом), которые ставит автор в этом тексте. В своих высказываниях используйте выражения из карточки №3 ( клише к части 3-ей)

-

-Итак, какие же проблемы ставит автор в этом тексте?

















Прокомментируем проблему…

Актуальна ли она, почему автор размышляет над ней?



Какая проблема уже, какая шире?





Мы с вами будем работать по второй проблеме





_ Определим позицию автора ко 2 проблеме Как автор относится к искусству? Какое произведение искусства можно считать настоящим?







Найдите в тексте предложение, подтверждающее вашу мысль.





-Хорошо, запишем в карточке № 2



-















--







---Найдите, пожалуйста, художественные средства, которые помогают нам понять настроение автора











--Определим тип текста, приведём доказательства





-- Определим стиль текста ……………..



Хорошо..







Как мы можем проявить свою любовь к родине?



………………………………………………………………

Правильно, работать на её благо

- А что для этого нужно?





Огромное стремление к учёбе было и у главного героя «Жития преподобного Сергия « -- мальчика Варфоломея. Вспомним эту картину.

Послушаем ……





























































Какая была мечта у Варфоломея?

Приведите доказательство



– Кто помог мальчику?



















Проблемы:



1.проблема ощущения Родины ( с чем связано ощущение Родины у русского человека?)

………………………………….



2.Проблема назначения искусства ( какое произведение можно считать произведением искусства?)



……Да, актуальна….. Многие молодые люди сейчас уезжают за границу в поисках лучшей жизни

Уже – 1 проблема

Шире – 2 проблема

























Настоящее произведение искусства « будит и освещает в соплеменнике чувство Родины»( предложение 20, 23)





…………………………………….















Текст проникнут настроением грусти







Эпитеты : беззащитные птички. усталые созвездия

Антитеза

Метафора – распущённые ветром мокрые комочки

Лексический повтор

« Это не опишешь, это возвращает в детство. Это связано…





Расссуждение с элементами повествования





публицистический ( воздействовать на читателя) с элементами описания









работать на её благо

Выучиться, стать хорошим специалистом мастером своего дела



Картина

Видение отроку Варфоломею»

1889-1890

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и съешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось.

Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное.











Стать грамотным. Учиться..





« Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту»



Святой старец через просфору (Тело Христово) , Божья помощь


Учатся строить монологическое высказывание








Итог урока

























Оценки











Домашее задание







Итак, подведём итоги



чем мы сегодня занимались на уроке?





















Спасибо за работу, девочки. Вы сегодня в очередной раз …. Умницы.., поставьте в дневники следующие

Оценки за работу на уроке:

Алина …..

Написать сочинение по данному тексту, используя материалы, наработанные на уроке, на оценку «4»

На оценку «5» нужно проявить большую самостоятельность , а именно: использовать свои примеры из художественной литературы, из живописи, из архитектуры, скульптуры….








  • - учились писать сочинение

  • Определять проблему текста

  • Комментироваь её

  • Определять позицию автора по данному вопросу

  • Высказывать и аргументировать свою точку зрения по данному вопросу



















Записывают задание









Рассказ по личным впечатлениям


Да, тема Родины волнует сердце каждого русского человека. Какие ещё виды искусства могут пробудить в человеке чувство Родины?



Пожалуйста, Оля


Санкт – Петербург

…………………………………………………..

Песня « В горнице моей светло……..»




Конспект урока по русскому языку на тему "Животворящая сила искусства" (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Ставила следующие задачи урока:развивать умение учащихся анализировать текст, определять тему и проблему текста, комментировать  поставленную проблему, определять позицию автора и формулировать  её посредством  художественных и  синтаксических средств, излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов. Развитию познавательного интереса  и активизации творческой, интеллектуальной  инициативы учащихся, а также духовному становлению личности способствовала не только работа по тексту Конецкого , но и привлечение "Жития Сергия Радонежского", картины " Видение отроку Варфоломею", музыка Грига, Чайковского, впечатления учащихся от поездки в Санкт- Петербург, исполнение песни " В горнице моей..." на стихи Рубцова.

Автор Герасимова Татьяна Яковлевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 19993
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓