Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку "Именительный и Винительный падежи"

конспект урока по русскому языку "Именительный и Винительный падежи"

Тема: Именительный и винительный падежи

Тип урока

Освоение нового материала

Цель

Познакомить со способами различения имен существительных в именительном и винительном падежах.

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать умение различать именительный и винительный падежи; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; научатся различать именительный и винительный падежи; изменять имена существительные по падежам; разбирать предложение по членам; определять склонение и падеж выделенных имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных задач в зависимости конкретных условий способов решения ; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с одноклассниками, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Организация начала урока






Слайд 1- 2













Слайд 3








Кистевая разминка

Слайд 4

Проверяю готовность к уроку. Приветствую учащихся.

Прозвенел звонок веселый,

начинается урок.

Друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Поприветствуйте гостей, пусть им будет веселей.

- Чтобы наше дело спорилось давайте составим формулу успеха. Обратите внимание на доску. Наша формула состоит из 3 слагаемых. Выберите необходимые слова, которые подойдут для данной формулы.

- Молодцы, ребята! Я желаю вам успеха на уроке.

- Возьмите листочек и нанесите на нем 2 шкалы. На первой шкале покажите ваше эмоциональное состояние на начало урока.

- За основу нашего урока я взяла пословицу Семья сильна, когда над ней крыша одна.

- Как вы понимаете ее смысл?

- А наш класс можно назвать семьей?

Конечно можно нас назвать семьей, потому что мы являемся одним целым нашего дружного школьного коллектива и идем к одной цели: получение знаний.

Кистевая разминка.

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Демонстрируют о готовности к уроку. Приветствуют гостей:

Мы рады приветствовать вас в нашем классе!

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.



Дети выбирают: старание, внимание, сообразительность.





Дети определяют свое эмоциональное состояние.








Ответы детей


Ответы детей



Записывают дату


Сигналят о готовности слушать

Принимать
и сохранять организационные задачи


II. Актуализация знаний, необходимых.






Слайд 5





Слайд 6














Минутка чистописания.












Слайд 7










Работа над словами с непроверяемым написанием


Слайд 8 - 9
















Особой тайны в учёбе нет,

Здесь есть единственный ответ:

К себе нам нужно относиться строго,

Не отвлекаться на уроках,

Стараться их не пропускать.

Всегда заданья выполнять.

И даже неохотно пусть -

Все правила учите наизусть!

Кто требования выполняет,

Всегда хорошие отметки получает!


- Что такое отметка?

- Где мы можем найти значение этого слова?

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Посмотрите на запись на доске.

На доске:

По отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

- Что заметили?

- Сколько падежей в русском языке?

-Назовите все падежи и вопросы к ним.


- Что такое склонение существительных?

- К какому склонению относится слово про отметку?

Провожу минутку чистописания.

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове «отметка». Какая это буква?

Вторая буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в именительном падеже. Какая это буква?

Третья буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в винительном падеже. Какая это буква?

Напишите данный ряд букв в указанном порядке:

Запишите формы имени существительного «отметка» в падежном порядке.


- Ребята, слово отметка мы можем связать с понятием семья

Организую работу над словом с непроверяемым написанием.

Прочитайте ребусы. Назовите данные предметы одним словом.

100Л

100,УЛ

стол

стул

- Что такое мебель?

Запишите новое словарное слово.

Подберите однокоренные слова к слову «мебель».

Составьте предложение с данным словом

- А слово мебель можно объединить со словом семья? Как?

- А я придумала вот такое предложение: Мы купили новую мебель в большую комнату. А на стену повесили картину с изображением корабля.

Отвечают на вопросы учителя.







Находят в словаре

ОТМЕТКА: принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся

п: Выставить отметку в журнал.



- Существительное отметка, употреблённое в разных падежах.

- 6 падежей


Называют падежи и вопросы к ним



-Изменение существительных по падежам.


- 1 склонение, ж.р. окончание а





-Буква «к».



-Буква «а».



Буква «у».

Ка Ку Ак Ау Ук Уа

кау куа уак ука аку аук

- Отметка ( И.п.), у отметки (Р. п), по отметке (Д.п), про отметку (В. п), отметкой (Т. п), об отметке (П.п)


- Родители радуются за наши хорошие отметки.




Находят значение слова в словаре. Записывают словарное слово

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

МЕБЕЛЬ – предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта.


мебельный, мебелировать,

мебельщик, меблировка.

Комната Димы была заставлена мебелью.


-Каждая семья для своего быта покупает удобную, необходимую мебель


Выставление картинки с изображением корабля.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу















Самооценка, сверка по образцу






Взаимопроверка и сверка по образцу








III. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы урока

- Прочитайте предложения.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? Определите его падеж.

- На какой вопрос отвечает слово корабль во 2 предложении? Определите его падеж

Выставляю карточки

Именительный

Винительный



Послушайте сказку и потом ответьте на мой вопрос:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

Выставляю карточки

что

что



-Сформулируйте тему

Открываю тему урока на доске.

-Какую цель мы поставим на уроке?



- Какова наша задача на уроке?



Слово корабль

На вопрос что

Именительный падеж


На вопрос что


Винительный падеж














Они имеют одинаковый вопрос что?


Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока



- Тема нашего урока Именительный и Винительный падежи.

- Познакомиться со способами различения имен существительных в именительном и винительном падежах.

- Мы должны научится распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над признаками И. и В. падежей

























Работа

по учебнику

(у 185) с. 105

Научим придворных различать близнецов. С чего начнем наше исследование?


- Какой вывод сделали?



- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

второстепенный

подлежащееhello_html_6ed5b25d.gif




-Как связано существительное корабль с главным словом во 2 предложении?

- Имеет ли предлоги существительное в И. п.?

имеет предлоги

без предлога




- Ребята, а экипаж корабля можно назвать семьей? Почему?

- Разберем предложение по членам.

Два ученика работают у доски , остальные в тетрадях. Коллективная проверка.

- В 1 предложении слово корабль -главный член предложения, а во 2 - второстепенный.

- В именительном





- в винительном







- С помощью предлога



- Нет не имеет



- Да потому, что это единая команда, которая объединена одним общим делом и в ответе друг за друга.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.













Строить монологические высказывания
















Самооценка на полях тетради.

- Откройте учебник на с. 105. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод правильно ли мы выделили признаки , по которым можно определить И. и В. падежи существительного.







В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные?

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия . Анализируют формулировку данную в учебнике.

В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом.


У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые

Неодушевленные

Физкультминутка


Проводит ученик

здоровьесбережение

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по карточке.

Еще раз проговорить алгоритм определения падежей.

Переходим к закреплению полученных знаний. Возьмите карточки. Какое задание должны выполнить?

(Определить падеж имени существительного)

Выделить падежные окончания

Наша семья ( И .п ) провожала папу плаванье. Мама (И .п) накрыла стол (В. п) .

Бабушка (И .п) испекла вкусный пирог(В. п.).

Судно (И .п) ждало попутный ветер (В.п), чтобы отплыть.

Капитан (И .п) отдал приказ.


Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитическое упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Определяют падеж имен существительных.

Определяют, что падежные окончания имен существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах не различаются.




Семья – звуко-буквенный анализ

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей

и условиями ее реализации. Осуществлять контроль

по результату

Самооценка

Гимнастика для глаз




VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа в паре

На доске слова

Квартира, мебель, комната, картина, отец, мама, дети.

Составьте два предложения с любыми из данных слов, употребив имена существительные

в форме именительного падежа и винительного падежей. Запишите предложения.

Подчеркните главные члены предложения. Укажите падеж имен существительных.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.


Записывают предложения. Подчеркивают в предложениях главные члены. Указывают падеж имен существительных.



Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Работа с электронным приложением

1Выполнить в паре упражнение в правом верхнем углу.

2. Задание в левом нижнем углу.

Сигнальными карточками демонстрируют о проделанной работе.

Самооценка

VII. Итог урока. Рефлексия


















- Назовите мне тему урока

-Какую задачу мы ставили перед собой?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Какое задание оказалось для вас самым сложным? Почему?

Достигли мы намеченной цели?

Я попрошу вас ответить мне на этот вопрос с помощью сигнальных карточек: если считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи, то поднимите карточку зеленую; не уверены в своих знаниях – карточку желтую, а если вы материал не поняли – красную карточку.

Составление синквейна по уроку

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Пожелание семье

- И. и В. падежи

- научится распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Показывают с помощью карточек, считают ли они, что достигли цели, то есть научились распознавать именительный и винительный падежи



Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою позицию. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговариваю и объясняю домашнее задание. Формулирую задачи выполнения упражнения, даю сопутствующие комментарии.

Выполнить упражнение 189 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

.

конспект урока по русскому языку "Именительный и Винительный падежи"
  • Начальные классы
Описание:

Урок разработан о соответствии с ФГОС, прописаны предметные и метапредметные и личностные результаты. Цель урока: познакомить со способами различения имен существительных в Именительном и Винительном падежах. 

В ходе урока четко прослеживается фундаментальный объект "семья", т.к. семья является главным звеном в жизни ребенка.

Эмоциональный настрой на урок проходит через составление формулы успеха, т.к. дети понимают необходимость успешного обучения.

Объяснение нового материала проходит через постановку проблемного вопроса. В ходе диалога дети приходят к выводу, что неодушевленные  имена существительные, отвечающие на вопрос что? можно четко различать. Если слово является главным в предложении и употребляется без предлога, то это Именительный падеж. Цель урока была достигнута.

Автор Макаренко Елена Валерьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 806
Номер материала 18102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓