Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку и культуре речи на тему "Функциональные стили русского языка"

Конспект урока по русскому языку и культуре речи на тему "Функциональные стили русского языка"

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»


Торгово-экономическое отделение








Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему: «Функциональные стили русского языка»







Составила и провела преподаватель:

__________ М.В.Кармишина


















Пенза 2014

Тема: Функциональные стили русского языка.

Цели:

  1. образовательные

углубить представление студентов о стилях речи; дать понятие о признаках официально – делового, публицистического, разговорного стилей; отработать умение составлять тексты разных стилей речи.

  1. развивающие

развитие речи, внимания, памяти, мышления.

  1. воспитательные

прививать любовь к русскому языку, развивать культуру речи.


Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, цели.

  3. Обобщение знаний по теме:

А) о происхождении термина «стилистика»

Б) о роли функциональных стилей в языке

  1. Выступление творческих групп + практическая работа.

  2. Итог






В речи человека используются самые разные слова, разные по построению предложения. Это определяется тем, с кем говорим (с товарищем по дому, с преподавателем), где говорим (на собрании, на улице, дома), с какой целью говорим (общение, сообщение, воздействие). В зависимости от этого ученые говорят о разных стилях речи.

В обиходной речи, в быту используется разговорная речь. Здесь уместны грубоватые, просторечные слова, устойчивые обороты речи. Этот стиль речи допустим в общении с близкими людьми, а в художественных произведениях – в диалоге, в речи героев. Разговорная речь направлена на одного человека.

Разговорному стилю противопоставлены книжные стили. Они адресованы всем грамотным, умеющим читать.

Сегодня мы будем говорить о таких книжных стилях, как художественный, научный, публицистический, официально – деловой.

Художественный стиль призван воздействовать на ум, чувства человека, поэтому в нем – слова яркие, образные, с переносным значением. Он используется в художественных произведениях.

В научном стиле дается краткая, точная информация (сообщение, объяснение). В нем – термины, то есть слова научные, с прямым значением. Цель этого стиля – дать научные сведения.

Публицистический стиль используется в СМИ и публичных выступлениях с целью воздействовать на слушателя и читателя в форме письменной и устной речи.

Официально – деловой стиль используется при общении в учреждении, в деловой сфере. Цель – обмен информацией, регуляции поведения. Форма – письменная речь и устная речь.





  1. Выступление творческих групп + практическая работа.

Основные признаки разговорного стиля (1 группа)

Стилевые черты:

  • Мы не всегда знаем, о чем будем говорить.

  • Мы не знаем, какие слова подберем.

  • Мы должны видеть и слышать участника разговора.

Языковые средства:

  • Ограничен состав книжных слов.

  • Много просторечий, разговорных слов.

  • Большое количество междометий, частиц.

  • Наличие неполных и коротких предложений.

  • Богатство интонаций.

Использование: в устной речи – беседа в кругу друзей, в письменной речи – дружеские письма.

Основные признаки официально – делового стиля (лат. должностной) (2 группа)

  1. Определенная форма составления деловых бумаг (стандарт).

  2. Точность формулировки.

  3. Безличность предложений:

Прошу Вас…

Сообщаем (Вам; о том), что…

Ставим (Вас) в известность (о том, что)…

Доводим до (Вашего) сведения (то, о том), что…

Уведомляем (Вас; о том, что)…

Информируем…

Напоминаем…

Еще раз (вторично, повторно, снова, вновь, настойчиво, настоятельно, убедительно) напоминаем (Вам)…

Обращаемся (к Вам) с напоминанием (повторным напоминанием)…

  1. Использование клише (речевые штампы)

Справка из толкового словаря Ожегова С.И. Клише. Рисунок, чертеж на металле, камне, дереве для печатания. Готовое клише (перен.: о шаблонной фразе, выражении). (Н.: нижеподписавшиеся, в связи с тем, что, вышеуказанные, нижеследующие).

  1. Жанры:

Заявление, автобиография, расписка, доверенность, счет, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отчет о работе, инструкция, закон, указ, рапорт, объявление.

Основные признаки публицистического стиля (язык СМИ)(3 группа)

  1. Употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно – политические проблемы. (Н.: маркетинг, менеджмент, бизнес, биржа, демократия, идеология, политика и т.д.).

  2. Использование оценочных средств выражения (Н.: агентура, акробаты благотворительности, болячка, бутербродный писака, верхушка).

  3. Подчеркнутая документальность. (Н.: как показали достоверные источники, по словам путина …, т.е. конкретно указывается «кто», «где», «когда».)

  4. Официальные аббревиатуры:

СКВ – свободно конвертируемая валюта

НДС – налог на добавочную стоимость

ЦБР – центральный банк России

ЕЭС – единая экономическая система.

  1. Использование штампов. (Н.: черное золото, золотой фонд России).

  2. Лаконичность при информационной насыщенности. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, лаконичны. Другое важное их качество – массовость, демократичность, доступность.

  3. Использование восклицательных и вопросительных предложений (нередко целыми группами, рядами). (Н.: Энциклопедия! Кто из ученых, политических, хозяйственных, газетных работников, учителей, агрономов, врачей, «просто людей» миновал длинные проспекты ее столбиков? Кто не лазил в ее дебри за справкой, ответом, разъяснением? (М.Кольцов)).

  4. Газетно – публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку.

  5. Разнообразие жанров: репортаж, заметка, хроникальная информация, интервью, передовая статья, отчет, очерк, фельетон, рецензия.

В передовой статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза. Здесь создается своеобразный коллективный образ автора.

Для стиля заметки характерна устремленность на сообщение. Главное – точно выразить суть информации, лаконично сообщить о факте, событии без комментариев, оценок, выводов.

Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Репортаж – это глаза и уши читателя. Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий событие, а нередко и участвующий в нем.

В очерке факт, событие не только воспроизводится, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки каких – либо проблем.

Очерк – более широкий, по сравнению с репортажем, более стилистический и более «личный» жанр.

Фельетон от других публицистических жанров отличает сатирическое отражение действительности, сатирический анализ явлений, фактов, лиц.

Основные признаки научного стиля (4 группа)

Ситуация:

  • Сообщение информации, обмен мыслями в официальной обстановке.

Стилевые черты:

  • Отвлеченность и обобщенность

  • Последовательность изложения

  • Точность, доказательность

  • Неэмоциональность

Языковые средства:

  • Научные термины

  • Нейтральные и книжные слова с отвлеченным значением

  • Преобладание имен существительных

  • Распространенные повествовательные предложения

  • Сложные предложения с союзами «что», «так как», «если».

Использование:

  • В научных трудах: энциклопедиях, учебниках, словарях, научных, научно – популярных книгах, патентное описание (описание изобретения), справочники, инструкции, реклама (имеющая признаки публицистического стиля).

  • В выступлениях на научные темы, лекциях, на уроках, в докладах и т.п.

  • Рефераты, конспекты.


Особенности художественного стиля речи (5 группа)

  1. Изображение (словами) каких – то картин (образность);

  2. Выражение определенного чувства (эмоциональность);

  3. Использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения, звуковые повторы, звукоподражание), различных по структуре и интонации предложений.

  4. Используются элементы разных стилей.

Метафора – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. (Н.: говор детей – говор волн, голубое небо – «ситец неба такой голубой»).

Авторские или индивидуальные метафоры – придумываются, создаются писателями, поэтами. (Н.: Костер рябины красной (С.Есенин.). Волос золотое озеро (С.Есенин)).

По своей природе, сущности очень близко к метафоре сравнение.

Сравнение – это сопоставление двух явлений, с тем, чтобы пояснить одно их них при помощи другого. (Н.: «Он бежал быстро – он бежал быстрее, чем лошадь» (А.Пушкин)).

Эпитет – образное определение. (Н.: Седые волосы – серебряные седины).

Постоянные эпитеты – характерное явление устной народной поэзии, фольклора. (Н.: добрый молодец, красна девица, синее море, чистое поле).

Метонимия- это троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого. (Н.: «А в двери ломились люди в бушлатах, шинелях, тулупах. – А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.»)

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления. (Н.: Я вас давно не видел. – Я вас не видел тысячу лет).

Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета силы, значения, какого – либо явления, например: мальчик с пальчик.

Аллегория –иносказание. («Обрыв» И. Гончарова – это символ духовного «обрыва», душевной драмы героини романа.

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. (Н,: гордые молчаливые горы, волнующиеся или спокойные моря, задумчивые леса).

Практическая работа

(Эксперты: Егорова Рита, Тимошина Катя, Дано Оля).

1 группа: Разговорный стиль

Телефонный разговор,

Разговор о любви.

  • Соблюден ли стиль?

  • Выделите особенности разговорного стиля.

2 группа: Официально – деловой стиль

  1. Заявление (отпрашиваетесь на субботу домой), упр. 905

  2. Объяснительная (почему отсутствовали на занятиях или опоздали на пару)

  3. Автобиография, упр. 909 (образец)

  4. Объявление о новогоднем вечере

  5. Подготовьте и напишите резюме в адрес того предприятия, где вы хотели бы работать (упр. 904) + деловая беседа (разыграть)

3 группа: Публицистический стиль

  1. напишите заметку о техникуме в студенческую газету

  2. репортаж (на телевидении). Беседа с зав. отделениями о проблемах студентов, репортаж из столовой (вкусно ли готовят?)

4 группа: Научный стиль

Задание: написать в научном стиле текст: «Моя профессия» (история возникновения).

5 группа: Особенности художественного стиля речи

Написать стихотворение о профессии, о техникуме, о студенческой жизни.




5. Итог

Оценки.

  • Чему научились на сегодняшнем уроке?

  • Что нового узнали?










Конспект урока по русскому языку и культуре речи на тему "Функциональные стили русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка открытого урока по русскому языку и культуре речи на тему "Функциональные стили русского языка".

Задачи урока: углубить представления студентов о стилях речи, дать понятие о признаках официально-делового, публицистического, разговорного стилей, отработать умение составлять тексты разных стилей речи.

Данный урок русского языка и культуры речи разработан для студентов, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

260203 Технология мяса и мясных продуктов (базовая подготовка),

030912 Право и организация социального обеспечения

(базовая подготовка),

230401 Информационные системы (по  отраслям) (базовая подготовка),

100114 Организация обслуживания в общественном питании (базовая подготовка),

100701  Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка),

260807 Технология продукции общественного питания (базовая подготовка)

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка, углубленная подготовка)

080118 Страховое дело  (по отраслям) (углубленная подготовка).

Тип урока: закрепление и обобщение изученного. Большое место на уроке отводится групповой работе. Каждая группа получает творческие задания исходя из особенностей стиля. 

Использованы методы: частично- поисковый, репродуктивный. 

Групповая форма работы способствует сплочению коллектива, вовлечению в работу всех студентов. 

 

Автор Кармишина Марина Викторовна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2450
Номер материала 3936
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓