Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку в 9 классе Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катайгинская средняя общеобразовательная школа

Верхнекетского района Томской области.












Конспект урока по русскому языку
в
9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА





подготовила

учитель русского языка и литературы

Мальцева Светлана Владимировна

















Катайга 2014

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

(конспект урока русского языка в 9 классе)

Мальцева Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы

1 категории

МБОУ «Катайгинская СОШ»

Верхнекетского района Томской области

Цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста, используя основные способы сжатия.

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста;

  • формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);

  • мобилизация памяти;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Оборудование: план-конспект урока, тексты, распечатанные на отдельных листах.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, постановка задачи.

Сегодня на уроке мы продолжаем учиться анализировать текст и отрабатывать умение пользоваться способами и приёмами сжатия текста при написании сжатого изложения.

II. Повторение сведений о сжатом изложении.

Сжатое изложение – это особая форма работы с текстом. Вспомним, что такое сжатое изложение? (Это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

Основное условие успешного выполнения задачи, связанной со сжатием информации, – полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа будет представлять собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста различных элементов.

III. Коллективная практическая работа.

Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей (упражнения напечатаны на отдельных листах, результаты записываются в тетради).

Задание:

  1. Восстановите правильный порядок предложений.

  2. Определите, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если (Тезис 1 — Пример 1 — Но Тезис 2).

  5. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические слова»



  1. Жители пустыни — искусные обработчики металлов — приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.

  2. Они обменивали одни товары на другие.

  3. На него можно было выменять любую вещь.

  4. Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег.

  5. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото.

Правильные ответы:

  1. 4,2,1,5,3.

  2. Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь

  3. Когда- то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жители пустыни— искусные обработчики металлов — приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину..

  4. Когда-то купцы…. Но постепенно….

  5. Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

IV. Повторение способов и приёмов сжатия текста.

Ещё одним важнейшим условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.

Вспомним способы сжатия текста.

К основным языковым приемам сжатия текста относятся :

1.Обобщение частной информации:

(ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

  • замена прямой речи косвенной.

2.Исключение второстепенной информации :

исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

исключение повторов;

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.


Тренировочные упражнения на овладение способами и приёмами сжатия текста. (Выполняются в парах на отдельных карточках).

Задание:

  1. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант фрагмента.

Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников , у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.

Если о Плутоне и его спутнике известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдали уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, если на Луне вода. ( По Е.Левитану)

Ответ: Число спутников у планет Солнечной системы неодинаковое: у планет-гигантов их несколько десятков, а у Плутона и Земли всего лишь по одному.

Хотя Луну, в отличии от спутника Плутона, ученые исследуют многие годы, до сих пор неизвестно, есть ли на ней вода.



  1. Сократите фрагмент текста с помощью приёма исключения.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.



Ответ: Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты.

Сократите фрагмент текста с помощью приёмов исключения и обобщения информации.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

Ответ: В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

(Слушаем ответы учеников).

V. Самостоятельная практическая работа по вариантам с последующей проверкой.

1. Используйте приём исключения при сжатии фрагмента (подчеркнуть):

I в. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и действительности.

II в. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать.

2.Используйте приём обобщения при сжатии фрагмента (запишите фразу на отдельной строке):

I в. Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.

(Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами)

II в. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.

(Щедра была чистопрудная осень. Бульвар тонул в разноцветной опавшей листве деревьев.)

(Слушаем ответы учеников)

Таким образом, мы увидели, как можно сжать текст, используя различные способы.

VI. Анализ текста.

Разумеется, на экзамене вы должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста, поэтому от простого упражнения мы переходим к более сложному. Помните, что при сжатии текста надо понять его смысл, логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите тезисы и примеры.

  3. Первый абзац сократите с помощью приёма исключения, выделенный фрагмент – с помощью приёма обобщения.

  4. Напишите сжатое изложение текста.



Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М. Гаспаров)

Ответы:

2.В этом тексте четыре тезиса:

1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты;

2) олимпийские игры посвящены Зевсу;

3) программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков;

4) позже программа олимпийских состязаний расширилась.

3. Из первого абзаца следует исключить следующие детали:

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Содержание выделенного фрагмента, возможно, получится обобщить так:

Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

4.В целом сжатое изложение этого текста может быть таким:

Олимп и Олимпия – не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвящённые Зевсу.

Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

Позднее программа олимпийских состязаний расширилась.

VII. Итоги урока.

Итак, вспомним,

  • о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?

  • какие способы и приёмы сжатия текста вы применяли на уроке?

  • какой из них вам показался наиболее доступным?

  • В чём испытывали затруднение?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Напишите сжатое изложение по тексту (раздаются карточки с текстом).

Откуда берутся храбрецы и трусы? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но важен и опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.

Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат, чтобы родители смогли их быстро найти и унести в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасность уже рассчитывают на собственные силы: они прячутся или ударяют. Наконец, шимпанзе-подростки пробуют взрослое поведение: они проявляют агрессию, пугая противника или вступая в драку.

Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность возникает, если в детстве малыш обретал поддержку. Если к кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, то, повзрослев, он будет по – прежнему беспомощно прижиматься к земле и плакать.

Эти наблюдения заставляют по – новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Вряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от страшной собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и в дальнейшем будет пасовать перед трудностями. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать своих детей; пусть пятнадцатилетие сами опробуют свои силы в реальных конфликтах. (170 слов).

Список использованных источников:

1.Н.А.Шапиро,А.В.Волкова,Е.В Кузнецова,Е.Ю.Шувалова. «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:метод и практика»./Лекции 1-4/.Москва.Педагогический университет «Первое сентября»,2013.

2 .Г. Т. Егораева ГИА Типовые тестовые задания, Москва, 2012.

3.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. — Москва: Интеллект-Центр, 2013. — 216стр.



Конспект урока по русскому языку в 9 классе Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катайгинская средняя общеобразовательная школа

Верхнекетского района Томской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку
в
9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мальцева Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Катайга 2014

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

(конспект урока русского языка в 9 классе)

Мальцева Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы

1 категории

МБОУ «Катайгинская СОШ»

Верхнекетского района Томской области

                       

Цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста, используя основные способы сжатия.

            Задачи урока:

образовательные:

·         формировать структурированное восприятие и содержание текста;

·         формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

·         формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивающие:

·         развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);

·         мобилизация памяти;

воспитательная:

·         воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Оборудование: план-конспект урока, тексты, распечатанные на отдельных листах.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, постановка задачи.

 Сегодня на  уроке мы продолжаем учиться анализировать текст и отрабатывать умение пользоваться способами и приёмами сжатия текста при написании сжатого изложения.

II. Повторение сведений о сжатом изложении.

– Сжатое изложение – это особая форма работы с текстом. Вспомним, что такое сжатое изложение? (Это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

– Основное условие успешного выполнения задачи, связанной со сжатием информации, – полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа будет представлять собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста различных элементов.

III. Коллективная практическая работа.

Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей (упражнения напечатаны на отдельных листах, результаты записываются в тетради).

Задание:

1.      Восстановите правильный порядок предложений.

2.      Определите, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

3.      Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

4.      Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если (Тезис 1 — Пример 1 — Но Тезис 2).

5.      Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические слова»

 

1)      Жители пустыни — искусные обработчики металлов — приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.

2)      Они обменивали одни товары на другие.

3)      На него можно было выменять любую вещь.

4)      Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег.

5)      Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото.

Правильные ответы:

1.      4,2,1,5,3.

2.      Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь

3.      Когда- то купцы… обменивали  одни товары на другие. Например, жители пустыни— искусные обработчики металлов — приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину..

4.      Когда-то купцы…. Но постепенно….

5.      Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

IV. Повторение способов и приёмов сжатия текста.

– Ещё одним важнейшим условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.

– Вспомним способы сжатия текста.

К     основным языковым приемам сжатия текста относятся :

    1.Обобщение частной информации:

(ПЕРЕВОД  ЧАСТНОГО  В  ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)                                                                           

                     замена однородных членов обобщающим наименованием;

                     замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

·                    замена предложения или его части указательным местоимением;

                     замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с       обобщающим значением;

                     замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

                     замена прямой речи косвенной.

                                                         

2.Исключение второстепенной информации :

           исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

           исключение повторов;

           исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

           исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

 

Тренировочные упражнения на овладение способами и приёмами сжатия текста.  (Выполняются в парах  на отдельных карточках).

Задание:

1.      Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант фрагмента.

Девять планет обращаются вокруг нашего Солнца, и у большинства из них есть спутники. У Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна – до двадцати спутников , у Марса – два, а у Земли и далекого крошечного Плутона – по одному: у Земли – Луна, у Плутона – Харон.

Если  о  Плутоне  и его спутнике  известно пока очень мало (лишь совсем недавно удалось получить первую фотографию Харона), то Луну люди наблюдали уже много тысяч лет. Но несмотря на это, и она таит в себе неразгаданные загадки. Так до сих пор не получен окончательный ответ на вопрос, если на Луне вода. ( По Е.Левитану)

Ответ: Число спутников у планет Солнечной системы неодинаковое: у планет-гигантов их несколько десятков, а у Плутона и Земли всего лишь по  одному.

Хотя Луну, в отличии от спутника Плутона, ученые исследуют многие годы, до сих пор неизвестно, есть ли на ней вода.

 

2.      Сократите фрагмент текста с помощью приёма исключения.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.

 

Ответ:  Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты.

Сократите фрагмент текста с помощью приёмов исключения и обобщения информации.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

Ответ:  В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

(Слушаем ответы учеников).

V. Самостоятельная практическая работа по вариантам с последующей проверкой.

            1. Используйте приём исключения при сжатии фрагмента (подчеркнуть):

I в.  Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и действительности.

II в. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать.

2.Используйте приём обобщения при сжатии фрагмента (запишите фразу на отдельной строке):

I в. Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.

(Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами)

II в. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.

(Щедра была чистопрудная осень. Бульвар тонул в разноцветной опавшей листве деревьев.)

            (Слушаем ответы учеников)

– Таким образом, мы увидели, как можно сжать текст, используя различные способы.

VI. Анализ текста.

– Разумеется, на экзамене вы должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста, поэтому от простого упражнения мы переходим к более сложному. Помните, что при сжатии текста надо понять его смысл, логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

Задание:

1.      Прочитайте текст.

2.      Выделите тезисы и примеры.

3.      Первый абзац сократите с помощью приёма исключения, выделенный фрагмент – с помощью приёма обобщения.

4.      Напишите сжатое изложение текста.

 

            Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

            Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

            Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М. Гаспаров)

Ответы:

2.В этом тексте четыре тезиса:

1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты;

2) олимпийские игры посвящены Зевсу;

3) программа первых олимпийских игр связана  с повседневной жизнью греков;

4) позже программа олимпийских состязаний расширилась.

3. Из первого абзаца следует исключить следующие детали:

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Содержание выделенного фрагмента, возможно, получится обобщить так:

            Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

4.В целом сжатое изложение этого текста может быть таким:

            Олимп и Олимпия – не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвящённые Зевсу.

            Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

            Позднее программа олимпийских состязаний расширилась.

VII. Итоги урока.

Итак, вспомним,

·         о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?

·         какие способы и приёмы  сжатия текста вы применяли на уроке?

·         какой из них вам показался наиболее доступным?

·         В чём испытывали затруднение?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Напишите сжатое изложение по тексту (раздаются карточки с текстом).

Откуда берутся храбрецы и трусы? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но важен и опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.

Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат, чтобы родители смогли их быстро найти и унести в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасность уже рассчитывают на собственные силы: они прячутся или ударяют. Наконец, шимпанзе-подростки пробуют взрослое поведение: они проявляют агрессию, пугая противника или вступая в драку.

Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность возникает, если в детстве малыш обретал поддержку. Если к кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, то, повзрослев, он будет по – прежнему беспомощно прижиматься к земле и плакать.

Эти наблюдения заставляют по – новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Вряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от страшной собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и в дальнейшем будет пасовать перед трудностями. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать своих детей; пусть пятнадцатилетие сами опробуют свои силы в реальных конфликтах. (170 слов).

      

  Список использованных источников:

1.Н.А.Шапиро,А.В.Волкова,Е.В Кузнецова,Е.Ю.Шувалова. «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:метод и практика»./Лекции 1-4/.Москва.Педагогический университет «Первое сентября»,2013.

2 .Г. Т. Егораева ГИА Типовые тестовые задания, Москва, 2012.

3.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. — Москва: Интеллект-Центр, 2013. — 216стр.

 

Автор Мальцева Светлана Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3643
Номер материала 17565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓