Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку «ПОНЯТИЕ О КОРНЕ СЛОВА И РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВАХ» ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку «ПОНЯТИЕ О КОРНЕ СЛОВА И РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВАХ» ( 2 класс)

Тема: «Понятие о корне слова и родственных (однокоренных) словах»


Целевые установки урока:

  • формировать представление детей о родственных словах как о группе слов, в которой слова имеют общее значение и одновременно общую часть в их написании и звучании; уметь подбирать (составлять) группы родственных слов; иметь опыт различения родственных слов и слов, близких по значению (по смыслу), – синонимов;

  • активизировать использование в речи учащихся родственных слов и слов, близких по значению (синонимов);

  • развивать интонационную выразительность речи учеников и чистоту произношения ими слов (работа со скороговоркой);

  • обогащать опыт толкования значения слов и образных выражений (зелёная дымка – упражнение 5 на с. 6 (ч. 2);

  • вводить в активный словарь второклассников термин «родственные слова»;

  • формировать опыт ориентации в расположении учебного материала в учебнике.


Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока, и приобретают умения:

  • анализировать и объяснять смысл понятий «родственные слова», «однокоренные слова» – ч. 2: с. 56, упр. 1;

  • выбирать группы родственных (однокоренных) слов – ч. 2: с. 59, упр. 6;

  • строить рассуждение при выделении родственных (однокоренных) слов – ч. 2: с. 56, упр. 2, 3;

  • подбирать к данным словам родственные (однокоренные) слова – ч. 2: с. 58, упр. 4;

  • сравнивать однокоренные слова и устанавливать, что общего и чем различаются однокоренные слова, – ч. 2: с. 57, упр. 2, 3;

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные – с. 58, упр. 5;

  • речевое развитие:

строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка;

произносить правильно скороговорки – ч. 2: с. 58, упр. 4.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

  • регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы), целеполагание – ч. 2: с. 56;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока) – ч. 2: с. 57;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…» и др.) – ч. 2: с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;

  • познавательные УУД:

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков – ч. 2: с. 57, упр. 2, 3; с. 58, упр. 4–5;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи – ч. 2: с. 57, упр. 2, 3; с. 58, упр. 4–5;

  • коммуникативные УУД:

– работать со взрослыми (учителем) – ч. 2: с. 56, упр. 1; с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (задания «Подумайте…», «Объясните…», «Попробуйте объяснить…», «Продолжите высказывание…» и др.) – ч. 2: с. 56–57, упр. 1; с. 58–59, упр. 5.


Личностные УУД, формируемые на уроке:

– приобщать второклассников к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – ч. 2: с. 56 (целеполагание);

– создавать ситуацию формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях – ч. 2: с. 56–57, упр. 1; с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;

– предоставлять учащимся самостоятельность при решении учебных задач – ч. 2: с. 59, упр. 6.


Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

  • объяснять значение понятия и термина «родственные слова»;

  • подбирать из данных слов и самостоятельно группы родственных слов;

  • различать (сравнивать и различить) родственные слова и слова, близкие по значению (синонимы), но не родственные;

  • оформлять письменно (записывать) группы родственных слов, используя образец, данный в учебнике.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.

– На последних уроках вы много нового узнали о слове. Узнали, как называются в грамматике слова – названия предметов, слова – названия признаков предметов, действий предметов. Познакомились с некоторыми грамматическими признаками, по которым можно узнать имя существительное, имя прилагательное, глагол.

– Что ещё вы знаете о слове?

(Есть слова, близкие и противоположные по значению, есть слова многозначные.)

Приведите примеры.

– Мы и дальше будем работать над темой «Слово».

– Откройте учебник на с. 56 (ч. 2).

– Прочитайте название темы следующих уроков.

– Оказывается, у слов есть корень. Есть слова, у которых один и тот же корень. Есть слова родственные.

– Вы когда-нибудь слышали об этом? Расскажите.

Учитель комментирует высказывания учащихся с точки зрения возможности их использования на этом уроке.

– Познакомимся с целью сегодняшнего урока и начнём работать.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнения 1, 2 на с. 4 и упражнение 5 на с. 6 (ч. 2) выполняются по заданиям, вопросам и аналитическим планам учебника.

Цель данных упражнений – формирование понимания, почему слова гриб, грибок, грибной, грибник родственные; формирование умения объяснить (рассказать), почему родственные слова так называются, почему слова лес и роща близкие по значению, но не родственные.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнения 3, 4 на с. 5 (ч. 2) выполняются по заданиям и аналитическому плану учебника.

Целесообразно сначала выполнить упражнение 4. В нём даны слова для справок, которые следует использовать при подборе родственных слов, и образец записи.

Вместе с тем в этом упражнении есть свои сложности: в словах для справок даны лишние слова (корова, баран, овца, телёнок) и от них надо отказаться.

Выполнение упражнения 3 требует от учащихся большей самостоятельности, но выполнение предполагает совместные комментарии учителя и учащихся при подборе родственных слов к словам, данным в упражнении, и обговаривание формы (образца) их записи.

Упражнение 5 можно дополнить заданием: «Выделите родственные слова».

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня о слове?

– Приведите примеры родственных слов и расскажите (объясните), почему их так называют.

– Что вы можете сказать о словах лес и роща, дождливый и пасмурный, смелый и храбрый?

– Что вы можете сказать о словах дождь, дождичек, дождливый?

– Что общего в родственных слова и чем они различаются?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 6 на с. 6 (ч. 2) выполняется учащимися самостоятельно.

Целесообразно, чтобы тетрадь, в которой учащиеся работали в классе, осталась у них для выполнения домашнего задания: запись к словам из упражнения 4 (кот – котище, котёнок…) может служить образцом записи домашнего задания (конь – конюх, конюшня, конский, коней и т. д.).

При обсуждении домашнего задания необходимо объяснить значения слов конюх, конюшня.




Конспект урока по русскому языку «ПОНЯТИЕ О КОРНЕ СЛОВА И РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВАХ» ( 2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

          Данный конспект урока содержит: целевые установки урока, характеристику деятельности учащихся на уроке, планируемые результаты, ход урока.

          Учащиеся научатся:

·        объяснять значение понятия и термина «родственные слова»;

·        подбирать из данных слов и самостоятельно группы родственных слов;

·        различать (сравнивать и различить) родственные слова и слова, близкие по значению (синонимы), но не родственные;

·        оформлять письменно (записывать) группы родственных слов, используя образец, данный в учебнике.

 

 

Автор Комкова Ирина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1089
Номер материала 50805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓