Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку «ПОНЯТИЕ О КОРНЕ СЛОВА И РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВАХ» ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку «ПОНЯТИЕ О КОРНЕ СЛОВА И РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВАХ» ( 2 класс)

Скачать материал

Тема: «Понятие о корне слова и родственных (однокоренных) словах»

 

Целевые установки урока:

·        формировать представление детей о родственных словах как о группе слов, в которой слова имеют общее значение и одновременно общую часть в их написании и звучании; уметь подбирать (составлять) группы родственных слов; иметь опыт различения родственных слов и слов, близких по значению (по смыслу), – синонимов;

·        активизировать использование в речи учащихся родственных слов и слов, близких по значению (синонимов);

·        развивать интонационную выразительность речи учеников и чистоту произношения ими слов (работа со скороговоркой);

·        обогащать опыт толкования значения слов и образных выражений (зелёная дымка – упражнение 5 на с. 6 (ч. 2);

·        вводить в активный словарь второклассников термин «родственные слова»;

·        формировать опыт ориентации в расположении учебного материала в учебнике.

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока, и приобретают умения:

·        анализировать и объяснять смысл понятий «родственные слова», «однокоренные слова» – ч. 2: с. 56, упр. 1;

·        выбирать группы родственных (однокоренных) слов – ч. 2: с. 59, упр. 6;

·        строить рассуждение при выделении родственных (однокоренных) слов – ч. 2: с. 56, упр. 2, 3;

·        подбирать к данным словам родственные (однокоренные) слова – ч. 2: с. 58, упр. 4;

·        сравнивать однокоренные слова и устанавливать, что общего и чем различаются однокоренные слова, – ч. 2: с. 57, упр. 2, 3;

·        различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные – с. 58, упр. 5;

·        речевое развитие:

– строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка;

– произносить правильно скороговорки – ч. 2: с. 58, упр. 4.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·        регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы), целеполагание – ч. 2: с. 56;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока) – ч. 2: с. 57;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…» и др.) – ч. 2: с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;

·        познавательные УУД:

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков – ч. 2: с. 57, упр. 2, 3; с. 58, упр. 4–5;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи – ч. 2: с. 57, упр. 2, 3; с. 58, упр. 4–5;

·  коммуникативные УУД:

– работать со взрослыми (учителем) – ч. 2: с. 56, упр. 1; с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (задания «Подумайте…», «Объясните…», «Попробуйте объяснить…», «Продолжите высказывание…» и др.) – ч. 2: с. 56–57, упр. 1; с. 58–59, упр. 5.

 

Личностные УУД, формируемые на уроке:

– приобщать второклассников к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – ч. 2: с. 56 (целеполагание);

– создавать ситуацию формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях – ч. 2: с. 56–57, упр. 1; с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;

– предоставлять учащимся самостоятельность при решении учебных задач – ч. 2: с. 59, упр. 6.

 

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

·        объяснять значение понятия и термина «родственные слова»;

·        подбирать из данных слов и самостоятельно группы родственных слов;

·        различать (сравнивать и различить) родственные слова и слова, близкие по значению (синонимы), но не родственные;

·        оформлять письменно (записывать) группы родственных слов, используя образец, данный в учебнике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.

– На последних уроках вы много нового узнали о слове. Узнали, как называются в грамматике слова – названия предметов, слова – названия признаков предметов, действий предметов. Познакомились с некоторыми грамматическими признаками, по которым можно узнать имя существительное, имя прилагательное, глагол.

– Что ещё вы знаете о слове?

(Есть слова, близкие и противоположные по значению, есть слова многозначные.)

– Приведите примеры.

– Мы и дальше будем работать над темой «Слово».

– Откройте учебник на с. 56 (ч. 2).

– Прочитайте название темы следующих уроков.

– Оказывается, у слов есть корень. Есть слова, у которых один и тот же корень. Есть слова родственные.

– Вы когда-нибудь слышали об этом? Расскажите.

Учитель комментирует высказывания учащихся с точки зрения возможности их использования на этом уроке.

– Познакомимся с целью сегодняшнего урока и начнём работать.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнения 1, 2 на с. 4 и  упражнение 5 на с. 6 (ч. 2) выполняются по заданиям, вопросам и аналитическим планам учебника.

Цель данных упражнений – формирование понимания, почему слова гриб, грибок, грибной, грибник родственные; формирование умения объяснить (рассказать), почему родственные слова так называются, почему слова лес и роща близкие по значению, но не родственные.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнения 3, 4 на с. 5 (ч. 2) выполняются по заданиям и аналитическому плану учебника.

Целесообразно сначала выполнить упражнение 4. В нём даны слова для справок, которые следует использовать при подборе родственных слов, и образец записи.

Вместе с тем в этом упражнении есть свои сложности: в словах для справок даны лишние слова (корова, баран, овца, телёнок) и от них надо отказаться.

Выполнение упражнения 3 требует от учащихся большей самостоятельности, но выполнение предполагает совместные комментарии учителя и учащихся при подборе родственных слов к словам, данным в упражнении, и обговаривание формы (образца) их записи.

Упражнение 5 можно дополнить заданием: «Выделите родственные слова».

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня о слове?

– Приведите примеры родственных слов и расскажите (объясните), почему их так называют.

– Что вы можете сказать о словах лес и роща, дождливый и пасмурныйсмелый и храбрый?

– Что вы можете сказать о словах дождь, дождичек, дождливый?

– Что общего в родственных слова и чем они различаются?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 6 на с. 6 (ч. 2) выполняется учащимися самостоятельно.

Целесообразно, чтобы тетрадь, в которой учащиеся работали в классе, осталась у них для выполнения домашнего задания: запись к словам из упражнения 4 (кот – котище, котёнок…) может служить образцом записи домашнего задания (конь – конюх, конюшня, конский, коней и т. д.).

При обсуждении домашнего задания необходимо объяснить значения слов конюх, конюшня.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку «ПОНЯТИЕ О КОРНЕ СЛОВА И РОДСТВЕННЫХ (ОДНОКОРЕННЫХ) СЛОВАХ» ( 2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

          Данный конспект урока содержит: целевые установки урока, характеристику деятельности учащихся на уроке, планируемые результаты, ход урока.

          Учащиеся научатся:

·        объяснять значение понятия и термина «родственные слова»;

·        подбирать из данных слов и самостоятельно группы родственных слов;

·        различать (сравнивать и различить) родственные слова и слова, близкие по значению (синонимы), но не родственные;

·        оформлять письменно (записывать) группы родственных слов, используя образец, данный в учебнике.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 458
    • DOCX 43.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мазуркевич Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мазуркевич Ирина Николаевна
    Мазуркевич Ирина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 64260
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 176 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов