Тема: «Понятие о
корне слова и родственных (однокоренных) словах»
Целевые установки урока:
·
формировать представление
детей о родственных словах как о группе слов, в которой слова имеют общее
значение и одновременно общую часть в их написании и звучании; уметь подбирать
(составлять) группы родственных слов; иметь опыт различения родственных слов и
слов, близких по значению (по смыслу), – синонимов;
·
активизировать
использование в речи учащихся родственных слов и слов, близких по значению
(синонимов);
·
развивать интонационную
выразительность речи учеников и чистоту произношения ими слов (работа со
скороговоркой);
·
обогащать опыт толкования
значения слов и образных выражений (зелёная дымка – упражнение 5 на
с. 6 (ч. 2);
·
вводить в активный словарь
второклассников термин «родственные слова»;
·
формировать опыт
ориентации в расположении учебного материала в учебнике.
Характеристика деятельности учащихся на уроке
Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в
деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока, и приобретают
умения:
·
анализировать и объяснять
смысл понятий «родственные слова», «однокоренные слова» – ч. 2:
с. 56, упр. 1;
·
выбирать группы
родственных (однокоренных) слов – ч. 2: с. 59,
упр. 6;
·
строить рассуждение при
выделении родственных (однокоренных) слов – ч. 2: с.
56, упр. 2, 3;
·
подбирать к данным словам
родственные (однокоренные) слова – ч. 2: с. 58,
упр. 4;
·
сравнивать однокоренные
слова и устанавливать, что общего и чем различаются однокоренные слова, – ч.
2: с. 57, упр. 2, 3;
·
различать слова, близкие
по смыслу, но не однокоренные – с. 58, упр. 5;
·
речевое развитие:
– строить монологические высказывания по результатам
наблюдений за фактами языка;
– произносить правильно скороговорки – ч. 2:
с. 58, упр. 4.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
·
регулятивные УУД:
– ставить цели, ориентированные на понимание
учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых
результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы), целеполагание
– ч. 2: с. 56;
– уметь оценивать выполнение действий по заданным
внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения
(уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности
сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока)
– ч. 2: с. 57;
– выполнять учебные действия в материализованной
речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…»
и др.) – ч. 2: с. 57, упр. 2; с. 58,
упр. 5;
·
познавательные УУД:
– уметь осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков – ч. 2: с. 57,
упр. 2, 3; с. 58, упр. 4–5;
– уметь устанавливать причинно-следственные связи
– ч. 2: с. 57, упр. 2, 3; с. 58, упр. 4–5;
· коммуникативные УУД:
– работать со взрослыми (учителем) – ч.
2: с. 56, упр. 1; с. 57, упр. 2; с. 58,
упр. 5;
– активно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания
(задания «Подумайте…», «Объясните…», «Попробуйте объяснить…», «Продолжите
высказывание…» и др.) – ч. 2: с. 56–57, упр. 1;
с. 58–59, упр. 5.
Личностные УУД, формируемые на уроке:
– приобщать второклассников к постановке и
осознанию цели урока и ожидаемых результатов – ч. 2: с.
56 (целеполагание);
– создавать ситуацию формирования первоначального
опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе
и других социальных ситуациях – ч. 2: с. 56–57,
упр. 1; с. 57, упр. 2; с. 58, упр. 5;
– предоставлять учащимся самостоятельность при
решении учебных задач – ч. 2: с. 59, упр. 6.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
·
объяснять значение понятия
и термина «родственные слова»;
·
подбирать из данных слов и
самостоятельно группы родственных слов;
·
различать (сравнивать и
различить) родственные слова и слова, близкие по значению (синонимы), но не
родственные;
·
оформлять письменно
(записывать) группы родственных слов, используя образец, данный в учебнике.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Чистописание.
III.
Словарная работа.
IV.
Основная часть урока.
а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся
и постановка проблемы урока.
– На последних уроках вы много нового узнали о
слове. Узнали, как называются в грамматике слова – названия предметов, слова –
названия признаков предметов, действий предметов. Познакомились с некоторыми
грамматическими признаками, по которым можно узнать имя существительное, имя
прилагательное, глагол.
– Что ещё вы знаете о слове?
(Есть слова, близкие и противоположные по значению,
есть слова многозначные.)
– Приведите примеры.
– Мы и дальше будем работать над темой «Слово».
– Откройте учебник на с. 56 (ч. 2).
– Прочитайте название темы следующих уроков.
– Оказывается, у слов есть корень. Есть слова, у
которых один и тот же корень. Есть слова родственные.
– Вы когда-нибудь слышали об этом? Расскажите.
Учитель комментирует высказывания учащихся с точки
зрения возможности их использования на этом уроке.
– Познакомимся с целью сегодняшнего урока и
начнём работать.
б) Работа над основной темой урока по
учебнику.
Упражнения 1, 2 на с. 4 и упражнение 5 на с.
6 (ч. 2) выполняются по заданиям, вопросам и аналитическим
планам учебника.
Цель данных упражнений – формирование понимания,
почему слова гриб, грибок, грибной, грибник родственные; формирование
умения объяснить (рассказать), почему родственные слова так называются, почему
слова лес и роща близкие по значению, но не родственные.
в) Физкультминутка.
г) Применение полученных знаний на практике.
Упражнения 3, 4 на с. 5 (ч. 2)
выполняются по заданиям и аналитическому плану учебника.
Целесообразно сначала выполнить упражнение 4. В нём
даны слова для справок, которые следует использовать при подборе родственных
слов, и образец записи.
Вместе с тем в этом упражнении есть свои сложности: в
словах для справок даны лишние слова (корова, баран, овца, телёнок) и от
них надо отказаться.
Выполнение упражнения 3 требует от учащихся большей
самостоятельности, но выполнение предполагает совместные комментарии учителя и
учащихся при подборе родственных слов к словам, данным в упражнении, и обговаривание
формы (образца) их записи.
Упражнение 5 можно дополнить заданием: «Выделите
родственные слова».
V.
Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня о слове?
– Приведите примеры родственных слов и расскажите
(объясните), почему их так называют.
– Что вы можете сказать о словах лес и роща,
дождливый и пасмурный, смелый и храбрый?
– Что вы можете сказать о словах дождь, дождичек,
дождливый?
– Что общего в родственных слова и чем они
различаются?
VI.
Домашнее задание.
Упражнение 6 на с. 6 (ч. 2) выполняется
учащимися самостоятельно.
Целесообразно, чтобы тетрадь, в которой учащиеся
работали в классе, осталась у них для выполнения домашнего задания: запись к
словам из упражнения 4 (кот – котище, котёнок…) может
служить образцом записи домашнего задания (конь – конюх, конюшня,
конский, коней и т. д.).
При обсуждении домашнего задания необходимо объяснить
значения слов конюх, конюшня.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.