Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему :

Конспект урока по русскому языку на тему :

Предмет:Русский язык

Дата:18.12.14 год

Тема: "Нахождение и употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк,еньк ”.


Цель урока:

повторить сведения о роли суффикса в образовании новых слов.

Задачи:

1.познакомить учащихся с разными значениями суффиксов, употреблением в разных стилях речи;

совершенствовать умение образовывать слова с помощью известных суффиксов, определять их значение;

2.развивать устную речь учащихся;

3.воспитывать любовь к родному языку, уважительное отношение друг к другу

Содержание урока

I. Оргмомент.

Настрой на урок.

Учитель. Прикрыли глазки и мысленно сказали: "Я внимателен, я сосредоточен и уверен в себе”.

Запись в тетрадях числа, темы урока

Ученик напоминает, как нужно сидеть за партой во время урока.

II. Тема, цель урока.

Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок.

Тема нашего урока: "Нахождение и употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк,еньк ”.

Сначала мы вспомним, что мы уже знаем о суффиксах

III. Актуализация опорных знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем?

Что изучается в разделе морфемика?

Назовите все морфемы.

Какие морфемы участвуют в образовании слов?

Дать определение суффиксу.

Какие значения суффиксов вы уже знаете?

IV. Изучение нового материала.

Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -еньк-, -оньк-.

Учитель. Более подробно мы остановимся на словах с уменьшительно-ласкательным значением. Они употребляются в разных стилях: художественном, научном, разговорном.

Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.




Правописание суффиксов -ОНЬК-, -ЕНЬК-

 

Пишется -ОНЬК-

Пишется -ЕНЬК-

В существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный

 


НО: Марфенька

В существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный, на гласный или на шипящий


Исключение: заинька, паинька, баиньки

 

Березонька, девонька

 

 

Наденька, дороженька, доченька, тетенька.

 

Примечания:

1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк-: маменька, папенька. Формы маманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная. 

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и др., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

 

V.Работа с учебником.

VI.Итог урока

V I I.Домашнее задание

Конспект урока по русскому языку на тему :
  • Начальные классы
Описание:

 Предмет:Русский язык

Дата:18.12.14 год

Тема:"Нахождение  и употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк,еньк”.

 

Цель урока:

повторить сведения о роли суффикса в образовании новых слов.

Задачи:

1.познакомить учащихся с разными значениями суффиксов, употреблением в разных стилях речи;

совершенствовать умение образовывать слова с помощью известных суффиксов, определять их значение;

2.развивать устную речь учащихся;

3.воспитывать любовь к родному языку, уважительное отношение друг к другу

Содержание урока

I. Оргмомент.

Настрой на урок.

Учитель. Прикрыли глазки и мысленно сказали: "Я внимателен, я сосредоточен и уверен в себе”.

Запись в тетрадях числа, темы урока

Ученик напоминает, как нужно сидеть за партой во время урока.

II. Тема, цель урока.

Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок.

Тема нашего урока: "Нахождение  и употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –оньк,еньк”.

Сначала мы вспомним, что мы уже знаем  о суффиксах

III. Актуализация опорных знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем?

Что изучается в разделе морфемика?

Назовите все морфемы.

Какие морфемы участвуют в образовании слов?

Дать определение суффиксу.

Какие значения суффиксов вы уже знаете?

IV. Изучение нового материала.

Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -еньк-, -оньк-.

Учитель. Более подробно мы остановимся на словах с уменьшительно-ласкательным значением. Они употребляются в разных стилях: художественном, научном, разговорном.

Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.

 

 

 

Правописание суффиксов -ОНЬК-, -ЕНЬК-

 

Пишется -ОНЬК-

Пишется -ЕНЬК-

В существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный

 


НО: Марфенька

В существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный, на гласный или на шипящий


Исключение: заинька, паинька, баиньки

 

Березонька, девонька

 

 

Наденька, дороженька, доченька, тетенька.

 

Примечания:

1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк-: маменька, папенька. Формы маманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная. 

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и др., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

 

V.Работа с учебником.

VI.Итог урока

 

V I I.Домашнее задание

Автор Чайкенова Гульбаршин Констатаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1175
Номер материала 30478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓