Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" (4 класс)

13



Руcский язык: 4 «А» класс

ТЕМА: «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ГЛАГОЛ»

ЦЕЛЬ:

  1. Закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола.

  2. Совершенствовать умение определять время, лицо (род), число глаголов, правописание НЕ с глаголами.

  3. Развивать устную и письменную речь.

  4. Воспитывать любовь к родному языку через произведения А.С.Пушкина.

ОБОРУДОВАНИЕ: модель кораблика-парусника, кроссворд, карточки с названием пристаней, репродукция картины Васнецова «Три богатыря», музыка.

ХОД УРОКА.

I. Чистописание: е ут, е ют

и ат, и ят

II. Целевая установка.

Сегодня наш урок будет необычным сказочным, поэтичным.

Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства.

Закройте глаза, представьте летний день, яркое солнце, морскую гладь. Лёгкий ветер, касаясь воды, образуют волны.

(Звучит музыка)

Волны играют, плещут, набегают на корабль.

Вспомните известные строчки.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах …

(Показ парусника)

Наш корабль, на котором мы отправимся в путешествие, плыть только с помощью ветра не может. Он поплывёт с помощью тех знаний, которыми вы овладели. Это достаточно большая область. Помогать в работе будут произведения А.С.Пушкина, вернее его сказки.

Язык произведений Пушкина ярок, лаконичен, понятен.

III. Словарная работа.

  1. Отгадайте пропущенные слова в отрывках из сказок Пушкина


1

Г






2






Л




3


А







4



Г







5


О







6




Л






1 – город

2- корабль

3 – картина

4 – богатырь

5 – восток

6 – столица

(Один ученик вписывает их у доски в кроссворд, остальные записывают в тетради).

1. Вот открыл царевич очи:

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит … (город) он большой


2. Пушки с пристани палят,

(Кораблю) пристать велят…

3. Царь Дадон к шатру спешит…

Что за странная … (картина)!

Перед ним его два сына.


4. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге –

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

(Тридцать три богатыря) …


5. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)…»


6. Вот въезжает в город он …

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей … (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.


- Уточним смысл слова богатырь.

1) Герой русских былин, совершающих воинские подвиги.

2) (перенос.) человек безмерной силы, стойкости, отваги.


- Назвать родственные слова к слову богатырь.


- Составить словосочетания.

(богатырская сила, богатырский сон, богатырское телосложение).


- Какое значение они имеют? (крепкий)


- Составить предложение, используя слова: картина, богатырь.

(Показ репродукции Васнецова «Три богатыря»).


- Прочитать ключевое слово в кроссворде (глагол)

- Ну что ж, вы отгадали тему урока. Это … глагол.


IV. Наша первая остановка у причала «Вспоминайка»

Причал – место, где причаливают.

Запись отрывка.


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

- С помощью каких слов А.С.Пушкин показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет.)

- Рассказать об этих словах, как о части речи.

- Подчеркнуть глаголы. Дать характеристику предложению.


V. Наша вторая остановка - «Сказочная».

- Послушайте нашу сказительницу. Что она поведует нам, рассказав сказку «Глагол и его друзья».

- Подтвердите на примере разбора предложения по членам предложения, какую работу выполняет глагол.


  1. Коллективная работа над предложением.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.


  1. Индивидуальная работа.

На лё…ие сн…жинки упал луч… со…нца.


а) Объяснить орфограммы.

б) Разбор по членам предложения и частям речи.


- Какую работу выполняет глагол?


- Каким бывает сказуемое?


Приведите пример составного сказуемого.

(Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят…)


VI. Наша следующая остановка у пристани «Узнай про слово»

Время … Что это такое? Как вы понимаете? (часы, дни, сутки, …)


Владимир Иванович Даль так объясняет слово:

«Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками».

Послушайте отрывок из сказки Пушкина, в котором используется это слово:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.



- Произведем фонетический разбор слова – время.


Вре′мя – 2 слога, 2 гласных, 3 согласных:

В- [в] –

Р- [р′] –

Е -[э′] -

М- [м′] -

Я- [а] –

5hello_html_m441d7c7e.gifhello_html_m441d7c7e.gif б., 5 зв.


VIII. Остановка - «Сделай сам».

Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени … глаголов.


- Назовите времена глаголов.

- Как определяем время глагола?


Задание №1.

Выписывать глаголы по времени в три столбика.


И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько,

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?





- Проверка самостоятельной работы.

Пр.в. Н.в. Б.в.

Послушалась чувствует вынет

Вынесла покинет

Отхлынула


- Какое окончание у глаголов настоящего времени?

- В каком времени такие же окончания глаголов?

- Назовите особенности глаголов прошедшего времени.

- Всегда ли глаголы в прошедшем времени имеют суффикс - л - ? Приведите пример. (Промок, замерз)


- ФИЗМИНУТКА-hello_html_47ce438d.gif


Глаголы имеют инфинитив.

- Что такое инфинитив?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?


Задание №2.


Заменить фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.

Витать в облаках –

Зарубить на носу –

Бить баклуши –


От глагола мечтать образовать временные формы.

(Мечтать – мечтает, помечтает, мечтал)

- Изменить их по лицам и числам.



Задание №3.

Проведем морфологический разбор.

Торопит –

Сиял –


- Назовите ошибкоопасные места при разборе глаголов.


Задание №4.

Послушайте отрывок:

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые

Ядра – чистый изумруд …


- Орешки придётся разгрызть и вам. Разберите по составу глаголы:

Отцветёт, разгородили, выговоришь, искоренить, повис.


VIII. Остановка – «Говори правильно».

- Как правильно произносить глаголы быть, жить не в прошедшем времени.

- Не′ был, не′ было, не′ были, не была′.

Не′ жил, не жи′ло, не жи′ли, не жила′.


- Спишите. Поставьте ударение в глаголах с НЕ.

(Не) было чертям такой печали.

(Не) гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

В этом городе я раньше (не) жила.

- Как пишется НЕ с глаголами?

- Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?

Приведите пример.


IX. Наше путешествие закончилось, и мы подошли к пристани «Итоговая».

- О какой части речи шел разговор на уроке?

- Что мы знаем о глаголе?

- Из каких сказок Пушкина были отрывки?


Задания на дом нет.



«Глагол как часть речи»

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Очень важно начать учебный день с хорошего настроения. Садитесь. Запишите число, классная работа.

2. Чистописание. Индивидуальная работа.

1.Индивидуальная работа.

Вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова:

к…зался - _____________              ст…р…на - ______________

выс…хли - ____________               ст…рожка - ______________

охр…няют - ____________             сп…сает - _______________

нак…пают - ____________             д…машний - _____________

2. Чистописание.

(слайд 2)

- Отгадайте загадку:

Зверь такой на свете есть:

Он немытого не ест,

Все в реке ополоснёт,

А зовется он … (енот)

- Отгадайте, какую букву будем писать на минутке чистописания,  в слове енот она обозначает 2 звука.

- Запишите, продолжив закономерность:

еЕе  ееЕее  еееЕеее

Ешь кашу, пока горячая.

- Когда так говорят? Запишите пословицу.

3. Повторение. Постановка целей и темы урока.

- Определите в пословице известные вам части речи. Расскажите, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном.

- У какого слова вы не смоги определить часть речи? На какой вопрос оно отвечает?

- С чем мы сегодня познакомимся на уроке? Чему будем учиться?

- На уроке мы сегодня познакомимся с самостоятельной частью речи, которая называется – глагол. Послушайте, как характеризует глагол А.Югов:

«Глагол  - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…часть языка.»

- Почему он так отзывается о глаголе? (Мнения учащихся) Вот в этом мы сегодня и попробуем разобраться.

4. Работа по новой теме «Глагол как часть речи».

hello_html_11090369.png1. Наблюдение над ролью глаголов.

- Прочитайте текст.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

- Из каких частей речи состоит этот текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? Прочитайте ещё один текст.

Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

- Как изменился текст и что его изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?

- Откуда взялось слово глагол? (Мнения детей)

- Послушайте, что об этом говорит Лев Успенский.

- Почему часть речи получила такое название?

- О каких двух частях речи говорит автор в последнем предложении?

2. Первичное закрепление.

- Выполним упражнение 345 на странице 92. Прочитайте задание и скажите, что надо сделать. Рассмотрите образец и объясните как мы будем выполнять упражнение. Работать будем по цепочке со словами мальчик, птица.

Выполнение задания.

- Как отличить глагол от других частей речи? На какие вопросы отвечает глагол? Что он обозначает?

5. Физминутка. (музыкальная)

6. Закрепление.

1. Упражнение в распознавании глаголов среди других частей речи. Работа на доске.

Работа по учебнику, упражнение 347.

- Что надо сделать в упражнении? Как будем отличать глаголы от других частей речи?

Один ученик выполняет на доске, другие в тетрадях.

- Сделайте вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.

2. Работа над определением.

- Давайте попробуем рассказать всё, что мы знаем о глаголах. А в этом помогут нам вопросы:

1. Что такое глагол?

2. Что обозначают глаголы?

3. На какие вопросы они отвечают?

- Сформулируйте определение. Сравните его с определением, которое дано в учебнике. Мы были правы? Прочитайте определение ещё раз. Повторите. Повернитесь друг к другу парами и расскажите. Все справились?

- Предлагаю вам следующее задание: надо разделить слова на две группы. В первую группу «положить» глаголы, а во вторую - существительные.

3. Самостоятельная работа.

- Кто мог о себе так сказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю. (Т.Рик)

- Возьмите листочки со стихотворением и подчеркните глаголы. (1 ученик выполняет на доске)

- Поменяйтесь листочками и сравните с образцом. Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно.

7. Творческая работа.

Работа в группах.

- У вас на листочках даны глаголы. Составь с ними небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова.

Лаять, мяукать, бегать, дружить.

- Прочитайте, какие рассказы у вас получились.

- Послушайте, какой текст получился у меня.

Во дворе нашего дома жили котёнок, который всё время мяукал и щенок, который постоянно лаял. Целый день они то и дело, что ссорились и бегали друг за другом. Наконец, котёнок со щенком решили подружиться и играть вместе. Так они стали настоящими друзьями!

- Скажите, пожалуйста, а кошка с собакой могут дружить? А как вы понимаете выражение: живут как кошка с собакой? Когда так говорят?

- А сейчас я предлагаю поиграть. Лягушка будет вам показывать слова, а вы должны определить часть речи.

8. Итог урока.

- Что такое глагол? Какую роль глаголы выполняют в нашей речи?

9.  Домашнее задание.

1. Выучить определение на стр.93.

2. Выполнить упражнение 1, стр.103.

3. Нарисовать портрет Глагола.


Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол. Обобщение" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:
  1. Закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола.

  2. Совершенствовать умение определять время, лицо (род), число глаголов, правописание НЕ с глаголами.

  3. Развивать устную и письменную речь.

  4. Воспитывать любовь к родному языку через произведения А.С.Пушкина.

  5. Повторение и обобщение ведется по станциям, где проверяются знания детей по теме "Глагол".
  6. Предусмотрена работа коллективная и индивидуальная.
  7. Проводится фонетический разбор слов.
  8. На уроке проводится минутка чистописания, словарная работа, физкультминутка с использованием интерактивной доски.
Автор Машистова Анастасия Анатольевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1082
Номер материала 13767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓