Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку 11 класс «Готовимся к ЕГЭ. Работа с текстом»

Конспект урока по русскому языку 11 класс «Готовимся к ЕГЭ. Работа с текстом»

Конспект урока по русскому языку  11 класс «Готовимся к ЕГЭ. Работа над сочин...
Эпиграф: « Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, в...
Речеведческая разминка. 1.Сопоставь строчки и художественный прием. Богатый ...
Синквейн.  ассоциации (не синонимы!) ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК. 1.Предмет 2.Прилагател...
1.Природа. 2.Чистая, всеобъемлющая. 3. Изучается, загрязняется, защищается. ...
Работа с текстом. Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с ...
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Конспект урока по русскому языку  11 класс «Готовимся к ЕГЭ. Работа над сочинени
Описание слайда:

Конспект урока по русскому языку  11 класс «Готовимся к ЕГЭ. Работа над сочинением.» Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 13 им. А.Д. Знаменского Мартиросова Светлана Оганесовна

№ слайда 2 Эпиграф: « Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всег
Описание слайда:

Эпиграф: « Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В. Гёте ).

№ слайда 3 Речеведческая разминка. 1.Сопоставь строчки и художественный прием. Богатый и в
Описание слайда:

Речеведческая разминка. 1.Сопоставь строчки и художественный прием. Богатый и в будни пирует, А бедный и в праздник горюет. И опять стреляют, как в живого, В мертвого. В убитого. В меня. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Юрий Бондарев "Горячий снег" Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Градация. Антитеза. Парцелляция. Риторическое обращение, эпитет, олицетворение. Оксюморон.

№ слайда 4 Синквейн.  ассоциации (не синонимы!) ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК. 1.Предмет 2.Прилагательны
Описание слайда:

Синквейн.  ассоциации (не синонимы!) ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК. 1.Предмет 2.Прилагательные (2) 3.Глагол (3) 4.Предложение (4) 5. Обобщение.

№ слайда 5 1.Природа. 2.Чистая, всеобъемлющая. 3. Изучается, загрязняется, защищается. 4.Е
Описание слайда:

1.Природа. 2.Чистая, всеобъемлющая. 3. Изучается, загрязняется, защищается. 4.Естественная среда обитания человека. 5.Жизнь. 1.Человек. 2.Сильный, умный. 3.Пытается, ошибается, стремится. 4.Желания властвуют над ним. 5.Жив

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Работа с текстом. Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с эле
Описание слайда:

Работа с текстом. Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования) Определи тему текста: отношение человека и природы

Конспект урока по русскому языку 11 класс «Готовимся к ЕГЭ. Работа с текстом»
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку  11 класс     

                                                   «Готовимся к ЕГЭ.   Работа с  текстом»

Цель: подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).

Задачи урока:

Познавательная задача:

– уметь анализировать текст;– уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку “Природа и человек”.

Развивающая задача:

– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, экология).

Воспитательная задача:

– формировать нравственные ориентации “экологического образа жизни”;– воспитывать социально-значимую позицию по отношению к природе и миру, умения делать правильный выбор;– формирование умения оценивать свою работу.

                                                 Ход урока

Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда                 серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).

Вопрос:

-  Какой теме будет посвящен наш урок?

Как бы вы его назвали?

Целеполагание.

В современном мире почти не осталось чистых рек и озер, нетронутых лесов и степей; зверей, растений, птиц становится все меньше. Научно-технический прогресс наряду с потоком открытий принес человечеству множество проблем. Одна из самых важных сегодня – охрана и защита окружающей среды. В СМИ и современными писателями поднимаются экологические проблемы века. Решаются вопросы: какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить природу и окружающий мир, как направить научно-технический прогресс на пользу человеку. Эти и ряд других вопросов мы будем решать на уроке.

А теперь вспомним план экзаменационного сочинения.

- Какие цели (задачи) сегодня должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

— понять авторский текст,— сформулировать проблему,— прокомментировать её,— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,— написать сочинение-рассуждение.

Актуализация изученных знаний, умений и навыков.

 Сегодня мы будем анализировать текст В.А. Солоухина. И для этого нам с тобой понадобится накопленный жизненный опыт, ведь отрывок из произведения В.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ.

Но в начале урока немного повторим (работа с маршрутным листом.)

1.Сопоставь строчки и художественный прием.

Речеведческая разминка.

Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)

И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)

Юрий Бондарев "Горячий снег"(Оксюморон)

Мой край, задумчивый и нежный!

            Кудрявый сумрак за горой

            Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

Он громко рыдающе засмеялся (оксюморон)

Оценить себя.

Этап актуализации знаний. (Синквейн.)    

 - Следующее задание подтолкнёт к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а ты быстро называешь свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.

2.  Составь синквейн с любым словом на выбор: природа, человек.

Природа.

Чистая, всеобъемлющая.

 Изучается, загрязняется, защищается.

Естественная среда обитания человека.   Жизнь.

Человек.

Сильный, умный.

Пытается, ошибается, стремится.

Желания властвуют над ним.   Живой.

4. Работа с текстом.

- Вот мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока.

Прочитаем текст.

Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования)

Определи тему текста: отношение человека и природы

Используя текст, составь сравнительную таблицу.

Положительное влияние природы на человека

Естественный контакт человека и природы.

Отрицательное влияние человека на природу.

Физическая и духовная изоляция человека и природы

Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).

Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).

Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).

Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).

Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).

Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).

Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).

Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).

Что значит для автора настоящая жизнь? Постоянный контакт с землей, природой.

Какие чувства испытывает при этом человек?

Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?

Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?

Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.

В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?

Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?

Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?

Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).

Повторение.

Любое сочинение - это текст. И он строится по определенным законам.

Перечисли основные пункты экзаменационного сочинения.

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Аргумент из жизненного опыта

8. Заключение

2. Сформулировать проблему, используя опорные слова.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту  проблему, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.

Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.

1. Лексика и фразеология:

а) лексический повтор: природа, человек, земля, постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь. Эти слова значимые, ключевые.в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П), прямой, непосредственный контакт (21 П), предназначен, необходим (21 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.г) олицетворение: 14 П, 15 П.д) уменьшительно-ласкательные суффиксы: зернышко, цветочки, перышко. Передают доброжелательное, любовное отношение к природе.е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П), чудовищная изоляция (17П). Делают текст выразительным, образным.

2. Выразительные средства синтаксиса:

а) вопросно-ответная форма изложения (6-7). Используется автором для того, чтобы герои смогли более полно выразить свою точку зрения.б) антитеза: Человек и Земля (17 П), не серьезные отношения, а детская игра (19-20 П), 13-14 П, 18-19 П. Используется, чтобы создать динамичную противоречивую картину.в) парцелляция: 15-16 П, 19-20 П . Передает взволнованность автора.г) однородные члены предложения: 1, 3, 5,15, 17 П. Создают полную картину происходящего.д) цитирование статьи из журнала: 5-12 П. Дает возможность документально подтвердить свою позицию.

8. Домашнее задание.

 Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)

 Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.

(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.

(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.

(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.

(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

(По В. Солоухину)

 

 

 

Автор Мартиросова Светлана Оганесовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1656
Номер материала 25839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓