Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с
углубленным изучением отдельных предметов №80
г.о.
Тольятти Комсомольского района
Конспект открытого
урока по русскому языку
Тема: Правописание безударных гласных в корне
слова.
(
блок «Правописание»)
Тип урока: закрепление знаний.
Составитель: Учитель начальных классов
–
Огуречникова Ирина Сергеевна
Класс. 2 «Г»
Дата проведения. 22.10.2009 г.
2009/2010 учебный год
Урок-
путешествие.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого
слов, развитие умения подбирать
проверочные слова.
Задачи:
Образовательная: учить
видеть орфограмму, развивать умения проверять слова
с
безударными гласными в корне слова.
Развивающая:
- развитие речи, мышления, внимания, памяти,
наблюдательности учащихся.
- совершенствование знаний о признаках
однокоренных слов;
Воспитательная: воспитание
любви к русскому языку, чувства сопереживания,
взаимопомощи, аккуратности.
Тип: урок-закрепление.
Оборудование: компьютер, карта маршрута, словари, памятка, звездочки.
Ход
урока:
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята вам тепло? (да)
В классе светло? (да)
Уже прозвенел звонок? (да)
Только начался урок? (да)
Хотите вы учиться? (да)
Значит можно всем садиться!
2. Сообщение темы урока.
*1слайд
Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к сказке
«В стране невыученных уроков».
- Кто из литературных героев попал в страну
невыученных уроков? Почему?
- Как вы думаете, почему собака побежала за
Витей?
(Витя неправильно вставил букву в слово
«с..бака».)
- Какое правило не знал Витя? (Написание
безударной гласной в корне слова)
* 2 слайд
- Назовите тему урока.
* 3 слайд
- Какие цели поставим перед собой?
- Чему будем учиться?
В течение урока мы будем отвечать на вопросы:
* 4 слайд (карта путешествия)
- Сегодня у нас урок необычный. Я предлагаю
вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на
необыкновенных планетах. Нам необходимо будет справиться со всеми
препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу
планету.
3. Физминутка.
А
сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь!
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ
И ракета понеслась!
4. Минутка чистописания.
- Мы
приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой
журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше
путешествие начинается, и мы с вами будем вести записи. Вспомните правила
посадки при письме.
Я тетрадочку
открою
И наклонно
положу.
Я, друзья, от
вас не скрою –
Ручку правильно
держу.
Сяду прямо не
согнусь,
За работу я
примусь!
Запишите в свои
борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.
* 5 слайд
Вот жители этой
планеты.
А О И Е Я (На дереве)
- Запишите
их в свою тетрадь.
- К какой группе
относятся буквы, которые вы прописали? (Гласные буквы)
- Что вы знаете о
гласных звуках? (Они образуют слог, могут быть ударными и безударными)
- Почему именно эти
гласные живут на этой планете? (Эти гласные нужно проверять)
- Как называется
эта планета? (Планета безударных гласных)
- В какой части
слова мы изучаем правописание безударной гласной? (В корне)
- Когда их надо
проверять? (В безударном слоге)
- Почему? (Слышатся
неясно)
- Как их надо
проверять? (Подобрать проверочное слово, где эта гласная стоит под ударением.)
5. Словарная
работа.
* 6 слайд
Отправляемся к
планете «Словарей».
Словари
предлагают выполнить следующее задание.
- Нужно найти
спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а
затем соединить слоги.
1-й слог –
ранетка 1-й слог – костер
2-й слог –
океан 2-й слог – самосвал
3-й слог - монета
Р…кета Косм…с
- Как вы думаете,
какие буквы надо вставить?
- А как это
проверить? (По словарю)
- Давайте спросим
у словарей, что это за слова и откуда они взялись.
Дети находят в
словарях значения слов.
Ракета.
Толковый
словарь: слово
ракета имеет два значения.
1. Применяемый для
фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым
составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.
(Сигнальная ракета)
2. Летательный
аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное
вооружение).
Орфографический
словарь:
- Запишите это
слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово
на слоги.
- Сколько в слове
слогов?
- Какой первый
слог? Второй? Третий?
- Как слово ракета
разделить для переноса?
- Запишите
транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]
Космос
Толковый
словарь: Вселенная, мир.
Орфографический
словарь:
- Запишите это
слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень.
Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове
слогов?
- Какой первый
слог? Второй?
- Как слово космос разделить
для переноса?
- Запишите
транскрипцию этого слова. [к о с м а с]
Физминутка для глаз.
Круг. Представить себе большой круг. Обводить
глазами сначала почасовой стрелке, потом против часовой стрелки.
7. Закрепление пройденного материала.
* 7 слайд
- Мы покидаем с вами планету «Словарей» и
отправляемся путешествовать дальше.
- Перед нами планета «Орфо». Жители
этой планеты очень хитры и коварны, они
любят обманывать и запутывать
путешественников. Чтобы удачно отправиться
дальше, нам необходимо справиться с заданиями,
которые предлагают вам
Орфографики.
- Какими способами можно проверить безударную
гласную?
- Посмотрите памятку.
Памятка.
Способы
проверки безударных гласных в корне слова.
Измени
форму слова.
1. Один – много.
Трава – травы
Стена – стены
2. Много – один.
Шаги – шаг
Грачи – грач
3. Что делал? Что делать? - Что делает?
Смотрел, смотреть
– смотрит
Писал, писать
– пишет
Подбери
однокоренное слово.
1. Слово – предмет (имя существительное).
Трещит – треск
Цветок – цвет
2. Слово – признак (имя прилагательное).
Темнота – темный
Ласкает – ласковый
3. Слово – действие (глагол).
Кормушка – кормит
Ходьба - ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным
значением.
Ковер – коврик
Гнездо – гнёздышко
* 8 слайд
1. Перед вами группа слов:
- Вставьте пропущенные буквы.
Выполняется взаимопроверка написанного.
Ответы на доске. (* 9 слайд)
-Устно назовите
проверочные слова.
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить
слово один – много, много – один)
* 10 слайд
2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо
выбрать проверочное слово.
- В каком столбике проверяемые слова, а в
каком проверочные?
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).
8. Физминутка. (*11 слайд)
9. Игра «Закончи стихотворение»
-Я вам прочитаю отрывки из стихотворений
известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Эти слова вы
должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной - и, во
второй – о, в третий –
е.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.