Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку

конспект урока по русскому языку



















Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме

«Ударные и безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе».













Выполнила:

учитель начальных классов:

Муртазина Г.Н.





2013 г.

Тема: Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.



Цель урока: сравнить ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения;

-познакомить со способом проверки безударных окончаний.



  1. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Словарный диктант.

- Сегодня к нам на урок пришли Почемучка, Проведём игру «Зажги фонарики». Внимание! Отмечаем все орфограммы зелёной ручкой.



Прибежал лесник, в зелёном лесу, поднялась звезда, далёкая гора, зверюшки разбежались, на хвосте принесла, смотрел на зверей, таскает листочки.



2.Словарная работа.

- Почемучка хочет проверить, знаете ли вы написание словарных слов. Разгадываем загадки Почемучки. Запишите ответ одним словом, проверьте написание безударных гласных в корне слова по словарю, определите склонение.

1. Он и летом и зимой –

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он всё будет впереди. (горизонт)

2. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (лопата)

3. Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (адрес)

4. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (город)

- Скажите, как определить склонение имён существительных. Запишите данные слова в именительном, родительном, дательном, предложном падежах. Почемучка эту работу выполнил заранее, и мы его сейчас проверим.

Запись на доске.

И.п. горизонт, лопата, адрес, город

Р. п. горизонта, лопаты, адреса, города

Д. п. горизонту, лопат…, адресу, городу

П. п. о горизонт…, о лопат…, об адрес…, о город…

- Как вы думаете, почему у Почемучки не написаны некоторые окончания? (Окончания этих существительных безударные, а как их проверить, Почемучка пока не знает, вот и не написал их .)

- Проверка правописания безударных окончаний имён существительных – тема нашего урока.

II. Объяснение нового материала.

1.Проверка безударных окончаний существительных путём подстановки существительного того же склонения с ударным окончанием.

- Запишем существительные земля, корабль, степь в И., Р., Д., П. падежах.

Запись на доске и в тетрадях.

И. п. земля, корабль, степь

Р. п. земли, корабля, степи

Д. п. земле, кораблю, степи

П. п. о земле, о корабле, о степи

- В чём разница между окончаниями этой группы существительных и предыдущей? (В данных существительных окончания находятся в сильной позиции, стоят под ударением, и их написание не вызывает сомнения.)

- Слабая позиция гласного в окончании проверяется подбором такого проверочного слова, в котором гласный в окончании находится в сильной позиции, т. е. под ударением.

- Вернёмся к работе Почемучки. При помощи существительных с ударными окончаниями проверим безударные окончания существительных и вставим пропущенные окончания в словарных словах. Итак, если мы запомним по одному существительному из каждого склонения с ударным окончание, то всегда сможем проверить безударное окончание существительных, вставляя выбранное слово того же склонения вместо существительного с безударным окончанием.

- Давайте договоримся, существительные 1-го склонения мы будем проверять словом земля, существительные 2-го склонения словом корабль, а существительные 3-го склонения словом степь.

2. Составление таблицы окончаний имён существительных.

- Скажите, все ли безударные окончания требуют проверки. В слабой позиции, в безударном положении, затруднение вызывает написание окончаний –и и –е.

Следовательно, их и надо проверять. Составим таблицу окончаний –и и –е имён существительных с учётом падежей и типа склонения и будем проверять безударные окончания с помощью этой таблицы. (Таблица составляется на основе склонения предыдущих групп слов.)

Падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.


Д. п.


П. п.



3.Выполняется упр. 184 по заданиям учебника. Ученики должны также доказать написание безударного окончания с помощью таблицы.

Образец письменного рассуждения.

На стройке (1-е скл, П. п.), окончание –е.



4.Письмо по памяти. Упражнение в проверке безударного окончания путём подстановки проверочного слова.

- На слух определите имя существительное 1-го склонения с безударным окончанием. Объясните его написание с помощью его замены существительного с ударным окончанием.

После дождя.

Дождик прошёл по садовой дорожке, (по земле)

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся, до слёз засмеётся. (А. Яшин)

- Запомните текст и запишите его по памяти.



III.Закрепление изученного материала.

1.Проверка окончаний существительных с помощью подстановки проверочного слова.

- Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность выбора. Спишите словосочетания.



Запись на доске.



Ездил на лошадк… - на лошад…;

Молоко в бутылк… - в бутыл…;

Брал по горст… - по горсточк…;

Подкрался к кост… - к косточк…;

Играл на площад… - на площадк… .



2.Предупредительный диктант (текст размножен).

- Прочитайте текст, найдите ошибки в написании окончаний имён существительных. Докажите правильность своего рассуждения.



Когда мы приблизились к дому, солнце уже садилось за деревней. И сразу пропали тени, которые до этого бежали впереди нас. На озери засверкала золотая дорожка. Она тянулась от света огней, которые зажглись в деревни. По этой золотой дорожки и приплыли мы к дому.



Образец ответа.

На озере (2-е скл, П. п.): 1) проверяю по таблице – окончание –е; 2) подставляю проверочное слово корабль – на корабле.

После исправления ошибок текст записывается под диктовку.



IV.Итоги.

-Какие безударные окончания надо проверять?

- Как проверить безударные окончания имён существительных?

V.домашнее задание.

Упр. 182, правило на с. 97.



конспект урока по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

I.                  Подготовка к восприятию нового материала.

1.Словарный диктант.

- Сегодня к нам на урок пришли Почемучка, Проведём игру «Зажги фонарики». Внимание! Отмечаем все орфограммы зелёной ручкой.

 

         Прибежал лесник, в зелёном лесу, поднялась звезда, далёкая гора, зверюшки разбежались, на хвосте принесла, смотрел на зверей, таскает листочки.

 

2.Словарная работа.

 

- Почемучка хочет проверить, знаете ли вы написание словарных слов. Разгадываем загадки Почемучки. Запишите ответ одним словом, проверьте написание безударных гласных в корне слова по словарю, определите склонение.

Автор Линева Резида Анваровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 722
Номер материала 51600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓