Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Алфавит"

Конспект урока по русскому языку на тему "Алфавит"

Учитель: Деликамова Гэлия Ганиевна

Предмет: русский язык (УМК «Гармония»)

Тема: Алфавит.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: создать дидактические условия для понимания учащимися необходимости знания алфавита; развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления о понятие «алфавит» и составе русского алфавита;

- по­мочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его;

Развивающие:

Развивать:

-интерес к русскому языку и стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;

-познавательные процессы и речь.

Воспитательные:

-воспитание у ребенка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю.

Формируемые УУД:

Личностные:

-готовность использовать полученные знания в учении и повседневной жизни;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Регулятивные:

-формирование умения ставить цель и планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свою деятельность;

-развитие самоконтроля, самооценки;

- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу;

-читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочей тетради;

-формулировать ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные:

-ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-формулирование собственного мнения;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита

  • умеют называть буквы в алфавитном порядке

  • приобрели первый опыт обращения к словарям

  • повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки.





























Этапы урока



Содержание учебного материала



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1-2мин.)


















  1. Проверка организации рабочего места.

  2. Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты).


Психологический настрой, создает мотивацию к учебной деятельности

Эмоциональный настрой.






Высказывают свое мнение (интересным, чтобы работали все вместе, уважали друг друга)



Проговаривают правильную посадку при письме, положение руки, ручки, тетради.







Выступают в учебный диалог с учителем. (К)





Выполняют инструкции учителя, контролируют свои действия. (Р.)

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(4-5 мин.)


- На предыдущих уроках вы и ваши друзья, Антон и Майкл, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон. [Л'УК]



-Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе? (Чита­ется слово люк.)

-Можно ли такую вывеску поместить во дворе?

-Все ли прохо­жие поймут, что на ней написано?

-Годятся ли значки звуков для письменной речи? (Основная масса детей на все вопросы учителя отвечают отрицательно).

- Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью значков звуков. (Дети шёпотом читают сведения из упр. 90 на с. 65 и вписывают пропущенное слово буквы.)

-Свою помощь Антону предложил мальчик-иностранец и сде­лал запись на вывеске буквами. LUK

-Можно ли такую вывеску поместить во дворе? (Нет.)

-Почему? (Она на иностранном языке, и люди не поймут, что написано.)

-Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях. (Люк)

-Возьмите в руки карандаш и знаками + или - оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её написали?

- Подведем итог: какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Де­лается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)











С помощью созданной учебной ситуации подводит детей к осознанию того, что значки звуков нельзя путать с буквами.



















Читают модельную запись слова.

Отвечают на вопросы.




Сопоставляют свои выводы с выводом в учебнике.


Осознают различие между иностранным языком и родным.










Самооценка выполненной работы




Делают вывод о роли русских букв в письменной речи.









Осознавать познавательную задачу. (П.)






Самостоятельно находить информацию в материалах учебника. (П.)


Выражать свои мысли в словесной форме. (К.)








Контролировать свои действии.(Р.)




Анализировать, делать выводы.(П.)

III. Выявление места и причины затруднения

(3-4 мин.)

-Хором прочитаем новый заголовок в учебнике. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше.

-Кто поможет назвать тему урока? (Алфавит)

-Что бы вы хотели узнать по данной теме? (Учитель записывает вопросы на доске: как образовалось слово алфавит? как устроен алфавит? как знание алфавита может пригодиться в жизни?).






Выявление и фиксация места причины затруднения




Озвучивают тему урока.

Формулируют вопросы.

Целеполагание. (Р.)

IV Построение проекта выхода из затруднения

(4-6мин)





























V Реализация построенного проекта

(5-8 мин)



























1. Работа по учебнику.

Цель: определить и систематизировать уже имеющиеся знания по новой теме.

-Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумее­те ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские бук­вы - буквы других языков (упр. 91).

(Учащиеся выполняют упр. 91).

-Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть зачёркнуто 6 букв). Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались.

-Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их... Сколько? (33)

-Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся букв. Будем искать их и вставлять.

-Какой нет первой бук­вы? (а)

-Мысленно продолжите строчку влево и впишите букву а. Пи­шем, как в тетради, красиво и аккуратно, хотя без дополнительных линеечек это трудно. А теперь читайте по порядку все буквы рус­ского языка и ищите потерявшиеся.




-Почти все буквы русского языка обозначают какие-то звуки.

-Почему я говорю почти все буквы?

-Какие две буквы сами никаких звуков не могут обозначать? (ь и ь).

-А какие звуки обозначаются другими буквами? (Гласные и со­гласные).


2. «Открытие» понятий алфавит, азбука.

-Мы многое повторили о буквах русского языка. Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в двух языках - в греческом и старом русском.

а - альфа а-аз

Р - вита б - буки

-Из названий этих букв составлено два важных слова.

-Кто-ни­будь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука).

-Вернитесь к обратной стороне обложки. Какой заголовок вы там видите?

Прочитаем его все вместе. (Алфавит)

-Как вы понимаете, что такое алфавит? («Это буквы»).

-Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точ­ное значение слова алфавит, хором прочитаем сведения в рамке на странице 61.







Мотивация учителя.

















Учитель напоминает знак вставки (с. 70 учебника) и даёт эталон записи на доске, об­ращает внимание на наиболее трудные элементы букв.


















Учитель читает запись на доске.











Мотивирует проверку правильности сделанного вывода.








Различают буквы русского и иностранного языков.







Запись букв.




Хором читают назва­ния букв на обратной стороне обложки учебника. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы.












Совместное открытие новых понятий.







Работа по учебнику.



Высказывают свою точку зрения.





Осознание трудностей нашего языка, стремление к их преодолению. (Л.)


Классифицировать материал. (П.)


















Физминутка


– Догадайтесь, о каких буквах идет речь, изобразите их.


Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

Федя ходит руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Создает условия для психоэмоциональной разгрузки.













VI Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(4-5 мин)













































































VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(3-5мин)


















































.












3. Обсуждение практической значимости знания алфавита


-Антон, услышав слово азбука вспомнил учебник, по которо­му он недавно учился читать, и задал вопрос. Прочитайте его на странице 61, внизу. (Читает вызванный ученик: Так слово азбука и алфавит обозначают одно и то же?)

-Чтобы ответить Антону, нам придётся обратиться к толково­му словарю.

-Почему словарь называется словарем? Какое слово продолжает жить в этом названии?

-Поразмышляйте о том, что значит толковать

Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов.

-Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком тол­ковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 132.

- Отыщи­те сначала название словаря, а потом над ним вопрос, на который с помощью этого словаря можно получить ответ. (Хором читается: Что значит слово? Толковый словарь).

-Найдите слова азбука и алфавит.

-Есть ли у них одинаковое значение? (Есть).

- Какое? (Буквы в определенном порядке).

-А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука).

- Какое? (Книга для обучения грамоте).

Вывод: слова азбука и алфавит имеют одинаковое значение, у слова азбука есть дополнительное значение).

-На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке.

-Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.

-Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (С и Т).


-Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом - на букву Т? (Ребята не смогли догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть, как расположены буквы с, т.)

-Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.)

Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. и Д.)

-В алфавите они идут в таком порядке? (Учащиеся смотрят на об­ложку учебника или на таблицу и подтверждают вывод.)

-Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.)

-Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.)

-Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке.

-Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы детей: «Чтобы был порядок»; «Так договорились».)

-Прочитайте сведения в рамке на странице 61 и найди­те более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: Что­бы мы быстрее находили нужные нам слова.)

-Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях, справочниках.

-Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита? (Теле­фонный справочник, детская энциклопедия...)


-Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим? (Организуется игра. Учитель называет 5 букв, затем алфавит про­должает названный им ученик. Он говорит следующие 5 букв, вы­бирает того, который должен продолжить называние букв, и т д.)


-Наша игра заинтересовала Антона, и он снова задаёт вопрос. Прочитайте его на странице 62. УПР. 94

-Сумеете объяснить Антону, зачем нужно знание алфавита? (Чтобы быстрее находить нужные нам слова).

-Вы очень убедительно доказали Антону, зачем и где необхо­димо знание алфавита.

-Сейчас нам снова предстоит поработать со словарём. Но это уже другой словарь. Он тоже может стать нашим хорошим помощ­ником.

Работа в тетрадях ТПО


Посмотрите на пары слов в овалах УПР. 95. ТПО стр. 16

-Чем различаются пары? (Ударением в словах.)

-Как произносят эти слова окружающие вас люди?

-Как гово­рите их вы? (Выслушивается несколько ответов.)

-А как верно произносить эти слова? Точно ответить на этот вопрос поможет словарь. Откройте страницу 134. Хором прочита­ем третью строчку и узнаем название словаря. (Правильно ставь ударение)

-Слова расположены в двух колонках. Прочитайте их названия.

-В первой или второй колонке будем искать наши слова? (В первой.) Почему вы так решили?

-Назовите первые буквы слов, выделенные голубым цветом. Заметили, как расположены слова в словаре?


-Вернитесь к УПР. 95.

-На какую букву начинается первое слово, которое нам нужно найти в словаре? Найдите это слово. Хором прочитайте его с правильным ударением.

-На какую букву начинается второе слово? Прочитайте его с правильным ударением.

-Кто уже нашёл третье слово? Как его надо произнести?

-Давайте ещё раз хором, верно прочитаем все слова.

теперь, чтобы вас не путали ошибки, в нижних овалах каран­дашом зачеркните знак ударения и поставьте его над нужным сло­гом. Проговаривайте слова.

-Антон записал эти слова с помощью слоговых схем. (Откры­вается запись на доске.)

-Правильно ли Антон указал ударение в этих словах? (Нет.)

-Какой по счёту слог должен быть ударным? (Второй. Вызванные ученики вносят исправления.)

-Запомнить верное ударение в этих словах вам поможет не­большой стишок. (Открывается и хором прочитывается запись на доске.)

Слова «включим», «звоним», «послала»

Ты говори не как попало.

С ними будь особо строг:

В них - второй ударный слог.

-Проговорите каждое из слов, над которыми мы работали, так, как следует писать, и, диктуя себе, запишите. Укажите ударение и отметьте «опасные места».
























Учитель показывает большой словарь.


Организует работу над лексическим значением слов словарь, толковый, азбука, алфавит.
























































Организует работу по актуализации знаний по теме.





Активизирует умственную деятельность














































Организует наблюдение за расположением слов в словарях, работу над нормами ударения.














Сравнивают значения слов, уточняют их по словарю.




.






Читают, выявляя нужные сведения.













Объясняют значение слов.









Ищут ответ на проблемный вопрос.




Наблюдают за расположение слов в алфавите.





Работают по алфавиту, находят буквы.



Выявляют алфавитный порядок слов.


Делают вывод о практической значимости алфавита.






Играют в игру.









Делают умозаключение о необходимости знания алфавита.
































Работа в тетрадях ТПО



















Упражняются в знании алфавита и в правильном чтении слов.






Определяют ударение в словах.

Находят в словах «опасные места» (на слух и зрительно), проверяют буквы по словарю.
















Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника. (П.)









Сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения. (П.)










Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника). (К.)
























Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,. (К.)



Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач. (К.)
















Формулировать ответы на вопросы учителя. (П.)




































Осознание трудностей нашего языка, стремление к их преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную задачу. (К.)

VIII Включение в систему знаний повторение.

(5-8мин)


-Давайте вернемся к началу урока и посмотрим, на какие вопросы мы с вами смогли дать ответ, на какие – нет: как образовалось слово алфавит? как устроен алфавит? как знание алфавита может пригодиться в жизни?).


Организует возвращение к началу постановки учебной задачи, оценивается то, в какой мере она решена.

Формулируют с помощью учителя вывод о необходимости знания алфавита,

о применение полученных знаний в повседневной жизни.

Делать обобщения, выводы. (П.)

IX. Рефлексия учебной деятельности.

(2-3мин)


-Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

Продолжите предложения:

1.Я знаю …

2.Я запомнил…

3. Я смог…

Выявляет удовлетворенность у детей своей работой.

Дают оценку своей работе.

Адекватно оценивать свои достижения. (Р.)












Конспект урока по русскому языку на тему "Алфавит"
  • Начальные классы
Описание:

Мною был разработан конспект урока по русскому языку на тему "Алфавит"

Цель: создать дидактические условия для понимания учащимися необходимости знания алфавита; развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи:

Образовательные:  

-формировать представления о понятие «алфавит» и составе русского алфавита;

-по­мочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его;

Развивающие:

Развивать:

-интерес к русскому языку и стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;

-познавательные процессы и речь.

Воспитательные:

-воспитание у ребенка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю

Автор Девликамова Галина Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 515
Номер материала 49806
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓