I. Мотивация
к учебной деятельности
(1-2мин.)
|
- Проверка
организации рабочего места.
- Мотивация к
учебной деятельности, психологический настрой.
Мы сюда пришли
учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Дети, каким вы
хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет
зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
Правила
посадки при письме
Оформление тетрадей (запись даты).
|
Психологический настрой, создает мотивацию к
учебной деятельности
|
Эмоциональный настрой.
Высказывают свое мнение (интересным, чтобы
работали все вместе, уважали друг друга)
Проговаривают правильную посадку при письме,
положение руки, ручки, тетради.
|
Выступают в учебный диалог с учителем. (К)
Выполняют инструкции учителя, контролируют
свои действия. (Р.)
|
II.Актуализация знаний и пробное учебное
действие.
(4-5 мин.)
|
- На предыдущих уроках вы и ваши друзья, Антон и Майкл, учились записывать
слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел
помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску,
чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон. [Л'УК]
-Догадались ли вы,
какое опасное место есть во дворе? (Читается слово люк.)
-Можно ли такую
вывеску поместить во дворе?
-Все ли прохожие
поймут, что на ней написано?
-Годятся ли значки
звуков для письменной речи? (Основная масса детей на все вопросы учителя
отвечают отрицательно).
- Сравните наш вывод
с выводом авторов учебника о записи слов с помощью значков звуков. (Дети
шёпотом читают сведения из упр. 90 на с. 65 и вписывают пропущенное слово буквы.)
-Свою помощь Антону
предложил мальчик-иностранец и сделал запись на вывеске буквами. LUK
-Можно ли такую
вывеску поместить во дворе? (Нет.)
-Почему? (Она на
иностранном языке, и люди не поймут, что написано.)
-Как бы мы с вами
написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.
(Люк)
-Возьмите в руки
карандаш и знаками + или - оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как её
написали?
- Подведем итог:
какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Делается вывод о
том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)
|
С помощью созданной учебной ситуации
подводит детей к осознанию того, что значки звуков нельзя путать с буквами.
|
Читают модельную запись слова.
Отвечают на вопросы.
Сопоставляют свои выводы с выводом в
учебнике.
Осознают различие между иностранным языком и
родным.
Самооценка выполненной работы
Делают вывод о роли русских букв в
письменной речи.
|
Осознавать познавательную задачу. (П.)
Самостоятельно находить информацию в
материалах учебника. (П.)
Выражать свои мысли в словесной форме. (К.)
Контролировать свои действии.(Р.)
Анализировать, делать выводы.(П.)
|
IV Построение проекта выхода из
затруднения
(4-6мин)
V Реализация построенного проекта
(5-8 мин)
|
1. Работа по
учебнику.
Цель: определить
и систематизировать уже имеющиеся знания по новой теме.
-Как вы считаете, хорошо ли вы знаете
русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?
Найдите и аккуратно
карандашом зачеркните нерусские буквы - буквы других языков (упр. 91).
(Учащиеся выполняют упр. 91).
-Сколько букв вы зачеркнули? (Должно быть
зачёркнуто 6 букв). Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались.
-Вы уже многое знаете о буквах. Например,
знаете, что их... Сколько? (33)
-Но у нас с вами
записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся букв. Будем искать их и
вставлять.
-Какой нет первой
буквы? (а)
-Мысленно продолжите
строчку влево и впишите букву а. Пишем, как в тетради, красиво и аккуратно,
хотя без дополнительных линеечек это трудно. А теперь читайте по порядку все
буквы русского языка и ищите потерявшиеся.
-Почти все буквы
русского языка обозначают какие-то звуки.
-Почему я говорю почти все буквы?
-Какие две буквы
сами никаких звуков не могут обозначать? (ь и ь).
-А какие звуки обозначаются другими буквами?
(Гласные и согласные).
2. «Открытие» понятий алфавит, азбука.
-Мы многое повторили о буквах русского
языка. Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут
названия двух первых букв в двух языках - в греческом и старом русском.
а - альфа а-аз
Р - вита б
- буки
-Из названий этих
букв составлено два важных слова.
-Кто-нибудь
догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука).
-Вернитесь к
обратной стороне обложки. Какой заголовок вы там видите?
Прочитаем его все
вместе. (Алфавит)
-Как
вы понимаете, что такое алфавит? («Это буквы»).
-Вы сказали
правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точное значение слова алфавит, хором прочитаем
сведения в рамке на странице 61.
|
Мотивация учителя.
Учитель напоминает
знак вставки (с. 70 учебника) и даёт эталон записи на доске, обращает
внимание на наиболее трудные элементы букв.
Учитель читает
запись на доске.
Мотивирует проверку правильности сделанного
вывода.
|
Различают буквы русского и иностранного
языков.
Запись букв.
Хором читают названия
букв на обратной стороне обложки учебника. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с,
ф, ш, ы.
Совместное открытие новых понятий.
Работа по учебнику.
Высказывают свою точку зрения.
|
Осознание трудностей нашего языка,
стремление к их преодолению. (Л.)
Классифицировать материал. (П.)
|
VI Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи.
(4-5 мин)
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(3-5мин)
.
|
3. Обсуждение
практической значимости знания алфавита
-Антон, услышав
слово азбука вспомнил учебник, по которому он недавно
учился читать, и задал вопрос.
Прочитайте его на странице 61, внизу. (Читает вызванный ученик: Так
слово азбука и алфавит обозначают одно и то же?)
-Чтобы ответить
Антону, нам придётся обратиться к толковому словарю.
-Почему
словарь называется словарем? Какое слово продолжает
жить в этом названии?
-Поразмышляйте
о том, что значит толковать
Толковый он потому, что в нём
толкуются,
объясняются значения слов.
-Слова, которые нас
интересуют, мы найдём и в маленьком толковом словаре нашего учебника.
Откройте страницу 132.
- Отыщите сначала
название словаря, а потом над ним вопрос, на который с помощью этого словаря
можно получить ответ. (Хором читается: Что значит слово? Толковый словарь).
-Найдите слова азбука и алфавит.
-Есть ли у них
одинаковое значение? (Есть).
- Какое? (Буквы
в определенном порядке).
-А у какого слова
есть и второе значение? (У слова азбука).
- Какое? (Книга
для обучения грамоте).
Вывод: слова азбука и алфавит
имеют одинаковое значение, у слова азбука есть дополнительное
значение).
-На этой же странице
объясняется значение слова словарь: это перечень слов в
определённом порядке.
-Но что это за
порядок? Давайте узнаем ответ.
-Назовите в
последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (С и Т).
-Догадались, почему
сначала напечатано слово на букву С, а потом - на букву Т? (Ребята не смогли
догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть,
как расположены буквы с, т.)
-Как же располагают
слова в словаре? (По алфавиту.)
Проверим. Назовите две
первые выделенные буквы. (А и Д.)
-В алфавите они идут
в таком порядке? (Учащиеся смотрят на обложку учебника или на таблицу и
подтверждают вывод.)
-Ну-ка, закройте
глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.)
-Почему же мы их не
видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.)
-Вы догадались
правильно: слова в словарях располагают в алфавитном
порядке.
-Как вы думаете, а
зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы
детей: «Чтобы был порядок»; «Так договорились».)
-Прочитайте сведения
в рамке на странице 61 и найдите более точный ответ. (Он даётся
после «жужжащего» чтения: Чтобы мы быстрее находили нужные нам
слова.)
-Для всех нас в
алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях,
справочниках.
-Встречались ли вам
книги, при работе с которыми нужно знание алфавита? (Телефонный справочник,
детская энциклопедия...)
-Как вам кажется, вы
уже хорошо знаете алфавит? Проверим? (Организуется игра. Учитель называет 5
букв, затем алфавит продолжает названный им ученик. Он говорит следующие 5
букв, выбирает того, который должен продолжить называние букв, и т д.)
-Наша игра
заинтересовала Антона, и он снова задаёт вопрос. Прочитайте его на странице 62.
УПР. 94
-Сумеете объяснить Антону, зачем нужно
знание алфавита? (Чтобы быстрее находить нужные нам слова).
-Вы очень убедительно
доказали Антону, зачем и где необходимо знание алфавита.
-Сейчас нам снова
предстоит поработать со словарём. Но это уже другой словарь. Он тоже может
стать нашим хорошим помощником.
Работа
в тетрадях ТПО
Посмотрите
на пары слов в овалах УПР. 95. ТПО стр. 16
-Чем различаются
пары? (Ударением в словах.)
-Как произносят эти
слова окружающие вас люди?
-Как говорите их
вы? (Выслушивается несколько ответов.)
-А как верно произносить эти слова? Точно
ответить на этот вопрос поможет словарь. Откройте страницу 134.
Хором прочитаем третью строчку и узнаем название словаря. (Правильно ставь
ударение)
-Слова расположены в
двух колонках. Прочитайте их названия.
-В первой или второй
колонке будем искать наши слова? (В первой.) Почему вы так решили?
-Назовите первые
буквы слов, выделенные голубым цветом. Заметили, как расположены слова в словаре?
-Вернитесь к УПР.
95.
-На какую букву
начинается первое слово, которое нам нужно найти в словаре? Найдите это
слово. Хором прочитайте его с правильным ударением.
-На какую букву
начинается второе слово? Прочитайте его с правильным ударением.
-Кто уже нашёл
третье слово? Как его надо произнести?
-Давайте ещё раз
хором, верно прочитаем все слова.
-А теперь, чтобы вас
не путали ошибки, в нижних овалах карандашом зачеркните знак ударения и
поставьте его над нужным слогом. Проговаривайте слова.
-Антон записал эти
слова с помощью слоговых схем. (Открывается запись на доске.)
-Правильно ли Антон
указал ударение в этих словах? (Нет.)
-Какой по счёту слог
должен быть ударным? (Второй. Вызванные ученики вносят исправления.)
-Запомнить верное
ударение в этих словах вам поможет небольшой стишок. (Открывается и хором
прочитывается запись на доске.)
Слова
«включим», «звоним», «послала»
Ты говори не
как попало.
С ними будь
особо строг:
В них - второй
ударный слог.
-Проговорите каждое из слов, над которыми мы
работали, так, как следует писать, и, диктуя себе, запишите.
Укажите ударение и отметьте «опасные места».
|
Учитель показывает
большой словарь.
Организует
работу над лексическим значением слов словарь, толковый, азбука, алфавит.
Организует
работу по актуализации знаний по теме.
Активизирует
умственную деятельность
Организует наблюдение за расположением слов
в словарях, работу над нормами ударения.
|
Сравнивают значения слов, уточняют их по
словарю.
.
Читают, выявляя нужные сведения.
Объясняют значение слов.
Ищут ответ на проблемный вопрос.
Наблюдают за расположение слов в алфавите.
Работают по алфавиту, находят буквы.
Выявляют алфавитный порядок слов.
Делают вывод о практической значимости
алфавита.
Играют в игру.
Делают умозаключение о необходимости знания
алфавита.
Работа в тетрадях
ТПО
Упражняются в знании алфавита и в правильном
чтении слов.
Определяют ударение в словах.
Находят в словах «опасные места» (на слух и
зрительно), проверяют буквы по словарю.
|
Осуществлять поиск необходимой информации, в
том числе в словарях учебника. (П.)
Сравнивать сделанные выводы с информацией
в учебнике, строить необходимые рассуждения. (П.)
Участвовать в диалоге, в общей беседе,
выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать
собеседника). (К.)
Вступать в учебное сотрудничество с
одноклассниками,. (К.)
Участвовать в коллективном обсуждении
вопросов, в совместном решении задач. (К.)
Формулировать ответы на вопросы учителя.
(П.)
Осознание трудностей нашего языка,
стремление к их преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную
задачу. (К.)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.