Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку

конспект урока по русскому языку

hello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifhello_html_m27a67537.gifТема

Правописание суффиксов –ик, -ек.


Цель урока


Познакомить учащихся с правилом написания суффиксов –ик, -ек

Задачи:


Предметные: учить учащихся писать слова с суффиксом –ик, -ек;на основе ЭОР расширять представление учащихся о правописании приставок и суффиксов; продолжать работу по орфографической зоркости и слуха; развивать умение работать самостоятельно, в группах; совершенствовать умения в оформлении письменных работ; учить интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию, полученную из ЭОР; закрепить умение составлять эталон; учить реализовывать построенный проект.

Метапредметные:

Личностные: развитие таких положительных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка.

Регулятивные: развитие умения распознавать ошибки в написании .

Познавательные: развитие умения анализировать, делать выводы, ставить проблему в ходе совместной деятельности.

Коммуникативные: развитие речи учащихся.

Планируемый результат

Самостоятельное составление эталона по теме.


Тип урока

урок новых знаний


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык» 4 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

ПК; проектор; презентация к уроку;

ЭОР для работы в классе, Мimio Studio (система голосования)


Ход урока:

1. Организационный момент:

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Проверь дружок готов ли ты начать урок!

Посмотри-ка все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?!

2. Чистописание. 
-Начнём наш урок с минутки чистописания. 
-Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними. 
к и е ки ке ик ек 
-А теперь прочитайте предложение на доске. Объясните встретившиеся орфограммы. (Попытаться объяснить написание суффикса в слове «шишек» проблема) 
Дятлы и клесты добывают пищу из шишек. 

Слайд 1
(На доске картинки птиц. Какие сведения об этих птицах вам известны?) 
-Запишите предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу предложения. 
(Проверка: выделяю на доске. Работа в парах. Дети меняются тетрадями. Карандашом ставят оценки.) 
3.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Слайд 2

(на экране появляются изображения предметов)

Учитель: Запомните предметы. (перец, замок, карандаш, луч, шалаш, билет).

Клик. Запишите по памяти их названия в столбик.

При письме, в случае затруднения, оставляйте «окошечки».

Клик. Проверьте, все ли слова записали? (на экране появляются изображения предметов)

Взаимопроверка.

Учитель: Возникли проблемы? (Обсуждаются возникшие проблемы)

Слайд 3.

Блиц- игра «Вопрос-ответ».

(Учащиеся друг другу задают возможные варианты вопросов по этим словам и дают краткие ответы.

( Возможные варианты вопросов:

Назовите общие признаки слов;

Какое слово лишнее;

На какие группы можно разделить слова

У какого слова не совпадает количество букв и звуков).

2.Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Слайд 4 (на экране появляется лупа. Делает круговое движение и изображения предметов уменьшаются)

У. – Смотрите, появилась волшебная лупа.

- Что произошло под её волшебными чарами с предметами? (уменьшились)

- Изменятся ли названия этих предметов? (да, образуются новые названия)

-Каким способом образуются новые слова? (суффиксальным)

- Запишите новые слова во второй столбик.

-Не забывайте про «окошечки»

3. Этап выявления места и причины затруднения.

- Какие знания вам пришлось вспомнить?

-Какие проблемы возникли у вас?

- Почему они возникли?

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Слайд 5 (Просмотр фрагмента, где перед Витей Перестукиным встаёт проблема открытия ворот).

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

У.Слайд 6 Я предлагаю вам построить проект решения этой проблемы.

- Как вы думаете, какая тема будет у этого проекта? (Правописание суффиксов –ик-, -ек-.)

У. Какую задачу вы поставите перед собой?

У. – Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы –ик–и –ек–.

-_____hello_html_76442a51.jpg__________________V_______________________hello_html_m193fc90b.png____+

(Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).

У. – Знаете ли вы, как они пишутся?


5. Этап реализации построенного проекта.


Прочитайте задание . Слайд 7 (Запишите ряды слов. Разберите по составу. Найдите родственные слова и формы слов.

-Какое значение придают суффиксы этим словам.

-Сравните написание суффиксов в разных формах слов.

Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах -ИК-, -ЕК-?

Построение плана действий при написании слов с этими суффиксами.

У. – Давайте, попробуем вывести план действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Слайд 8

-Какой первый шаг вы сделаете? (читаем слово)

-В какой форме вы поставите имя существительное? (родительного падежа или множественного числа)

-За какой частью слова вы будете наблюдать? (за суффиксом)

-Сколько вариантов ответа и, какие могут возникнуть? (два: гласный может сохраниться, а может исчезнуть)

-Какой выбор вы сделаете? (Если гласный сохранился, то пишем суффикс –ик-, в противном случае –ек-)


Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

1. [ ик ] -?

2.Изменюю форму слова (нет, много)

3. Если [и ] - ик

Если [- ] – ек




Физминутка. Слайд 9

а). Зарядка для глаз.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как правильно написать слова. (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).


Карточка № 1

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Проводится тестирование с помощью пультов (Система голосования)


Вопрос № 1 
В каком слове ошибка?

 кармашик
 слоник
 хвостек
 лучик

Вопрос № 2 
В каком слове есть ошибка?

 кузнечек
 мячик
 уголочек
 звоночек

Вопрос № 3 
В каком слове есть ошибка?

 кораблик
 вечерочик
 дождик
 букетик

Вопрос № 4 
В каком слове есть ошибка?

 гвоздик
 борщик
 кирпичик
 орешик

Вопрос № 5 
В каком слове нет суффикса –ИК?

 ящик
 прыщик
 клещик
 блокнотик


8. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

9. Этап рефлексии учебной деятельности. Слайд 11

Посмотрим как Витя Перестукин решил эту проблему. Совпадают ли его действия с вашими?


Прием «Написание синквейна» Слайд 12

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

У. А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

Слайд 13 Вернёмся к шкале самооценки.

Нарисуйте теперь нового смайлика. Изменилось ли его место на шкале?

XI. Домашнее задание.

У. – Запишите домашнее задание: № 12 с.24 (раб. тетрадь)












конспект урока по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок русского языка проводится в 4 классе в разделе «Слово в языке и речи» (урок №30).

Тип урока по основным этапам учебного процесса – урок-открытия новых знаний (определение способов действия при выборе суффиксов –ик, -ек)

Методы работы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (мультимедийная презентация); практические.

Средство обучения: мультимедийная презентация.

В работе учителя четко поставлена цель и определены задачи, которые

решаются на уроке. Структура урока логична и завершена. Учитель применяет разнообразные формы работы (индивидуальные, фронтальные, работа в парах), методические приемы с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательных способностей обучающихся, расширению кругозора. Информационные технологии, открывают не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу детей в проектном режиме.

Автор Кадигробова Ольга Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 745
Номер материала 41805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓