Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».



Задачи урока.



Обучающая: закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными в конце и середине слова; закрепление умений подбора родственных слов; закрепление знаний словарных слов на тему «Птицы»;



Развивающая: развитие речи, логического мышления через операции анализа, синтеза на протяжении всего урока, обобщения; обогащение лексического запаса слов; формирование орфографической зоркости и произвольного внимания; развитие долговременной памяти; развитие эмоциональной сферы, воображения, коммуникативных способностей;



Воспитывающая: воспитание любви к природе, животным; аккуратности, чистоте в тетради, культуре поведения и общению на уроке.



Структура урока:





1. Организационный момент направлен на проверку готовности учащихся к работе, мобилизацию внимания, создание мотивации к деятельности на уроке. 1 мин.



2. Постановка цели, направленной на выявление способов проверки парных согласных. 5мин

3. Актуализация ЗУН путём нахождения парных согласных в слабой позиции. 2 мин.

4. Минутка чистописания с дифференцированным заданием. 2 мин.

5. Словарная работа на выделение лишнего слова с парной согласной. 7 мин.

6. Физкультминутка. 2 мин.

7. Упражнение в закреплении направленных на отработку способов проверки парных согласных с дифференцированными заданиями. 9 мин.

8. Систематизация знаний. 8 мин.

9. Домашнее задание. 1 мин.

10. Итог урока. 3 мин.



Оборудование.





1. Рисунок кормушки.

2. Веера с парными согласными.

3. Напечатанные слова: кро…ки, зёрны…ки, семечки, яго…ки, хле…, пшено, которые вставляются в кормушку.

4. Рисунки птиц: воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица, снегирь.

Приложение 1.

5. Школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.

6. Проигрыватель, грамзапись «Голоса весеннего леса».

7. Карточки с планом, по которому дети пишут мини – сочинение.

8. Карточки с текстом, в котором исправляют ошибки.

9. Мимика лиц, с помощью которых оценивают свою работу.



Ход урока.



1. Организационный момент.



Уч.:Ребята, желаю , вам, хорошего

настроения на уроке и успехов!

Улыбнулись, повернулись, друг на друга посмотрели

и на место тихо сели.



2. Постановка цели:

на доске:

По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца.

Уч.: Какая орфограмма часто встречается?

Д.: Парные согласные.

Уч.: Когда нужно проверять?

Д.: Если парные согласные находятся в слабой позиции.

Уч.: Какая позиция является слабой для согласных?

Д.: Парные согласные на конце слова и в середине перед глухим согласным.

Уч.: Как нужно проверить?

Д.: Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после соглас- ной стоял гласный.

Уч.: Мы сегодня на уроке будем повторять способы проверки парной согласной в корне слова.

Уч.: Назовите в тексте слова с парными согласными, подобрав к ним проверочное слово (устная работа).



3. Минутка чистописания.



Уч.: Сегодня на уроке мы тоже отправимся в зимний лес. С собой мы должны взять зёрнышки. Как вы думаете зачем?



- Правильно вы сказали, что для птиц зима страшна не холодом, а голодом. Поэтому птицы нуждаются в помощи человека.



Задание:

Выберите, какое зёрнышко «лишнее»?

на доске:

ф к з с д р т в ж

Уч.: Почему?

Д.: Не парный, его не нужно проверять.

Уч.: На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы?

Д.: д з ж в – обозначают парные звонкие звуки.

т с ф – парные глухие.



Уч.: Обсудите в парах, каких букв не хватает.

Задание:



- Запишите красиво в одну строчку буквы, обозначающие парный звонкий согласный, а во вторую их пару по глухости

У детей в тетради:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Уч.: Мы записали парные согласные и тем самым приготовили корм для птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними.



4. Актуализация знаний.



Уч.: Мы не можем бросить наш корм на снег. Почему?

- Что для этого нужно?

Д.: Кормушка.

На магнитную доску крепится:





КОРМУ…КА



Веера с парными согласными



Уч.: Какая буква пропущена?

Покажите на веере?

- Каким словом проверили?

Уч.: Какой корм можем положить в кормушку?

Назовите слова с парными согласными. (Дети называют слова , а учитель ставит карточки со словами в кормушку).

Д.: Кро..ки, зёрны..ки, яго..ки,семечки, хле.., пшено.

Уч.: Какие слова на парную согласную?

Уч.: Докажите, подобрав проверочное слово.



5. Словарная работа.



Уч.: А вот и первые гости (выставляются рисунки птиц : воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица,снегирь). Приложение 1.

Уч.: Кто прилетит к кормушке?

- Как можно назвать эти слова?

Д.: Словарные.

Уч.: Записываем в тетрадь с орфографическим проговариванием (по цепочке).

Уч.: Какие слова лишние?

Почему?

Д.: Соловей не может прилететь, так как он не зимует.

Утка 1) тоже перелётная и бывают домашние;

2) утка не словарное слово.

Уч.: А какая орфограмма в слове утка?

Д.: Парная согласная в середине слова.

Уч.: Как можно проверить?

Д.: Подобрать родственные слова.

Уч.: Запишем все родственные слова в тетрадь (один ученик у доски), а поможет нам в этом словарь, который лежит у каждого на парте.

На доске:

Утка, уточка, утиный, утёнок, утята, утконос, утятница, Уткин.



Уч.: Подчеркните те слова, которые являются проверочными.

- Почему утконос и Уткин не могут быть проверочными?

Д.: В этих словах звук [т] стоит в слабой позиции.



6.Физкультминутка.



- Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может кто – то из вас узнает по голосу какую – либо птицу.



7.Упражнение в закреплении.



Уч.: Птицы благодарят вас за кормушку и вкусный обед и желают вам дальнейших успехов в работе с парными согласными.

- Найдите слова, в которых парные согласные нужно проверять:

на доске:

У..кий, сла..кий, холо..ный, ро..кий, гла..кий, голо..ный, доро..ка, тро..ка, сколь..кий, хру..кий, кре..кий.

Уч.: Какие слова не требуют проверки?

Д.: Холодный и голодный, т.к. парный согласный стоит в сильной позиции (перед сонорным).

Уч.: Лишние слова сотрём.

Уч.: А теперь вы можете выбрать задание себе сами по силам:

1 гр. – Списать слова, подо-брать к ним проверочные.

2 гр. – Списать, дополнить 2-3 слова на эту орфограмму и проверить свои слова.

3 гр. – Используя эти слова, напиши мини-сочинение (маленький рассказ), подчеркни буквы, которые нужно проверить. Кто затрудняется, на карточке написан план, который поможет в написании.

План.

1.Приход зимы.

2.Помощь птицам.

3.Птицы – наши друзья.



8. Проверка (инд.).



- Зачитать одно из лучших.



- Вы справились с заданием, написали правильно, значит умеете проверять слова с данной орфограммой.



9. Систематизация знаний.



- Посмотрите, вот синичка принесла вам письмо. Оно лежит у каждого на парте. Но в нём есть ошибки, прочитайте, исправьте ошибки зелёной ручкой.



Карточка с заданием:

Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трищат от заморосков. Трудно нам земой. Памагите друзьям.

- Нашли ошибки, а теперь отдайте свой листок соседу.

Если найдёте ошибку в чужом листочке, исправьте её карандашом.

- Обсудите найденные ошибки в парах и расскажите друг другу, как вы проверяли.

10. Обобщение.



- Подведём итоги:

- На что были направлены задания?

- Какие способы проверки вы знаете?

- Какие задания показались сложными?

- Какие задания хотели бы повторить на следующем уроке?

- Оцените ваше настроение на уроке.

Нарисуйте.





радость отсутствие не понял

итерес интереса тему



11. Домашнее задание.



- Дома выполняете упр. №245 стр. 141.

Выписать слова с парными согласными, написать к ним проверочные слова, обозначив орфограмму.



Список литературы.

1. Программа «Образовательная система «Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, издательство Баласс 2009года.

2. Учебник «Русский язык» - 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, издательство Баласс 2008 года.

3. «Орфографическая тетрадь по русскому языку» 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова.

4. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 2 класс, авторы: Л.Ю. Комисарова.

5. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (1 и 2 варианты) для 2 класса, автор: Е.В. Бунеева.

6. Методические рекомендации, авторы: Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комисарова, издательство Баласс 2006года.

7. Зверева Н.М. «Практическая дидактика для учителя. М. 2001года.

8. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах». М. 2001года.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998года.

10. Гин А. «Приёмы педагогической техники», М. 2002года.

11. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».





Конспект урока по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме:                                                                              «Правописание звонких и  глухих согласных в корне слова».

 

Задачи урока.

 

Обучающая:  закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными в конце и середине слова; закрепление умений подбора родственных слов; закрепление знаний словарных слов на тему «Птицы»;

 

Развивающая: развитие речи, логического мышления через операции анализа, синтеза на протяжении всего урока, обобщения; обогащение лексического запаса слов; формирование орфографической зоркости и произвольного внимания; развитие долговременной памяти; развитие эмоциональной сферы, воображения, коммуникативных способностей;

 

Воспитывающая: воспитание любви к природе, животным; аккуратности, чистоте в тетради, культуре поведения и общению на уроке.

 

Структура урока:

 

 

1. Организационный момент направлен на проверку готовности учащихся к работе, мобилизацию внимания, создание мотивации к деятельности на уроке.                                     1 мин.                               

 

2. Постановка цели, направленной на выявление способов проверки парных согласных. 5мин

             

3. Актуализация ЗУН путём нахождения парных согласных в слабой позиции.                2 мин.                                

4. Минутка чистописания с дифференцированным заданием.                                              2 мин.                                                          

5. Словарная работа на выделение лишнего слова с парной согласной.                              7 мин.                                              

6. Физкультминутка.                                                                                                                  2 мин.

7. Упражнение в закреплении направленных  на отработку способов проверки парных согласных с дифференцированными заданиями.                                                                            9 мин.

8. Систематизация знаний.                                                                                                       8 мин.

9. Домашнее задание.                                                                                                                1 мин.

10. Итог урока.                                                                                                                           3 мин.

 

Оборудование.

 

 

1. Рисунок кормушки.

2. Веера с парными согласными.

3. Напечатанные слова: кро…ки, зёрны…ки, семечки, яго…ки, хле…, пшено, которые вставляются в кормушку.

4. Рисунки птиц: воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица, снегирь.

                                                                                                                                     Приложение 1.

5. Школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.

6. Проигрыватель, грамзапись «Голоса весеннего леса».

7. Карточки с планом, по которому дети пишут мини – сочинение.

8. Карточки с текстом, в котором исправляют ошибки.

9. Мимика лиц, с помощью которых оценивают свою работу.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

 

Уч.:Ребята, желаю , вам, хорошего

настроения на уроке и успехов!

Улыбнулись, повернулись, друг на друга посмотрели

и на место тихо сели.

 

2. Постановка цели:

на доске:

По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца.

Уч.: Какая орфограмма часто встречается?

Д.: Парные согласные.

Уч.: Когда нужно проверять?

Д.: Если парные согласные находятся в слабой позиции.

Уч.: Какая позиция является слабой для согласных?

Д.: Парные согласные на конце слова и в середине перед глухим согласным.

Уч.: Как нужно проверить?

Д.: Надо изменить форму слова или подобрать родственное  слово, чтобы после  соглас- ной  стоял гласный.

Уч.: Мы сегодня на уроке будем повторять способы проверки парной согласной в  корне  слова.

Уч.: Назовите в тексте слова с парными согласными, подобрав к ним проверочное слово (устная работа).

 

3. Минутка чистописания.

 

Уч.: Сегодня на уроке мы тоже отправимся в зимний лес. С собой мы должны взять зёрнышки. Как вы думаете зачем?

 

- Правильно вы сказали, что для птиц зима страшна не холодом, а голодом. Поэтому птицы нуждаются в помощи человека.

 

Задание:

Выберите, какое зёрнышко «лишнее»?

на доске:

ф к з с д р т в ж

Уч.: Почему?

Д.: Не парный, его не нужно проверять.

Уч.: На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы?

Д.: д з ж в – обозначают парные звонкие звуки.

      т с ф – парные глухие.

 

Уч.: Обсудите в парах, каких  букв не хватает.

Задание:

 

- Запишите красиво в одну строчку буквы, обозначающие парный звонкий согласный, а во вторую их пару по глухости

У детей в тетради:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Уч.: Мы записали парные согласные  и тем самым приготовили корм для птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними.

 

4. Актуализация знаний.

 

Уч.: Мы не можем бросить наш корм на снег. Почему?

- Что для этого нужно?

Д.: Кормушка.

На магнитную доску крепится:

 

       КОРМУ…КА

 

 Веера с парными согласными

 

Уч.: Какая буква пропущена?

Покажите на веере?

- Каким словом проверили?

Уч.: Какой корм можем положить в кормушку?

Назовите слова с парными согласными.  (Дети называют слова , а учитель ставит  карточки  со словами в кормушку).

Д.: Кро..ки, зёрны..ки, яго..ки,семечки, хле.., пшено.

Уч.: Какие слова на парную согласную?

Уч.: Докажите, подобрав проверочное слово.

 

5. Словарная работа.

 

Уч.: А вот и первые гости (выставляются рисунки птиц : воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица,снегирь). Приложение 1.

Уч.: Кто прилетит к кормушке?

- Как можно назвать эти слова?

Д.: Словарные.

Уч.: Записываем в тетрадь с орфографическим  проговариванием (по цепочке).

Уч.: Какие слова лишние?

Почему?

Д.: Соловей не может прилететь, так как он не зимует.

Утка 1) тоже перелётная и бывают домашние;

        2) утка не словарное слово.

Уч.: А какая орфограмма в слове утка?

Д.: Парная согласная в середине слова.

Уч.: Как можно проверить?

Д.: Подобрать родственные слова.

Уч.: Запишем все родственные слова в тетрадь (один ученик у доски), а поможет нам в этом словарь, который лежит у каждого на парте.

На доске:

Утка, уточка, утиный, утёнок, утята, утконос, утятница, Уткин.

 

Уч.: Подчеркните те слова, которые являются проверочными.

- Почему утконос и Уткин не могут быть проверочными?

Д.: В этих словах звук [т] стоит в слабой позиции.

 

6.Физкультминутка.

 

- Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может кто – то из вас узнает по голосу какую – либо птицу.

 

7.Упражнение в закреплении.

 

Уч.: Птицы благодарят вас за кормушку и вкусный обед и желают вам дальнейших успехов в работе с парными согласными.

- Найдите слова, в которых парные согласные нужно проверять:

на доске:

У..кий, сла..кий, холо..ный, ро..кий, гла..кий, голо..ный, доро..ка, тро..ка, сколь..кий, хру..кий, кре..кий.

Уч.: Какие слова не требуют проверки?

Д.: Холодный и голодный, т.к. парный согласный стоит в сильной позиции (перед сонорным).

Уч.: Лишние слова сотрём.

Уч.: А теперь вы можете выбрать задание себе сами по силам:

1 гр. – Списать слова, подо-брать к ним проверочные.

2 гр. – Списать, дополнить 2-3 слова на эту орфограмму и проверить свои слова.

3 гр. – Используя эти слова, напиши мини-сочинение (маленький рассказ), подчеркни буквы, которые нужно проверить. Кто затрудняется, на карточке написан  план, который поможет в написании.

План.

1.Приход зимы.

2.Помощь птицам.

3.Птицы – наши друзья.

 

8. Проверка (инд.).

 

- Зачитать одно из лучших.

 

- Вы справились с заданием, написали правильно, значит умеете проверять слова с данной орфограммой.

 

9. Систематизация знаний.

 

- Посмотрите, вот синичка принесла вам письмо. Оно лежит у каждого на парте. Но в нём есть ошибки, прочитайте, исправьте ошибки зелёной ручкой.

 

Карточка с заданием:

Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трищат от заморосков. Трудно нам земой. Памагите друзьям.

- Нашли ошибки, а теперь отдайте свой листок соседу.

Если найдёте ошибку в чужом листочке, исправьте её карандашом.

- Обсудите найденные ошибки в парах и расскажите друг другу, как вы проверяли.

10. Обобщение.

 

- Подведём итоги:

- На что были направлены задания?

- Какие способы проверки вы знаете?

- Какие задания показались сложными?

- Какие задания хотели бы повторить на следующем уроке?

- Оцените ваше настроение на уроке.

Нарисуйте.

 

радость          отсутствие    не понял

итерес                интереса          тему

 

11. Домашнее задание.

 

- Дома выполняете упр. №245 стр. 141.

Выписать слова с парными согласными, написать к ним проверочные слова, обозначив орфограмму.

 

Список литературы.

1. Программа «Образовательная система «Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, издательство Баласс 2009года.

2. Учебник «Русский язык» - 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, издательство Баласс 2008 года.

3. «Орфографическая тетрадь по русскому языку» 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова.

4. «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 2 класс, авторы: Л.Ю. Комисарова.

5. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (1 и 2 варианты) для 2 класса, автор: Е.В. Бунеева.

6. Методические рекомендации, авторы: Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комисарова, издательство Баласс 2006года.

7. Зверева Н.М. «Практическая дидактика для учителя. М. 2001года.

8. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах». М. 2001года.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998года.

10. Гин А. «Приёмы педагогической техники», М. 2002года.

11. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

 

 

 

Автор Чулахова Светлана Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 37608
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓