Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Урок русского языка в 6 Б классе по теме «Фразеологизмы».

Учитель: Гречаниченко Марина Васильевна

Цели урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с понятием фразеологизм;

- научить понимать целесообразность применения фразеологизмов в речи;

- научить находить фразеологизмы в многообразии лексики.

воспитательные:

- повысить интерес обучающихся к урокам русского языка.

развивающие:

- развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;

- сформировать практические знания  о фразеологизмах и их значении.

Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;

Способ восприятия: зрительно-слуховой

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, работа в парах, групповая работа

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, ватман, фломастеры.

Толковый словарь русского языка, фразеологический словарь.

Ход урока

1.  Инициация, организационное начало урока:

установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека  - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

2. Вхождение в тему

Слайд-шоу - 4 слайда. Заранее подготовленный обучающийся показывает слайд-шоу, раскрывает понятие фразеологизм и приводит примеры.

- Записываем тему урока в свои тетради.

3. Игра «Мир един»

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать фразеологизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

- это очень хорошо

- потому что мы должны владеть русским языком

- она нам пригодится при сдаче экзамена

- она нам нужна для подготовки к контрольной работе

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход.

4. Изучение нового материала

1) знакомство с теоретическим материалом.

Работа с параграфом учебника. Записываем предложения с фразеологизмами, добавляем синонимы.

Обучающимся дается справка, откуда пришли в язык эти фразеологизмы. Делается первый вывод о том, что это устойчивое сочетание, которое можно заменить синонимом, одним словом; второй – лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, так как это неделимое сочетание слов.

Докажем второе положение. Запись фразеологизмов со словом бить: бить по карману, бить баклуши, бить по рукам (значение имеет весь фразеологизм), но бить рукой, бить по мячу (каждое слово имеет свое значение)

2) Мероприятие «Лабиринт» (работа в группах)

Каждой группе дается ватман, на котором написаны словосочетания и устойчивые сочетания – фразеологизмы Задание: подчеркнуть фломастером только фразеологизмы.

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

1. Почему вы отобрали именно эти сочетания слов?

Каждое сочетание слов рассмотреть и объяснить его значение. Обучающиеся могут объяснить значение слова сначала сами при помощи фразеологического   словаря.

2. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

Игра «Ипподром»

Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням – бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут – хлопаем. Два барьера – два хлопка. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

6. Проработка содержания темы

1.Работа в группе: подобрать как можно больше фразеологизмов со словами: 1 – нос, 2 – душа, 3 – нога, 4 – лицо, 5 – соль, 6 – сердце.

2.Аукцион фразеологизмов.

3.Группам раздаются карточки с   иллюстрациями.

Каждая группа должна вспомнить фразеологизм на каждую из иллюстрации.

4.Литературная викторина: найти в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Бородино», К.М. Симонова «Сын артиллериста», Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» предложения с фразеологизмами

7. Орфографическая минутка. Подготовка к ГИА:

1. В каком ряду во всех словах пропущена .одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?

А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит

Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик

В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть

Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:

А) сумерки

Б) предложит

В) перебрасываюсь

Г) признаёт

8. Подведение итога урока:

- Что такое фразеологический оборот?

- Приведите примеры фразеологизмов.

- Что вам удалось на уроке?

- Какие трудности испытали?

9. Домашнее задание (по выбору обучающихся)

1)Найти и выписать 5 предложений с фразеологизмами из художественной литературы, объяснить значение; 2) подготовить презентацию, используя фразеологические обороты; 3) сделать сборник фразеологизмов с юмористическими рисунками


Конспект урока по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка представляет собой конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы". На данном уроке учащиеся познакомятся  с понятием фразеологизм; научатся понимать целесообразность применения фразеологизмов в речи, находить фразеологизмы в многообразии лексики. В ходе занятия формируются практические знания  о фразеологизмах и их значении.

Тип данного урока - урок ознакомления с новым учебным материалом. Предусмотрена индивидуальная, работа в парах, групповая работа. Для работы потребуются толковый словарь русского языка, фразеологический словарь.

На уроке предусмотрена орфографическая минутка, направленная на подготовку к  ОГЭ (ГИА).

Автор Гречаниченко Марина Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 16892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓