Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку

конспект урока по русскому языку

Тема: Родственные слова. Общая часть родственных слов.

Цель: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова

Задачи урока:

Совершенствовать умение подбирать родственные слова, выделять корень в слове; 
• Практически знакомить с механизмом образования слов;
• Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
• Воспитывать умение общаться и работать в группах.

Межпредметные связи: русский язык, литература

Оборудование: опорные слова, карточки для парной и групповой работы, куклы Миша и Маша, ИКТоборудование

Деятельность учеников:

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.



Организационный момент. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь-поделитесь своей радостью. Гости нам тоже улыбнутся. Мне очень приятно видеть улыбки на ваших лицах и думаю, что сегодняшний урок нам принесет только положительные эмоции.


Откройте тетрадь. Запишите число. Классная работа. (запишем заранее)

Прочитайте пословицу « Ум да разум надоумят сразу»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы

-Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Назовите родственные слова из пословицы.

Докажите, что это родственные слова

(Называют признак родственных слов): общее значение, разная основа, общая часть. Запишите пословицу. Выделите общую часть слова.

- А как называется общая часть слова ( молчок, или какие то комментарии)

Вывод : не знаем

-А хотите узнать как она называется?

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока: Родственные слова. Общая часть родственных слов

Цель урока: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова

Строим план урока:

  1. Повторение

  2. Новый материал

  3. Закрепление пройденного (работа в парах, группах, индивидуально)

  4. Итог урока

  5. Рефлексия

А какие умения будем оценивать? Обсуждение (на доске появляются критерии)

Умение подбирать родственные слова

Умение выделять общую часть слова

Что мы сейчас делали?

-Планировали свою деятельность


А для чего мы изучаем родственные слова?

А что вам хотелось бы узнать сегодня на уроке?


III.Открытие новых знаний:

На слайде Маша и Миша и корень растения

- Чему удивились Маша и Миша?

- огромному корню дерева

Что такое корень?

-подземная часть растения

А ещё знаете значение корня?

-корень зуба, ногтя и т. д.

А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений

(многозначные)

Ребята, а растение может жить без корня? А как вы думаете, может ли жить слово без общей части?

Давайте вернемся к нашим словам, проведем эксперимент. Закройте общую часть слова и попытайтесь прочитать. Что- то понятно?

-нет.

Может жить слово без общей части. А кто догадался, как называется общая часть слова?Как растение не может жить без корня, так и слово не может жить без…..

Корень

Сделаем вывод: Общая часть родственных слов называется корнем.

Сравним свой вывод с выводом учебника. стр 96

Скажите, как вы поняли, что такое корень?

IV. Работа в парах

-Давайте вспомним строчки из стихотворения В. Берестова, которые вы недавно учили. (читает наизусть один человек)


Валентин Берестов

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?



- Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень. (зим)
- Давайте поможем одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова к корню зим. Какой вид работы выберем (Работа в парах)

Обсудите, запишите.

Проверка

Физминутка (музыкальная )

Продолжаем работать. (вспомнить тему урока)

Помогите Мише и Маше справиться с заданием учебника упр 68 (самостоятельно) Один работает у доски

Выписать род. слова, выделить корень. Какие слова лишние.

Проверяем (дискуссия)

Работа в группе:? (Разноуровневая)

Вспоминаем правила работы в группе

Для этого организуем работу в группах.

- Вам нужно:

  1. Взять пакет с заданием.

  2. Прочитать задание.

  3. Выполнить задание.

  4. Подготовить отчёт по плану.

  5. Представить отчёт группы.





1.

Ребята!

  1. Прочитайте текст.

  2. Найдите родственные слова.

  3. Докажите правильность своего ответа

  4. Подготовьте отчёт о работе по плану.

 

Грибники.

Осенью ребята часто ходят в лес за грибами. Иногда они соревнуются, кто больше найдёт грибочков. В наших лесах много опят, лисичек, подосиновиков. С полными корзинами грибники возвращаются домой. Ох, и вкусный будет грибной суп!



План отчёта группы

  1. Мы работали с текстом и нашли слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова).

  2. У этих слов схожее _____________________.

  3. Во всех словах есть общая часть ____________.

  4. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

_ Вывод: общая часть родственных слов слова называется__________

В группе мы работали_________________ уровне, так как



2. Отгадай загадку, к отгадке подбери родственные слова, выдели корень

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут её... 

План отчёта группы № 2.

  1. Мы работали с загадкой , отгадка_________________

  2. Подобрали ещё родственные слова_________________

  3. У этих слов схожее _____________________.

  4. В словах есть общая часть ____________.

  5. Эта общая часть называется - ____________. Мы выделили её- ______.

Вывод: общая часть родственных слов слова называется______________

В группе мы работали_________________ уровне, так как




Проверка, оценивание работы в группе.

V. Итог урока: Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

Что такое корень слова.

Найдите правильное определение корня.

Миша: «Корень – это общая часть всех слов».

Маша: «Корень – это общая часть родственных слов».



- Как вы думаете, почему общую часть родственных слов назвали корнем?

Д.- Корень - это главная часть слова. В нём заключено значение слова. Чем больше мы будем знать таких родственных слов, тем ярче будет наша речь.



Оценивание по критериям


V. Домашнее задание.

Придумать сказку про корень















конспект урока по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Родственные слова. Общая часть родственных слов.

Цель: изучение состава родственных слов, формирование  умения подбирать родственные слова и выделять корень слова

Задачи урока:

• Совершенствовать умение подбирать родственные слова, выделять корень в слове; 
• Практически знакомить с механизмом образования слов;
• Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
• Воспитывать умение общаться и работать в группах.

Межпредметные связи: русский язык, литература

Оборудование: опорные слова, карточки для парной и групповой работы, куклы Миша и Маша, ИКТоборудование

Деятельность учеников:

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

 

Автор Лешукова Оксана Ивановна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 13465
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓