Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение и обобщение по теме: «Сложноподчинённые предложения».(9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение и обобщение по теме: «Сложноподчинённые предложения».(9 класс)

Конспект урока по русскому языку

9 классе.

Тема: Повторение и обобщение по теме: «Сложноподчинённые

предложения».

Образовательные аспекты:

* Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных

предложениях , виды придаточных.

* Закрепить умение находить в тексте CПП, определять вид придаточного, конструировать CПП с различными видами придаточных,

интонационно и пунктуационно оформлять, строить схемы СПП.

Развивающие аспекты:

* Развивать орфографическую и пунктуационную

зоркость.

* Составлять связный рассказ .

Воспитательный аспект:

* Воспитывать нравственные нормы.



ход урока

I оргмомент

а) приветствие

- Я рада вас видеть. Сегодня прекрасный зимний день. У нас очень хорошая тема урока, которая позволит вам подготовиться к написанию контрольного диктанта на следующий урок и пригодиться вам при сдаче итоговой государственной аттестации.

б) постановка темы и цели

- Посмотрите на доску. Как звучит тема урока?

- Как вы думаете, что нам необходимо знать, чтобы работа на уроке была успешной?

-Действительно, нам необходимо систематизировать знания о CПП. Это цель нашего урока.

II Работа с эпиграфами.

(слайд)

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского литературоведа, критика В.Г. Белинского : «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». И слова замечательного писателя второй половины 19 века Л.Н. Толстого: «А метели-зимы как хорошо изображены!

- Как вы думаете, почему я выбрала их для эпиграфа к нашему уроку?

-Сейчас прекрасное время года. Эта зимняя тема будет затронута на нашем уроке. Мы понаблюдаем за словесным описанием зимнего пейзажа на основе текстов, замечательного русского писателя, который 29 января отметил бы своё 150-летие со дня рождения. Кто это?

-Мы посмотрим, как писатель при помощи художественных средств выразительности может по-разному описать это время года.


III Закрепление знаний.

(слайд)

а) Прочитайте «слепую» схему. Расскажите о строении сложных предложений.

Сложные предложения


?


союзные

сложносочинённые


?


-Приведите пример сложносочинённого и сложноподчиненного предложений.

- Посмотрите на примеры в таблице, прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

(слайд)

б) Игра «Блеф- клуб», или цифровой диктант.

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру1, если нет- 0, затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте ответы на мои утверждения.

1) Сложноподчиненные предложения – это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительными союзами или союзными словами. 1 (да)

2) Придаточные предложения в CПП могут стоять только после главного. 0

3) CПП имеет 3 вида придаточных: определительные, изъяснительные и следствия. 0 (нет)

4) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей. 0 (нет)

5) Однажды, гуляя по-зимнему лесу, я забрёл так далеко, что не мог определить направление к деревне.

Это CПП - ? 1 (да)

- Поменялись тетрадями (взаимопроверка)

-Проверяем код 10001

в) Словарная работа

- Вернёмся к 5 предложению, прочитайте придаточное предложение, определите вид придаточного. Замените глагол синонимом. (ориентироваться)

-Это словарное слово, запишите его в себе в тетрадь.

- От какого слова произошло слово « ориентироваться»?

- Что такое ориентир? (опережающее задание)

-Какие однокоренные слова вы можете подобрать к этому слову

(слайд)

ориентир

ориентироваться

сориентироваться

дезориентироваться

ориентировка

ориентация

-Составьте сложное предложение с одним из этих слов

I вариант – с придаточным причины

II вариант – с придаточным цели

Кто затрудняется, то можете обратиться к схемам на доске

[ гл.], ( потому что)

Путник не смог сориентироваться в лесу, потому что его подхватила вьюга и закружила в снежном танце.


[ гл.], (чтобы )

Мы должны уметь ориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться.

г) Работа с текстом.

- У вас на парте лежит карточка №1. Это отрывок из рассказа А.П. Чехова «На пути». Все предложения в тексте пронумерованы. Прочитаем текст.

-О каком времени года идёт речь?

-Как вы догадались, что речь идёт о зиме, ведь самого слова «зима» мы не в одном предложении не услышали.

- Предлагаю рассмотреть некоторые художественные средства выразительности, которые использует автор, благодаря которым текст приобрёл лицо.

(слайд)

Тест.

  1. Как одним словом можно назвать «цепочку» экспрессивных определений (Бешеное, злобное, несчастное; с радостным, предательским);

  2. Из предложения №3 найдите и выпишите сравнение(огонь, как цепной пёс)

  3. Из предложений №2-3 выпишите 2 любых олицетворения (металось, старалось ворваться, хлопая, стуча, царапая, грозило, умоляло, утихало, врывалось, несся, вспыхивали);

  4. Выпишите из текста предложение №4. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему этого предложения, определите вид придаточного.

(один ученик у доски)

д) Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 72 упр. 160. Перед вами схемы предложений, выберите 1 любую схему, составьте предложение, укажите значение придаточного.

Е) Обратите внимание на слайд. Что такое милосердие? Продолжите фразы .Составьте небольшой связанный текст о милосердии


IV. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопросы классу:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке.

V. Домашнее задание

Упражнение 207 ,206 по выбору учащихся



Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение и обобщение по теме: «Сложноподчинённые предложения».(9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

Тема:  Повторение и обобщение по теме: «Сложноподчинённые  предложения». 

Образовательные аспекты:

  • Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных предложениях  , виды придаточных.
  • Закрепить  умение находить в тексте CПП, определять вид      придаточного,   конструировать CПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно оформлять, строить схемы СПП.

 

 Развивающие аспекты:

  •  Развивать орфографическую и пунктуационнуюзоркость.
  • Составлять связный рассказ .

 

Воспитательный аспект:

  • Воспитывать нравственные нормы.

 

Автор Картавцева Анна Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1515
Номер материала 29537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓